Дебют «пищевки»

Борьба за место под солнцем с крупными федеральными игроками и постоянное расширение числа инструментов привлечения инвестиционных ресурсов толкают региональные сибирские компании пищевой отрасли на публичный рынок заимствований. По информации «КС», минимум три крупных новосибирских предприятия «пищевки« готовы в 2005–2006 годах выпустить ценные бумаги — Новосибирский жировой комбинат, холдинг «Фуд-Мастер» и «Сибирский гурман«. Аналитики называют этот процесс волне обоснованным, но считают, что в первый раз эмитенты разместятся дороже, чем в среднем по рынку.

Компании пищевой отрасли могут позволить себе дебютировать на публичном рынке с высокими процентами. На фото — генеральный директор холдинга «Фуд-Мастер» Андрей Алексеев. Фото Аркадия УВАРОВА

До конца текущего года программу вексельного займа (50 млн руб. на 3 месяца) представит Новосибирский жировой комбинат, входящий в холдинг «Солнечные продукты». Организатором займа, который будет размещаться в Новосибирске, выступит местная консалтинговая группа «РОССПА». «Мы решили начать с векселей, так как организовать выпуск облигаций сложнее. Рассчитываем, что наша репутация, срок работы на рынке и подтверждение обязательств имущественным комплексом позволят нам разместиться недорого — под 12% годовых, — рассказала «КС» генеральный директор ОАО «НЖК« Наталья Даммер. — Не исключено, что размещение пройдет среди уже подобранных организатором инвесторов».

Холдинг «Фуд-Мастер» (в него входят фаст-фуды «Гриль-Мастер», «Пицца и паста«, сеть трактиров »Жили-Были«, столовые «Вилка-Ложка», ресторан «Макарони») планирует выйти на долговой рынок во втором-третьем квартале 2006 года. Как стало известно «КС», предполагается разместить облигации на сумму порядка 600 млн руб., как минимум на два года. «Если мы увидим, что конъюнктура рынка позволяет увеличить сроки заимствования, то, возможно, предложим трехлетний заем. Что касается объема, то он должен, во-первых, обеспечить нашу потребность в финансировании инвестиционной программы, во-вторых, давать возможность сформироваться ликвидному вторичному рынку. И главное — объем займа должен будет максимально соответствовать спросу по приемлемым для нас ставкам, — объясняет директор по экономике и финансам УК «Фуд-Мастер« Сергей Баранов. — Мы рассчитываем, что сможем занять под 10–12% годовых. Но, безусловно, рынок может внести свои коррективы».

«Сибирский гурман« (один из крупнейших российских производителей замороженных полуфабрикатов) недавно успешно разместивший первый транш дебютного 75-миллионного вексельного займа в Москве (всего планируется разместить три транша по 25 млн руб.), заявил о намерении в третьем-четвертом квартале 2006 года разместить на ММВБ трехлетние облигации на сумму 200 млн руб. Детальные параметры займа будут сформированы к апрелю-маю будущего года. Организатором выступит »БКС-Консалтинг«.

Новосибирский жировой комбинат направит вырученные средства на пополнение оборотных средств — закупку масложирового сырья. «Фуд-Мастер» инвестирует в открытие новых ресторанов на территории Сибири, Урала, Москвы и Санкт-Петербурга. Облигационный заем «Сибирского гурмана» пойдет на расширение объемов производства и на выполнение региональной программы. «В ближайшие два-три года мы планируем расширить свое присутствие в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также стать лидерами отрасли на этой территории», — говорит финансовый директор УК «Сибирский гурман» Владислав Винников.

Наталья Даммер так объясняет всплеск интереса предприятий пищевой отрасли к выходу на фондовый рынок: «Новые способы привлечения финансовых средств позволяют заемщику диверсифицировать зависимость от банковской системы, стабильность которой, как показала ситуация на рынке в 1998-м и 2004 годах, может быть в любой момент нарушена. Кроме того, сегодня стоимость ресурсов на открытом рынке дешевле, к тому же эмитент формирует публичную историю. Для компаний, нацеленных на развитие, это очень важно«. Сергей Баранов добавляет, что, помимо названных причин, для «Фуд-Мастера» выпуск облигаций интересен как первый шаг для выхода на IPO, который компания намерена провести в 2008 году. «Мы понимаем, что для успешного IPO нам нужно заработать публичную кредитную историю», — говорит собеседник «КС».

По оценкам экспертов ИФК «Алемар», после бурного развития в предыдущие годы сейчас в пищевой отрасли наметился некоторый спад. За 2004 год рентабельность производства в отрасли снизилась до уровня 13,3% по сравнению с 14,3% в 2003 год. Еще одной проблемой для предприятий отрасли стал дефицит сырья, который вызван как сокращением производства отечественной продукции, так и перебоями с импортными поставками. В таких условиях производителям необходимо эффективно планировать расход и поступление сырья, создавать определенные резервы, что также требует средств. «Что касается региональных компаний, то необходимость развития производства подчеркивается еще и тем, что крупные, федерального уровня компании пищевой отрасли стремятся расширить свое производство, в том числе за счет регионов. Этот факт вынуждает региональных производителей вкладывать существенные средства в улучшение и развитие производства», — комментирует ситуацию начальник аналитического отдела ЗАО «ИФК «Алемар» Василий Конузин. «Сейчас в отрасли обостряется конкуренция, идет борьба. По сути перед региональными предприятиями стоит дилемма: развивайся или продавайся, — соглашается аналитик инвестиционно-банковского департамента ИК «Финам« Сергей Харченко. — В этих условиях основным фактором выживания становится привлечение дополнительных инвестиций, а рынок корпоративного долга — один из наиболее простых и дешевых способов привлечения капитала».

Финансисты разделились в оценке наиболее приоритетных инструментов для дебюта на публичном рынке. Исполнительный директор группы компаний «Баланс» Владимир Кизь считает, что для первого выхода предпочтительнее векселя: «Вексельный дебют будет стоить дешевле в случае неуспеха. Кроме того, если компания зарекомендует себя надежным заемщиком по векселям, то, возможно, ей удастся привлечь долгосрочное финансирование на более льготных условиях». А директор банковского дома «Лугинин и партнеры» Вячеслав Лугинин, напротив, уверен, что более эффективно дебютировать с помощью облигаций: «Как правило, компаниям требуются «длинные» и «дешевые« средства, а векселя на такой срок выпустить достаточно сложно. Хотя для небольших компаний они могут быть интересны в плане беззалогового финансирования».

Прогнозируя возможные результаты размещения, руководитель отдела по связям с общественностью УК «Мономах» Андрей Поздняков отмечает, что анонсированные суммы не очень большие и «не исключено, что выпуски будут приобретены андеррайтерами и близкими им структурами. Это вполне нормальная практика для новичков-эмитентов. Так что проблем с размещением у компаний не будет. Но «пищевка« — довольно рискованная отрасль, и скорее всего ставки будут выше среднерыночных. В то же время ставка может зависеть не только от того, к какой отрасли относится эмитент, но и от того, что он из себя представляет, какое место занимает на рынке». Представители «БКС-Консалтинг» подтверждают это предположение. «К нам уже сейчас поступают заявки на приобретение второго транша векселей компании «Сибирский гурман«, поэтому есть все основания предполагать, что круг потенциальных инвесторов, желающих вложить деньги и в облигации компании, увеличится. Соответственно, по нашим прогнозам, размещение облигаций компании пройдет успешно», — говорит руководитель отдела инвестиционного консалтинга Дарья Грищенко.

А по мнению Василия Конузина, благодаря довольно высокому уровню рентабельности эта категория эмитентов может позволить себе занять под достаточно высокие проценты. В среднем доходность облигаций пищевой промышленности составляет 12–15% годовых, что делает их ценные бумаги привлекательными для потенциальных инвесторов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ