Автор тренинга «Маркетинговые войны» Михаил Колонтай уверен, что конкуренты это не только компании, действующие с вами на одном рынке. По его мнению, конкурентами могут быть и поставщики, и даже VIP-клиенты. О том, кто является конкурентом сибирских компаний и как будет развиваться конкурентная борьба в России, МИХАИЛ КОЛОНТАЙ рассказал корреспонденту «КС» ИЛЬЕ КАБАНОВУ.
Михаил Колонтай партнер управляющей команды KGK & Co. (Москва). Председатель наблюдательного совета консалтинговой фирмы «Маркетинговые системы». Преподает курсы «Стратегический маркетинг» и «Стратегический менеджмент« в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Кандидат экономических наук. В течение последних семи лет консультировал и проводил корпоративное обучение в России, Украине, Белоруссии, в том числе в компаниях «Форд-Юнион», «Евростиль», «Полимир», «Мозырьсоль», представительстве Philip Morris, Coca-Cola и других. Автор книг «Инновационный менеджмент», «Обучающееся предпринимательство», «Русские медведи и белая гвардия».
Чему посвящен ваш тренинг?
Тренинг называется «Маркетинговые войны, или Борьба с конкурентами» и учит тому, что делать, когда на рынке усиливается конкуренция. Мы рассматриваем три ключевых вопроса: кто является нашими конкурентами, как исследовать конкурентов и о чем собирать информацию, и, наконец, как конкурировать, какие шаги предпринимать. Тренинг построен на изучении методик конкурентной разведки, и большое внимание уделено обсуждению ситуаций, близких участникам тренинга.
Кто участвует в тренингах, посвященных конкурентной борьбе?
Раньше других этой темой стали интересоваться компании, действующие на очень конкурентных рынках. Фармацевтические дистрибьюторы, сотовые операторы на их рынках конкуренция очень высока. Кроме того, начали подтягиваться те компании, которые пока конкуренции не ощущают, но готовятся к ее появлению и здесь речь идет об оптовых продавцах, на которых постепенно наступают розничные сети.
Примеры, которые приводят участники тренинга в Сибири, похожи на то, что обсуждается в Москве и других городах?
Сходство, конечно, есть. Существуют общие тенденции для всех региональных рынков; в частности, никому не удастся избежать прихода столичных игроков и международных компаний. Эти общие течения уже чувствуются компаниями в регионах, и их представители на тренингах интересуются тем, как выживать в меняющихся условиях.
Помимо общих для всех проблем, разумеется, есть и уникальные трудности, с которыми приходится сталкиваться в регионах. Эти различия обусловлены, помимо прочего, еще и разным масштабом компаний региональные компании зачастую относятся к категории среднего бизнеса, в то время как их московские конкуренты являются более крупными игроками, которые столкнулись с проблемой конкуренции гораздо раньше и лучше готовы к ней.
Во многих крупных компаниях уже созданы подразделения, занимающиеся конкурентной борьбой. Стоит ли ожидать, что подобный опыт будет принят и компаниями, относящимися к среднему и малому бизнесу?
Думаю, появление таких служб, специалистов во многом определяется состоянием конкуренции в конкретной отрасли. Есть отрасли, в которых конкуренция незначительна конечно, отделы, специализирующиеся на конкурентной борьбе, там не нужны.
А в каких отраслях конкуренция пока невелика?
На мой взгляд, розничная торговля в тех регионах, где пока отсутствуют крупные дискаунтеры, отрасль с небольшой конкуренцией. Пока нет крупных игроков, компании, действующие на этом рынке, чувствуют себя комфортно. Но все понимают, что экспансия московских и западных компаний неизбежна, и начинают готовиться к ней уже сейчас.
Вы упомянули, что ваш тренинг посвящен в том числе способам определить, кто является конкурентом. А разве конкуренты это не все компании, действующие на одном с нами рынке?
Это распространенное заблуждение, но дело в том, что ваши конкуренты это не только прямые конкуренты. Конкурентами могут являться ваши поставщики когда их немного и они могут давить на вас, повышая цену и уменьшая вашу прибыль. В таких ситуациях поставщик является конкурентом, и необходимо помнить об этом, разрабатывать программу противодействия ему.
Кроме того, для многих предприятий конкурентами становятся их потребители. Например, компания, являющаяся металлотрейдером, вдруг начинает работать с другим производителем. Ее прежний поставщик должен был быть готов к этому, если бы расценивал своего клиента как потенциального конкурента. VIP-клиенты это конкуренты, потому что они покупают ваш продукт на более выгодных для себя условиях, уменьшая вашу прибыль. Более того, на их долю приходится очень большой объем продаж и возможна ситуация, когда в случае ухода таких клиентов вы теряете бизнес. И, конечно, нельзя забывать о потенциальных конкурентах, которые пока не конкурируют с вами, но присматриваются к вашему рынку и готовы выйти на него.
Каков ваш прогноз развития маркетинговых войн в России?
Велика вероятность того, что в России будет активно развиваться неэтичная конкуренция. Это связано с тем, что в нашей стране «этичный» бизнес является «белой вороной», мало кто готов вести бизнес, используя только этичные способы. Я думаю, что конкуренция будет очень жесткой и даже грубой.
Государство тоже влияет на этот рынок, выступая не регулятором, каким должно быть по сути, а занимая одну из противоборствующих сторон. Хотя здесь корректнее вести речь не о государстве в целом, а о чиновниках, в руках которых находятся довольно значительные инструменты конкурентной борьбы.