Работа над ошибками

В правительстве РФ активно заговорили о снятии административных барьеров в экономике, в частности, в системе лицензирования. Предпринимателям в регионах это дает надежду на некоторое сокращение числа контролирующих структур и соответствующих расходов; региональным властям — на расширение полномочий в сфере лицензирования и, как следствие, на увеличение поступлений в местные бюджеты.

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Доходы от лицензирования поступают в бюджеты соответствующих уровней.

Законодательные изменения двухгодичной давности сделали бесконтрольным осуществление некоторых услуг, которые, по мнению экспертов, должны лицензироваться

Главные ожидания региональных властей и предпринимателей связаны с обещанием федеральных чиновников пересмотреть перечень видов деятельности, лицензирование которых входит в полномочия субъектов Федерации. Сейчас, согласно ст. 17 закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в компетенции региональных контролеров находятся производство дезинфицирующих средств, ветеринарная деятельность, переработка и заготовка лома цветных металлов и черных металлов и публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозалах. Разрешительные документы на остальные виды деятельности — а их около 200 — оформляются в столичных ведомствах, что является серьезной проблемой, особенно для малого бизнеса. Процедура, как правило, затягивается на срок, значительно превышающий 6 месяцев, предусмотренных законом, а затраты на ее оформление существенно выше установленных 1300 рублей (1000 руб. — сбор за предоставление лицензии и 300 руб. — сбор за рассмотрение поданных документов).

При этом в ведении федеральных структур остаются даже такие, на первый взгляд, сугубо «местные» виды деятельности, как, например, хранение и переработка зерна. Заготовители и переработчики вспоминают, как еще недавно сертификацией всей сельхозпродукции занималась региональная госторгинспекция. Теперь же «12 тысяч рублей нужно только для того, чтобы в Москву слетать, а это для получения лицензии нужно сделать несколько раз, — говорит заместитель гендиректора Новосибирской продовольственной корпорации Александр Тепляков. — Для крупных стабильных фирм это, конечно, не очень ощутимо, а для мелких Конечно, в этом отношении административных барьеров в последние два года стало больше. Все потому, что федеральный центр старается закрепить за собой максимальное число полномочий».

В связи с этим особенно интересно, откажется ли федеральный центр в пользу субъектов Федерации от лицензирования, к примеру, игорного бизнеса или хранения нефтепродуктов. Несмотря на многократные протесты регионов, эти полномочия до сих пор остаются у Госкомспорта и Минэнерго соответственно. Последнее не отдает эти функции даже своим структурам в регионах, хотя, как считают в новосибирском областном Управлении лицензирования, с выдачей лицензий для нефтехранилищ вполне бы справился Энергонадзор.

Российское законодательство предусматривает возможность передачи по согласованию федеральных полномочий региональным органам исполнительной власти. Но федеральные ведомства на такие исключения идут, как правило, неохотно. Так, в Новосибирской области дополнительно разрешено лицензирование всего трех видов деятельности: медицинской, фармацевтической и турагентской.

Вместе с тем законодательные изменения двухгодичной давности сделали бесконтрольным осуществление некоторых услуг, которые, по мнению экспертов, должны лицензироваться (так как могут нанести ущерб правам и законным интересам граждан). Так, сегодня для работы на рынке риэлтерам достаточно лишь сертификата. С одной стороны, по мнению риэлтеров, это даже эффективнее лицензии. «Перечень требований, предъявляемых к получателю сертификата, гораздо шире, чем раньше для получения лицензии, — говорит директор новосибирского агентства недвижимости «Афина Паллада» Татьяна Дергачева. — Другое дело, что никто не контролирует саму деятельность агентств » «Вместе с выдачей лицензии мы заносили агентства недвижимости в специальную картотеку — у нас их было около 400, — говорит замначальника Управления лицензирования администрации Новосибирской области Ирина Редько. — Таким образом мы получали возможность контроля в этой сфере. Сейчас единственной инстанцией, где происходит выяснение отношений, является суд. Но происходит это чаще всего постфактум, когда клиент уже теряет свою собственность». Такими же «беспризорными», по словам чиновников, остаются ритуальные услуги и деятельность АЗС.

Из обсуждаемых сегодня в Госдуме мер пока только одну — предполагаемый отказ от лицензирования видов деятельности, в отношении которых применяются иные виды госконтроля, — предприниматели воспринимают как эффективную, надеясь, что контролеров станет меньше. В частности, для реализации транспортных средств достаточно будет разрешения главного, в данном случае контролирующего органа — ГИБДД и сертификатов заводов-изготовителей. В одной из фирм, специализирующихся на торговле автомобилями, корреспонденту «КС» сказали: «Мы только выиграем от таких изменений. ГИБДД и так контролировала каждый наш шаг, пусть контролирует до конца. У нас с ними достаточно стабильные отношения».

Решение дается парламентариям нелегко, ведь им нужно действовать в русле государственной политики по централизации власти, с одной стороны, и устранения административных барьеров для бизнеса — с другой. Окончательные изменения в Законе о лицензировании станут известны в VI квартале нынешнего года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ