Павел Гридин: «Не хочу терять радость жизни!»

Бизнесмен Павел Гридин предпочитает говорить о делах только на работе; неудивительно, что в родном Кемерове он больше известен как самый веселый турист, сопровождающий в горы и на сплавы по рекам группы, состоящие в основном из женщин, неизменный организатор «Слета дураков» (существующего с 1989 года) и «Слета нудистов» (который в этом году пройдет в седьмой раз). А еще он известен тем, что большинство исполнителей авторской песни, приезжая с концертами в Кемерово, останавливаются у него дома.

В начале 90-х Павел Гридин уволился с должности инструктора по туризму Кемеровской городской станции юных туристов. Заработав средства на «ларечной» торговле, в 1992 году открыл фирму «Росси» (купля-продажа недвижимости). Через некоторое время к основному профилю «Росси» добавилась и радиосвязь. Но эту часть Гридин вынужден был свернуть около двух лет назад — в связи с развитием сотовой телефонии стало невыгодно монтировать и продавать рации. В последнее время несколько отошел от прямого управления делами «Росси», став одним из организаторов ООО «Алан-1», занимающегося грузоперевозками на КамАЗах.

Павел Гридин со воими «амазонками»

В этом году Павел единственный раз за последние лет пятнадцать не смог выбраться в лыжный поход на Поднебесные Зубья в конце марта — не позволили дела. Вместо этого на меньшее время «махнул» развеяться — естественно, не в одиночку — на своем микроавтобусе по области. «Мы в такие дебри забирались, — рассказывает Гридин, — в такие снега — в городе это представить просто невозможно! Меня все время спрашивают: почему бы тебе куда-нибудь «за бугор» не съездить отдохнуть? Конечно, если захочу, то это сделать нетрудно. Только зачем? Это же кайф — помотаться по горам, рекам и прочим нашим местностям. Мне здесь больше нравится. Здесь я действительно личность, а там буду непонятно кто. Здесь я знаю, что, где и как. И потом, я такие фотографии из наших путешествий привожу — дай бог кому-нибудь путешествующему по заграницам привезти нечто подобное».

Фотография — еще одна страсть Гридина. Любимая тема — снимать «обнаженку» на природе. Делал небольшие выставки из этой серии в Томске, на Алтае, в Юрге — и работы вызвали интерес. Сейчас лучшие, по авторскому мнению, кадры Павел «вывесил» на своем сайте (http://pasha.gidkuzbass.ru). Натурные съемки не обходятся без эксцессов: «Однажды в водном походе девушка из нашей группы попросила, чтобы я ее пофотографировал на фоне порогов. А там одновременно и соревнования по сплаву проводились. Мы отошли по бережку подальше, где зрителей не было — чтобы ее любопытные взгляды не смущали. По реке катамараны, конечно, мимо проскакивали — но там экипажам не до того было, чтобы по сторонам глазеть. Влезла она на камень чуть ли не посреди порога, я сделал несколько кадров, стал камеру зачехлять, поднимаю взгляд — нету «натуры», волной смыло в порог, а на ней не то что спасжилета нет, вообще ничего. Пришлось нырять следом. Хорошо, что все живы остались. Так и вышли к зрителям из бурлящей воды в обнимку — я в трусах, а натурщица — голышом »

Но и такие происшествия не отбивают у Павла охоты к походам: «Я вот только лет восемь назад для себя решил, что в спортивные походы ходить не буду. Не хочется из-за гипотетических рекордов рисковать жизнью. В конце концов, я это делаю для себя, потому, что мне это доставляет удовольствие. А если бежишь, надрываешься, то удовольствия уже никакого не получается. И с делами так же: я занимаюсь бизнесом, чтобы жить так, как мне нравится, «дела» существуют не для того, чтобы им подчинять свою жизнь».

Вот и сейчас Павел собирает команду, чтобы пойти на майские праздники на сплав по Чуе, в Горный Алтай. В это время там проводятся всероссийские соревнования «Чуя-ралли», потому что в первых числах мая Чуя — река очень бурная, в зависимости от уровня воды маршруту присваивается либо пятая, либо шестая (самая высшая) категория сложности. Но будет ли участвовать в соревнованиях пашина команда, он пока и сам не знает: «Вот сегодня вечером состоится предварительный сбор, там и определимся. Сплавляться-то точно будем, а вот заявимся ли в качестве участников — решим все вместе».

Затраты на грядущий поход Павел оценивает в 1,5-2 тысячи рублей с человека — на дорогу и питание на две недели. А снаряжение — катамаран, весла, рюкзаки, спасжилеты — обойдется в 20-25 тысяч рублей. Это при том, что катамаран он делал сам (такой, по его мнению, и на воде лучше слушается, и чувствуешь его лучше) — если подобный катамаран покупать в Новосибирске, то это может обойтись в 10-15 тысяч рублей.

Команда, кстати, в этот раз с Павлом идет «традиционная» для него — пятеро девушек. Поначалу это служило поводом для разных подковырок, но потом народ привык. Не первый год в марте Павел водит команду с непостоянным составом, но постоянным названием «Амазонки» в лыжный поход на Поднебесные Зубья. «Этими походами мы просто встряхиваем всю мужскую половину населения гор. Я уже много лет хожу почти исключительно с женскими группами, так проще со всякими бытовыми делами, с единоначалием, да и вообще, чтобы заработанный имидж не потерять».

Неотъемлемой составляющей этого имиджа является и образ «Капитана всех дураков», заработанный Павлом при организации «Слета дураков»: «В 1989 году у нас был исключительно дурацкий зимний поход. Один на дне рюкзака все время протаскал тяжелый точильный круг, который ему шутки ради друзья подсунули, а потом выкинуть жалко было. Потом мы потеряли карту и несколько раз заходили в одну и ту же избушку лесника. По итогам этого похода мы решили сделать камерную «точку» — собраться всем участникам мероприятия. Но «сарафанное радио» разнесло, что я собираю дураков, и собралась нас почти сотня. Так и появился «Слет дураков» со всякими дурацкими конкурсами, с переодеваниями и прочим, на второй год на него съехалось человек восемьсот, на третий — под три тысячи, даже из соседних областей народ подтянулся, и продолжается все больше десяти лет. Мне уже одному тяжело это проводить, но только весна начинается, звонят, интересуются: «Этим летом «Слет дураков» будет?» Так что приходится продолжать. И со «Слетом нудистов», который как-то раз я провел на одном из островов на Томи (чтобы лишняя публика зря поглазеть не проникла), та же история — потом уже люди спрашивают: «А в этом году будет? А давай сделаем, мы поможем, чем можем». Просто люди хотят не только делом заниматься, но и оттягиваться весело».

Иногда серьезные коллеги по бизнесу Павла упрекают: мол, взрослый мужик, за сорок уже, а все по походам ходишь да дурацкие конкурсы проводишь — несерьезно это, надо делом заниматься, больше денег зарабатывать. На что Павел резонно отвечает: «Жизнь проходит, и она проходит сейчас. Это не черновик, мы потом набело не сможем все переписать. И если мы сейчас упустим те радости жизни, которые могли бы получить, то потом этого не восстановим. Потом, может быть, будет много денег и кое-что в придачу, но не будет радости. И надо жить и радоваться тогда, когда живется и радуется. Самое страшное — потерять радость жизни. И, наверное, люди эту радость видят, потому что ко мне тянется очень много разных людей. Я просто стараюсь получать удовольствие от общения. Так что самый главный посыл — тяга к качественному общению, а все остальное — туризм, фотография и прочее — наверное, частные его проявления».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ