Нагие и голые

В конце ушедшего года театр «Красный факел» поставил спектакль «Только для женщин!», своим примером показавший, как совершенно коммерческая постановка может быть осуществлена на хорошем уровне.

По зрелищности спектакль «Красного факела» не уступает московской постановке с раскрученными телезвездами

Вообще-то в названии спектакля значатся целых три восклицательных знака, но то, что уместно на афише, в тексте газетной рецензии смотрится по меньшей мере избыточно. Подзаголовок у спектакля тоже неслабый — «Мужской стриптиз». Мужской стриптиз на сцене академического театра — это, согласитесь, сильно. Самое смешное, что подзаголовок не обманывает: зрителям (точнее зрительницам, которых в зале большинство) в финале стриптиз и показывают. Под бурные, как писали в газетных отчетах о съездах партии, несмолкающие аплодисменты и восторженные крики дам всех возрастов.

За коммерческий потенциал постановки нет никаких опасений — от желающих увидеть стриптиз не в сомнительном клубе, а на сцене респектабельного культурного учреждения, «сибирского МХАТа», отбоя не будет. Поэтому можно только позавидовать проницательности директора «Красного факела» Александра Кулябина, который год назад, во время гастрольного показа этого спектакля (называющегося Ladies, Night) с участием раскрученных телевидением московских звезд (Гоши Куценко, Марата Башарова и других) твердо решил, что еще до конца года он этот спектакль у себя в театре поставит. И что тот не будет уступать столичной антрепризе.

Для переноса на сибирскую сцену творения двух новозеландцев и одного француза (Антони МакКарттена, Стефана Синклера и Жака Коллара) был приглашен режиссер Владимир Золотарь из Барнаула, а также руководитель театра пластической драмы «ЧелоВЕК» Игорь Григурко из Омска — для постановки танцев и собственно стрип-шоу. В сочетании с отличной как всегда работой художника Олега Головко результат оказался впечатляющим. Публика, как было уже сказано, безумствует.

Но, если бы секрет заключался в одном только стриптизе и демонстрации далеко не идеальных телес мужской части труппы театра, вряд ли успех был бы так нагляден. Секрет популярности спектакля (а пьеса переведена на десятки языков, по ней поставлен фильм) в том, что эта история гуманна и, если хотите, общечеловечна, она касается большей части представителей сильного пола вне зависимости от рас и национальностей. Вкратце, это сюжет про то, как шестеро потерявших работу сталеваров, устав пропивать пособия по безработице в ближайшем баре, решают заработать экзотичным способом, а именно — подготовить собственное стрип-шоу. Что в результате им и удается.

Пьеса, что называется, самоигральная — диалоги смачные, юмор «ниже пояса» уместен более чем где-либо, характеры прописаны, а гуманистический посыл очевиден. Смысл, в двух словах, в том, что настоящий мужчина, если ему надо прокормить семью, может и раздеться на публике. Не западло. А мужское достоинство состоит вовсе не в размерах известно чего. И чтобы очаровать женщину, вовсе не надо сутками пропадать в тренажерных залах, накачивая бицепсы и трицепсы.

Актеры (в спектакле занят цвет мужской половины труппы — Андрей Черных, Максим Битюков, Олег Майборода, Константин Колесник, Константин Телегин, Антон Коломеец) весь этот смысл и показывают в полный рост. Особую достоверность придает тот факт, что артисты, осваивая искусство красиво раздеваться и просто двигаться, преодолевали примерно те же предрассудки, что и их персонажи. Но в итоге все у них получилось.

Конечно, успехом спектакль обязан в первую очередь работе постановочной команды. Олег Головко придумал стильные металлические конструкции («металлургические леса»), Игорь Григурко поставил отличное финальное шоу с переодеваниями и снопами огня, режиссер Владимир Золотарь грамотно соединил все компоненты. Некоторая затянутость и замедленность темпа, надо думать, исчезнет со временем. Отличным ходом стало и приглашение известного новосибирского шоумена и бизнесмена Виктора Буланкина на роль Берни, владельца бара, в котором собираются стриптизеры-дилетанты. Бывший актер ТЮЗа, правда, не раздевается, но свой персональный номер исполняет, а в роли ведущего шоу с микрофоном в руках и вовсе на своем месте.

Что бы ни говорили ревнители академической чистоты о недопустимости подобных зрелищ, спектакль получился достойный. И уж кассу соберет не в пример многим высокодуховным постановкам. К сожалению (или к счастью), обнаженная натура была и остается сильнейшим способом привлечения внимания. Причем сегодня наготу используют в совершенно неожиданных целях. Уместно вспомнить и нашумевший проект «No soap/без мыла», придуманный главой агентства «Ура» Алексеем Казариновым — издание календаря, где в качестве обнаженных моделей снялись известные новосибирские персоны мужского пола, музыканты, журналисты, бизнесмены. Проект позиционировался исключительно как оппозиция гламуру — мужские тела далеко не атлетических пропорций должны были дать представление о реальной мужской красоте. Проект вызвал немалый интерес, хотя о его новизне и «негламурности» можно поспорить — на Западе подобные акции не в новинку (допустим, английские библиотекарши снялись нагими ради привлечения внимания к библиотеке), а «глянец» в той или иной мере на снимках, сделанных Константином Ощепковым, присутствует все равно. Например, один из участников проекта снялся с ноутбуком на коленях, сигарой в зубах и книгой «Бизнес в стиле фанк» под рукой. Более гламурный антураж придумать трудно. То есть, рискну сказать, практически все участники проекта были озабочены собственным пиаром в той или иной степени. Но, как бы то ни было, маркетинговый ресурс обнаженного тела (и мужского в том числе) очевиден. В искусстве, пиаре и бизнесе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ