И двух ВВП мало

Сибирские губернаторы заявили о готовности перевыполнить президентский указ об увеличении ВВП к 2010 году в два раза. Об этом они договорились 4 ноября в Иркутске на заседании Совета СФО, Совета МАСС и представителей рабочей группы Игоря Шувалова. Взамен главы регионов рассчитывают, что федеральные власти наконец-то определят государственные приоритеты, уберут противоречия между президентскими и премьерскими экономическими стратегиями и призовут на помощь крупный бизнес. Впрочем, даже удвоение ВВП к 2010 году губернаторы считают недостаточным для того, чтобы Россия приблизилась по уровню жизни к развитым странам.

Помешать реализации амбициозных намерений сибиряков может отсутствие долгосрочной стратегии развития России. Хотя, по мнению первого заместителя полпреда президента РФ в СФО Игоря Простякова, округ способен стать одной из опорных территорий России в решении задачи удвоения ВВП. Согласно программе, которая была разработана на основе расчетов СО РАН, МАСС, региональных администраций и экспертных организаций, в течение ближайших 10 лет в Сибири планируется сформировать ядро новых научно-технологических и экономических центров общероссийского и мирового значения. Так, через 10 лет Сибирь должна стать вторым нефтегазовым центром России, третьим в мире центром по добыче меднорудного сырья и пятым — по добыче золота, а также одним из ведущих в мире лесопромышленных комплексов. Считается, что достижению этих целей поможет создание транспортного коридора между Европой и странами АТР.

Таким образом, стратегическая цель для округа — смена профиля Сибири с ресурсодобывающего региона на территорию инновационного развития. Достичь ее предполагается путем коммерциализации науки, использования свыше 700 новых разработанных высоких технологий и развертывания комплекса технико-внедренческих центров. Но затягивание с принятием соответствующих решений на федеральном уровне, по мнению экспертов, может помешать осуществлению президентской задачи. В этом случае, как показывает инерционный сценарий развития, ВРП округа в расчете на душу населения увеличится лишь в 1,6 раза. Это не соответствует потенциальным возможностям Сибири. Исходя из оптимального сценария, к 2010 году ВРП можно увеличить вдвое.

В интервью «КС» полпред президента РФ в СФО Леонид Драчевский отметил, что в условиях несовершенной нормативно-правовой базы и промедления федеральных ведомств в выдаче лицензий на разработку месторождений необходимо сбалансированное участие в решении задачи удвоения ВВП со стороны федерального центра и регионов, а также активное привлечение к этому процессу крупного и среднего бизнеса. «Сибирские губернаторы уже вступили в новую стадию взаимоотношений с крупным капиталом, — сказал Драчевский. — Главы администраций, ставя себе целью закрепить социальную ответственность действующих на их территориях ФПГ, имеют с ними формализованные договоренности о порядке уплаты налогов и в целом по участию в развитии экономики регионов. Проблема во многом связана и с качеством наших знаний конъюнктуры рынка госзаказов. Для нас прозвучало откровением недавнее заявление руководителя РАО «РЖД» Геннадия Фадеева о том, что одно из ведущих предприятий России не в состоянии поставить необходимое количество полувагонов, а в нашем округе ведется активный поиск вариантов загрузки и перепрофилирования таких мощностей. Проблема наращивания ВВП — многокомпонентная, в ее решении должны участвовать все уровни власти. По итогам заседания будет разработан план мероприятий по реализации разработанной программы развития экономики Сибири».

В эксклюзивном интервью «КС» один из главных инициаторов создания группы Шувалова, председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ Андрей Кокошин подчеркнул, что сейчас важнейшей проблемой является изменение стереотипов в отношении Сибири: «Превалирует мнение, что этот регион должен находиться в одинаковых рыночных условиях с европейской частью России, что, на мой взгляд, в корне неверно. Государство должно больше инвестировать в развитие транспортной, энергетической, образовательной инфраструктуры округа, иметь специальную программу по коррекции неблагоприятных тенденций в демографической сфере. Пора ломать представление о Сибири исключительно как о поставщике сырья и материалов с низким уровнем переработки. Ситуация в стране вокруг решения крупных стратегических проблем меняется к лучшему, и у центра есть политическая воля для реализации ориентиров по наращиванию ВВП».

Сибирских губернаторов не устраивает несоответствие содержательной части задач федеральной власти и обсуждаемых параметров роста ВРП перспективному развитию их регионов. «Цель удвоить ВВП может рассматриваться только как минимальная, поскольку выводит нас на среднемировые показатели, включая Африку, но ни в коей мере не позволяет достигнуть уровня развитых стран, — отметил председатель Совета МАСС, глава Алтайского края Александр Суриков. — При этом уже наметились расхождения между сформулированной президентом задачей и прогнозируемыми действиями правительства при реализации среднесрочной программы на 2004-2006 годы. Не способствует обеспечению ожидаемых темпов роста ВВП и отсутствие стратегии развития России. А тем временем в правительстве обсуждаются стратегии развития отдельных отраслей народного хозяйства страны до 2025 года».

Озабоченность сибирских губернаторов вызвана как отсутствием видимой поддержки со стороны федерального центра в выходе Сибири на уровень бюджетной самообеспеченности, так и отчетливым стремлением сохранить за СФО просырьевую экономическую ориентацию. Руководство МАСС полагает, что настоящая тенденция может активизировать миграционный отток населения региона и обернуться непредсказуемыми в контексте территориальной близости Китая геополитическими последствиями. Эти факторы уже заставили полпредство в СФО приступить к серьезной корректировке Стратегии развития Сибири, которая затронет все разделы документа.

Прямая речь

Виктор Кресс, губернатор Томской области:

— Экономический прорыв для региона во многом обусловлен перспективами строительства магистрального нефте- и газопровода в Китай. По нашим расчетам, это повлечет за собой активное развитие не только нашей области, но и других территорий Сибири. Особые надежды мы также возлагаем на альянс в области науки и бизнеса, повышение роли лесопромышленного комплекса, малого предпринимательства и образовательного компонента в развитии экономики региона. Вместе с тем приходится констатировать объективную ограниченность наших возможностей в выполнении задачи президента. В условиях дефицита регионального бюджета на развитие экономики остается самый минимум. В свою очередь, интеграция с соседними территориями возможна лишь при наличии взаимовыгодных интересов и точек соприкосновения. Один из немногих удачных примеров такого взаимодействия — совместное освоение Томской и Омской областями расположенного на их территориях Крапивинского нефтяного месторождения.

Алексей Федоров, президент корпорации «Иркут»:

— Сегодня высокотехнологичные производства занимают в экономике Сибири всего около 1%. Такое положение совершенно неприемлемо, тем более что в данный момент более 50% объема производства авиапрома России приходится на Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. В условиях отсутствия значительной поддержки отрасли со стороны государства актуальность приобретает диверсификация предприятий. На мой взгляд, способствовать подъему авиастроительной промышленности региона и одновременно развитию его транспортной инфраструктуры может стремительно растущий рынок воздушного транспорта и его региональной составляющей. Авиакомпании Сибири являются одними из наиболее активно развивающихся в стране. Между тем маршруты средней и дальней протяженности на авиарынке уже освоены, в перспективе начнется бурное освоение региональных маршрутов, что вызовет рост спроса на технику соответствующего класса. Однако стоимость предлагаемых зарубежными поставщиками самолетов колеблется от $4 млн до $20 млн. В таких условиях наше предприятие делает ставку на освоение именно этой ниши рынка. Импульс его дальнейшему развитию может придать создание межрегиональной сибирской лизинговой компании, учредителями которой выступили бы государство и частный капитал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ