В N 19 газеты «Континент Сибирь» (30 мая — 5 июня с. г.) было опубликовано так называемое «Открытое письмо туристических фирм г. Новосибирска…».
Затронутая в этом материале тема, безусловно, является актуальной для новосибирского туристического рынка и достаточно активно сейчас обсуждается, пафос письма благороден, а многие из приведенных фактов являются правдой. Но все-таки то, что там написано, не может обсуждаться в качестве позиции новосибирских операторов, потому что такого документа, как опубликованное т. н. «Открытое письмо…», не существует, т. е. оно фальсифицировано.
Под этим письмом указаны фамилии директоров некоторых новосибирских турфирм — но это неправда! Мы не подписывали такого письма. Более того, на собрании правления Новосибирской ассоциации туристских организаций, в которую входят большинство из перечисленных якобы «подписантов», была обсуждена эта публикация, и оказалось, что некое подобное письмо действительно предлагалось одной из туристических фирм к подписанию, но, по заявлениям указанных под письмом директоров турфирм (из присутствовавших на собрании), никто из них своей подписи под таким письмом не ставил.
Мы сожалеем о том, что у редакции оказался фальшивый документ.
А теперь о сути дела.
На новосибирском туристическом рынке, наверное, как и на многих других, конкурентная борьба разворачивается не только между новосибирскими участниками рынка, но уже давно и с претендующими на место на этом рынке московскими фирмами. Но, в отличие от других рынков, на рынке туризма основные новосибирские операторы, сохраняя организационную самостоятельность, сумели сохранить и достаточную самостоятельность в операционной и финансово-хозяйственной деятельности.
Причем операционная деятельность новосибирских туроператоров является вполне профессиональной и успешной по сравнению с теми же московскими операторами. Достаточно вспомнить о десятках скандалов, разгорающихся на столичном рынке по поводу подозрительно дешевых путевок (которые оборачиваются либо соответствующим сервисом, либо просто «кидаловом» и исчезнувшими фирмами), по поводу просчетов и несостоятельности некоторых операторов московского рынка, по поводу невывезенных из-за рубежа туристов.
Иная ситуация в Новосибирске. Можно упомянуть только один факт: за все время постсоветского развития туризма новосибирские турфирмы не бросили за рубежом ни одного туриста, даже в кризисной ситуации 1998 года! (Еще не забыли, как это было?) Хотя, наверное, все могут себе представить, как тогда досталось новосибирским операторам.
Понятно, что, борясь с новосибирцами за кусочек новосибирского рынка, «варяги» готовы использовать любые доступные методы конкуренции. Но на деле оказывается, что из всех возможных чаще всего выбираются ценовые методы. Видимо, они попроще, понятнее и, соответственно, доступнее. Понятно также другое: для того чтобы достойно конкурировать на каком-то рынке, надо знать этот рынок — его объем, специфику продаж, в конце концов, особенности клиентского спроса.
Во взаимоотношениях бизнес-субъектов, где в равной степени могут существовать и сотрудничество, и конкурентная борьба, и противостояние, вопросы решаются в первую очередь не с помощью направляемых в СМИ писем — и новосибирские операторы также уже достаточно давно научились конкурировать, создавая и продавая свой турпродукт с учетом особенностей именно нашего, новосибирского рынка.
Наоборот, у любого здравомыслящего человека не могут не вызывать вопросов случаи, когда московский туроператор продает путевки (т.е. турпакет, включающий перелет, трансферы, проживание, питание) по цене меньшей, чем один перелет… (Такое действительно было на зимней программе, когда при цене перелета в $560 путевки продавались по $350.) Понятно, что от хорошей жизни такое никто делать не будет. Тогда что это — грубейший маркетинговый просчет или что-то другое?
Не беремся оценивать, не беремся судить, что же это такое, но знаем: пользы это не приносит.
Какой-нибудь гипотетический оппонент, наверное, может вспомнить про облагодетельствованных сибиряков… Что здесь сказать — по нашим наблюдениям, путешествующие сибиряки в большинстве своем дошли до осознания, что качественный продукт и стоить должен соответственно, а провести две недели так (мы уже не говорим о деньгах), чтобы потом жалеть об этом, — слишком большая роскошь. В конце концов, все знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Так что мы, как и многие наши новосибирские коллеги, работали и будем продолжать работать на благо наших земляков, отвечая на запросы рынка, отвечая за созданный турпродукт.
Искренне надеемся, что наша позиция по более гибкой работе и адекватным состоянию рынка действиям авиаконсолидаторов, а также по более критичному подходу к выбору партнеров и оценке заказываемых объемов найдет понимание и у авиаперевозчиков.
Заканчивая данное письмо, хотим сказать: на наш взгляд, действительно необходимо продолжать работу по упорядочиванию рынка, используя возможности созданных в нашей области профессиональных общественных институтов, в интересах поступательного развития новосибирского туризма.
Примите уверения в искреннем уважении.
Директор НФ ЗАО «Фирма Нева» Г.Ф. Пискунов
Директор ООО Компания «Экзотик-турс» С.В. Мартемьянова
Директор ООО «Сиат» Л.Г. Синицкая
Директор ООО Турагентство «Новосибирск» С.Г. Кунц
Директор ЗАО «Олимпия Райзен» В.Э. Данн
Директор ЗАО «СКАТТ»
Директор ООО «Капитан Грант» Т.И. Дутова
Т.И. Трубицина