Успешность любого интернет-проекта зависит от его востребованности со стороны пользователей. Однако, как показывает опыт сайта сообщества новосибирских рекламистов (www.advert.nsk.ru), даже очень популярный ресурс вовсе не обречен на коммерческий успех. Добившись высокой посещаемости (в среднем 500 посещений в сутки), проект «Адверта» пока не приносит коммерческой прибыли своему владельцу Евгению Лозовому. В структуре управления сайта даже нет отдела продаж.
Евгений Лозовой — редактор интернет-сообщества новосибирских рекламистов «Адверта». С 2000 года работает администратором информационных интернет-ресурсов новосибирского филиала ОАО «Сибирьтелеком».
— Как возникла идея сайта о рекламе?
— Идеи создания ресурса начали формироваться в 2003 году. Первое сообщение на сайте появилось 1 апреля 2003 года — в этот день мы с моим коллегой Ромой Степановым официально запустили «Адверту». Идея изначально заключалась в том, чтобы создать сеть проектов, которые были предназначены для пользователей новосибирского сегмента Интернета, объединенных профессиональными интересами. Какое-то время выбирали тематику таких сообществ (задумок было много), тщательно подбирали профессиональную направленность. Например, задумывали делать сообщество для представителей новосибирских СМИ. Еще до появления «Адверты» у нас был схожий по идеологии и весьма успешный с точки зрения востребованности проект, ориентированный на городских IT-специалистов. Но случайно мы обнаружили сайт, находящийся в разработке: «Здесь будет проект, посвященный рекламному рынку в Новосибирске». Поэтому мы активизировали работы по созданию нового сайта, посвященного рекламному, маркетинговому и PR-рынку нашего города.
— Как развивалась «Адверта» дальше?
— С самого начала мы сделали акцент на двух составляющих, которые будут интересны сообществу. Первая — тематические новости о событиях новосибирского (и только новосибирского) рынка рекламы — как о рекламных агентствах, так и о деятельности компаний, являющихся крупными рекламодателями. Вторая — обсуждение этих событий всеми заинтересованными лицами. Обсуждение открытое, живое, активное, с хватаниями «за грудки» и публичным выяснением отношений — профессионалам в любой отрасли есть о чем поспорить и подискутировать. То есть легкий флер скандальности приветствовался, но в рамках дозволенного — например, запрещены личные оскорбления при истощении аргументов.
Сперва источником информации служили публикации в интернет-версиях региональных и общероссийских СМИ. Однако мы надеялись, что рекламные агентства заинтересуются нашим предложением публиковать их пресс-релизы. В то время, кроме «Мелехова и Филюрина» и агентства Petra, никто не создавал информационные поводы, а хотелось, чтобы о жизни и деятельности даже небольших агентств были наслышаны и клиенты, и конкуренты. Плюс, повторюсь, новости рекламодателей и события местного бизнеса, которые могут быть интересны сообществу в их профессиональной деятельности.
— Есть и еще одна составляющая успеха «Адверты», кроме новостей и дискуссий, — например, постоянный участник всех профессиональных дебатов некто Игорь Борисов. Многие вообще считают его редактором «Адверты».
— Игорь Борисов — один из старейших членов сообщества, автор фоторепортажей о городских рекламных событиях, самый плодовитый (и ядовитый) критик. То, что его имя стало нарицательным, связано в первую очередь с его стратегией создания вокруг себя информационного шума. Как тот карась, который не дает застояться воде в пруду. Стратегия, в общем, верная, при условии, что Игорь сможет грамотно распорядиться накопленным капиталом. Из издержек «нашего адвертовского Жириновского» отмечу одно. Многословность и сложность конструкций доказательной базы Игоря Борисова подвергает в шок неподготовленного новичка (и порой утомляет «старичков» сообщества). С этим, кстати, связан один из самых больших приколов «Адверты», который я себе как редактор рискнул позволить. Полтора года назад, после особо бурной многостраничной дискуссии, я в сердцах поместил сообщение в форуме, в котором «признавался», что Борисов — это робот, программно-аппаратный комплекс с элементами искусственного интеллекта, созданный программистами из Академгородка для общения в виртуальном пространстве. Мол, в его память загнали содержание учебников и книжек по рекламе и маркетингу, настроили все соответствующим образом и выпустили в форум «Адверты» для тестирования. Сообщество раскололось. Одни со вздохом облегчения сказали: «Так вот оно почему!». Другие утверждали, что видели Игоря Борисова лично («А откуда вы знаете, что это был Игорь Борисов? Он паспорт предъявлял? А если это был маркетолог проекта «Игорь Борисов«, представляющий интересы робота в офлайне?»). Впрочем, пришло время признать: Игорь Борисов — не робот, а живой человек, — и выразить ему благодарность, что он правильно воспринял эту шутку.
— Можно ли считать «Адверту» коммерческим проектом?
— Мыслей о мгновенной коммерциализации не было. Мы стремились создать прежде всего площадку для общения, обмена мнениями, ресурс, который пользовался бы уважением. Конечно, какую-то рекламу мы размещаем, а доходы от нее тратятся на развитие сайта, на проектирование и разработку новых функций и инструментов. С учетом того, что новосибирский филиал ОАО «Сибирьтелекома» оказывает нам содействие в размещении проекта в Интернете, стоимость содержания проекта минимизирована. Но как только появляется необходимость в каком-либо сервисе, мы этот сервис добавляем. Появилось предложение создать отдельный раздел, в котором обсуждался бы процесс создания рекламных работ шаг за шагом — так появилась «Кухня». Удачной идеей был «Индекс упоминаемости», который позволяет проследить, в каких статьях, новостях, пресс-релизах упоминаются те или иные компании и персоналии. В далекой перспективе это позволит хронологически отслеживать историю деятельности компаний или отдельных профессионалов в публикациях.
— Как отбираются новости для «Адверты»?
— Критериев несколько. Информация должна касаться рекламного рынка или быть интересной рекламистам; география событий ограничена Новосибирском — мы не пытаемся объять необъятное, поддерживая ресурс о рекламе на федеральном уровне. Разобраться бы в том, что происходит у нас в городе.
Процедура публикации новостей выглядит так: я просматриваю ряд интернет-версий СМИ в поисках интересных материалов по профилю сообщества, после чего выкладываю их на «Адверту», указывая источник информации и автора публикации. «Мероприятия» и «Новости агентств» формируются из пресс-релизов агентств, направляемых в адрес редакции.
— «Адверта» выглядит более представительным сообществом, чем офлайновые профессиональные клубы и ассоциации. Почему интернет-проект оказался более востребованным, чем все традиционные клубы пиарщиков и рекламистов?
— Я вижу две составляющие. Первая — формальная анонимность участников сообщества и лень как двигатель прогресса. Человек прячется за ником и не беспокоится о том, что его имя, статус или занимаемые должности могут каким-то образом ограничивать свободу выражения мыслей. Но желание прятаться быстро проходит — «ветераны» «Адверты», например, все публичные люди. Вторая причина — для того чтобы принять участие в офлайновой дискуссии, нужно потратить время на дорогу, сборы, нужно одеться, причесаться и так далее. С этой точкой зрения, конечно, общение перед монитором гораздо проще и демократичнее.