«Сибирь» нацелилась на «Армянские авиалинии»

«Континенту Сибирь» стали известны детали покупки авиакомпанией «Сибирь» крупного пакета акций армянской Armavia. С помощью этого шага российская компания не только начала программу по переходу на самолеты компании Airbus — А-320. По маркой Armavia сибиряки рассчитывают получить в управление национального перевозчика Армении — «Армянские авиалинии».

В 2001 году авиакомпания «Сибирь» выполнила 15,5 тыс. рейсов — на 89% больше, чем в 2000-м. Выручка составила 4,98 млрд руб., валовая прибыль — 396 млн, чистые убытки — 13,5 млн. Основные акционеры: Минимущество РФ — 25,5%, ОАО «Русинпром-Инвест» — 19,5%, ООО «СЭП-А» — 18,8%, ООО «Портфельные инвестиции» — 12,6%. За первое полугодие 2002 года «Сибирь» получила более 3 млрд рублей доходов, что почти в два раза превосходит показатели прошлого года (1,6 млрд).

Armavia — частная армянская авиакомпания, созданная в 1996 году. Выполняет рейсы в Москву и Стамбул. За 9 месяцев 2002 года перевезла на этих направлениях 46 тыс. человек.

Около полутора месяцев назад авиакомпания Armavia начала осуществлять ежедневные полеты из Еревана в Москву на самолете Airbus A320-200. Фактически этот перевозчик контролируется авиакомпанией «Сибирь», но узнать подробности о схеме контроля над Armavia удалось только сейчас. Как сообщил на пресс-конференции в Ереване 13 октября председатель наблюдательного совета авиакомпании Armavia Михаил Багдасаров, один из акционеров армянской авиакомпании — «Черноморавиа», которая владела 50% акций Armavia, — продал свой пакет одной из дочерних структур «Сибири». Вероятно, новосибирцы купили пакеты и у других акционеров, так как, по неофициальной информации, «Сибири» принадлежит до 70% акций Armavia. Генеральным директором Armavia является бывший руководитель московского представительства «Сибири» Андрей Никитин. «Сибирь» же обеспечила Armavia и взятым в лизинг Airbus A320-200.

«КС» уже сообщал, что в начале этого года совет директоров «Сибири» принял принципиальное решение о лизинге самолетов А-320. Однако российские таможенные пошлины, которые достигают 46% от стоимости самого самолета, не позволяют отечественным перевозчикам самостоятельно брать в лизинг западные самолеты. Единственный легальный шанс на обновление авиапарка есть у «Аэрофлота», которому правительство РФ выделило беспошлинную квоту на 27 иностранных самолетов. Такой крупный сибирский перевозчик, как KrasAir, собирается создать совместное предприятие с немецкой фирмой Germania Fluggesellschaft и получить таким образом самолеты MD-83. «Сибирь» же подняла в воздух свои самолеты под чужим флагом. По словам коммерческого директора «Сибири» Антона Еремина, «если государство не дает возможности ввозить самолеты в Россию, то мы будем искать другой выход. Тем более что сейчас на мировых рынках очень благоприятная ситуация для лизинга самолетов».

Сотрудничество с иностранной авиакомпанией — в данном случае с Armavia — может, по замыслу руководства «Сибири», стать таким выходом из тупика. Цель компании — освоить современные типы самолетов и, когда запретительные барьеры будут отменены, начать на них полеты внутри России. Сейчас А-320 пилотируют летчики «Сибири», прошедшие летом обучение во Франции, а бортпроводниками работают сотрудники Armavia — граждане Армении.

В октябре 2002 года первый Airbus A320 был взят в лизинг у компании ILFS (International Lease Finance Corporation) «Этот самолет был выпущен в 1997 году и эксплуатировался в одной из австралийских авиакомпаний, — рассказывает руководитель директората по техническому обслуживанию авиационной техники западного производства авиакомпании «Сибирь» Сергей Чернов. — Затем он оказался у ILFS. Переоборудованием самолета по нашему заказу занималась компания Lufthansa Technik. Как удалось выяснить «КС» у коммерческого директора «Сибири» Антона Еремина, самолет взят в лизинг на три года, а примерная стоимость лайнера такого класса составляет $30-35 млн.

По словам Михаила Багдасарова, «вся расходная часть по лизингу лежит на «Сибири», но эта схема очень удачная, так как «Сибирь» не собирается останавливаться на одном-двух самолетах. Речь идет о 8-10 судах». Второй А-320 в Armavia должен поступить до конца года, а третий — в марте 2003-го.

Впрочем, пока рынок Армении, как считают специалисты, не готов к такому количеству самолетов и рейсов. Кроме Armavia на этом маршруте ежедневно летают «Аэрофлот» на A-310 и «Армянские авиалинии» на Ил-86. Причем «Сибирь» и ее армянские партнеры не собираются (во всяком случае пока) объявлять ценовую войну в этом регионе. Цены на рейсы Armavia держатся на высоком по армянским меркам уровне — от $130 до $250. Хотя в в планах Armavia — открытие рейсов Новосибирск-Ереван, в города европейской части России, на Украину и в Грузию.

Скорее всего, экспансия «Сибири» в Армению на этом не закончится. «Рынок Армении очень интересен для «Сибири», и мы рассматриваем различные варианты присутствия» — заявил Антон Еремин. В частности, речь идет о национальном перевозчике — государственной компании «Армянские авиалинии». По словам руководителя Государственного управления гражданской авиации Армении Самвела Маркаряна, сейчас правительство страны обсуждает вопрос о передаче прав по управлению «Армянскими авиалиниями» в руки авиакомпании, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке авиаперевозок.

Один из претендентов — «Армянские международные авиалинии». Другой — «Сибирь», которая, вероятно, будет выступать под «шапкой» Armavia, чтобы лишний раз не задевать национальные чувства жителей независимого государства. Директор по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь» Михаил Кошман в беседе с корреспондентом «КС» сказал, что «Сибирь» готова участвовать в программе по выводу из кризиса национального перевозчика Армении (долги авиакомпании достигают $20 млн), тем более что у «Сибири» имеется большой опыт подобной работы в сибирских городах: многие филиалы авиакомпании создавались на базе убыточных авиапредприятий. По мнению господина Кошмана, препятствием могут стать большие долги «Армянских авиалиний» и государственный статус компании. Тем не менее, его можно преодолеть акционированием или сдачей компании в концессию — как это сделано с аэропортом Еревана, отданного в управление на 30 лет аргентинским предпринимателям.

Несмотря на отдаленность Новосибирска от Еревана, этот план не кажется невыполнимым. Армения, окруженная со всех сторон либо откровенно враждебными, либо прохладно-нейтральными соседями и на первый взгляд напоминающая Россию начала 1990-х годов, надеется на поддержку России образца начала 2000-х. Поэтому выбор в пользу российского авиаперевозчика не станет сенсацией. По словам господина Маркаряна, решение будет принято до конца текущего года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ