Вопрос. Каким налоговым органом должен осуществляться возврат государственной пошлины или других платежей, по которым в налоговом органе не ведутся карточки лицевых счетов, — по месту зачисления платежа или по месту постановки организации на налоговый учет?
В случае несогласия собственника транспортного средства с произведенной оценкой он вправе обратиться к помощи независимого оценщика. Фото Михаила ПЕРИКОВА
|
Ответ. Согласно статье 6 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине» и пункту 16 раздела III Инструкции ГНС России от 15.05.96 N 42 по применению названного закона, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях, предусмотренных законом, по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, к которым прилагаются решения, определения или справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие ее уплату, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к справке организации прилагаются копии платежных документов.
Исходя из положений ст. 78 ч. I Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, подаваемому в налоговый орган по месту его учета. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решения о возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора, а также пени принимаются в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае осуществления возврата или зачета излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога или сбора заключение оформляется в порядке, установленном совместным письмом Минфина России и МНС России от 17.11.2000 N 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880.
Исходя из вышеизложенного, МНС России считает, что возврат государственной пошлины должен осуществляться по месту постановки организации на налоговый учет.
Вопрос. Являются ли плательщиками государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, общественные организации инвалидов с детства и детей-инвалидов?
Ответ. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 04.03.91 N 764-1 «О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР» было определено, что за регистрацию предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм, взимается государственная пошлина в размере до 2000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине» (далее Закон) и статьей 3 Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», с 01.07.2002 за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Пунктом 7 статьи 5 Закона определены категории плательщиков, освобождаемых от уплаты госпошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, но общественные организации инвалидов с детства и детей-инвалидов среди них не указаны.
Если имущественное положение организации исключает возможность единовременной уплаты государственной пошлины, то организации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате этого платежа. Статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате налогов может производиться на срок от одного до шести месяцев. Для этого необходимо обратиться с заявлением в финансовый орган.
Вопрос. Как определяется стоимость транспортного средства, которая используется для расчета государственной пошлины при нотариальном удостоверении сделок с транспортными средствами?
Ответ. Взимание государственной пошлины в настоящее время производится в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине» (далее Закон).
За нотариальное удостоверение в государственной нотариальной конторе договоров отчуждения (купли-продажи, мены, дарения) транспортных средств госпошлина взимается по ставкам, предусмотренным пунктом 4 статьи 4 Закона.
Пунктом 4 статьи 4 Закона также предусмотрено, что определение стоимости транспортного средства, используемой для расчета государственной пошлины за удостоверение сделок с транспортными средствами, производится судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Оценочные документы приобщаются к документам, остающимся в государственной нотариальной конторе.
Другим организациям, кроме вышеназванных, права определять оценку транспортных средств, используемую в дальнейшем для расчета государственной пошлины, Законом не предоставлено.
В случае несогласия собственника транспортного средства с произведенной оценкой он вправе обратиться к помощи независимого оценщика, как это определено Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для опротестования произведенной оценки транспортного средства в суде общей юрисдикции.
Абзацем вторым статьи 22 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» определено, что за выполнение нотариальных действий, для которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом, занимающимся частной практикой, взимается плата по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом, при этом может использоваться и оценка, определенная независимым оценщиком.
Вопрос. Разъясните порядок уплаты государственной пошлины городской Думой, выступающей ответчиком в кассационном производстве по гражданскому делу о защите государственных и общественных интересов в случае, когда решение судом вынесено в пользу истца.
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготы по налогам и сборам, в том числе по государственной пошлине, предоставляются в соответствии с законодательством о налогах.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине» определено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, т. е. когда указанные органы выступают в качестве истцов.
Для органов местного самоуправления, выступающих в качестве ответчиков по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, льгот по уплате государственной пошлины не установлено, в том числе в случае вынесения судом решения по гражданскому делу не в пользу органа местного самоуправления.
Следовательно, городская Дума (представительный орган местного самоуправления), выступающая ответчиком в кассационном производстве по гражданскому делу о защите государственных и общественных интересов, должна возместить судебные расходы истцу, в пользу которого состоялось решение, в том числе уплаченную государственную пошлину, а если истец был освобожден от уплаты госпошлины, то перечислить ее в бюджет в общеустановленном порядке.