Хуже не будет

По итогам девяти месяцев текущего года можно констатировать, что обувной рынок находится в стадии бурного развития: происходят довольно активное насыщение, постепенное заполнение различных ниш. Но четкую сегментацию выделить пока сложно — абсолютное большинство обувщиков работает в среднеценовом сегменте, не имея при этом внятного, отличного от ближайших конкурентов позиционирования. Однако используя благоприятную тенденцию интенсивного сетевого развития, крупные игроки стараются совершенствовать «изнанку» своего бизнеса.

Обувные открытия

Обувщики стараются предлагать не просто разнообразный ассортимент, а стильные модели, действительно различающиеся между собой. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Летний сезон нельзя было назвать для обувного рынка особенно благополучным, впрочем, как и предшествующую зиму. Вследствие теплой зимы и холодного, дождливого лета горожане в целом покупали меньше обуви. Продажи обувщиков, по словам генерального директора компании «Монро» Олега Маслова, упали на 7%: «Многие люди просто откладывали покупку новой пары обуви, если не было срочной необходимости ее обновить. Из-за неудачного лета у многих стали сдавать нервы, и поэтому общие методы скидок и распродаж снизили доходы». При этом объем ввозимой на территорию Сибирского федерального округа обуви вырос приблизительно на 12% — этот показатель соответствует общероссийскому показателю роста, не превышающему 15% в год, что напрямую связано с насыщением рынка. Если еще недавно говорили об отсутствии сильных федеральных брэндов, то сегодня уже есть первые ласточки освоения Новосибирска.

Сегодня насыщение рынка происходит за счет активного вхождения на местный рынок новых игроков. В начале летнего сезона открыла четыре фирменных магазина федеральная компания «ЦентрОбувь», открылись магазины «Терволина«, а также третий магазин Respect. Уже представлены сети »Ти-Джей Ритейл« (магазины TJ Collection и Carnaby), «Сити-Обувь», «Обувь XXI века», «Юничел». «Думаю, в самом скором времени в Новосибирске будет представлено большинство федеральных компаний, — отмечает Маслов. — Для не насыщенного обувными брэндами рынка это закономерный процесс». Хотя новые имена еще малоизвестны покупателям и пока не составляют весомой конкуренции лидирующим сетям, приход той же компании «ЦентрОбувь» создает реальную угрозу для представителей мелкой розницы. Впрочем, «ЦентрОбувь» открыла первые магазины в неудачных местах, — считает директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов, — но эта проблема решаема. Главной сложностью станет то, что в Новосибирске и в большинстве сибирских городов присутствует сильный конкурент, работающий в эконом-сегменте — компания «Монро«, которая уже имеет лояльную аудиторию». Но у федерального обувного гиганта серьезные планы: директор департамента по развитию компании «ЦентрОбувь» Юрий Топорков заявляет о намерении компании открыть в следующем году в Новосибирске не менее 10 магазинов.

«В любом случае от прихода новых игроков выигрывает потребитель, поскольку конкуренция обязывает операторов больше внимания уделять качеству обслуживания, ассортиментной политике и ценообразованию, — считает директор по маркетингу сети «Аскания« Элина Пыхалова. — При этом основные игроки, как показало наше исследование, имеют преимущество узнавания и большей лояльности».

Естественный отбор в цивилизованной форме

В Новосибирске насчитывается около 160 обувных салонов. 30 из них принадлежат трем местным сетевым компаниям — «Монро» (12 магазинов), «Обуви России» (11) и «Россите» (8). По сравнению с тем же продуктовым ритейлом или сетями бытовой техники на долю лидеров обувного рынка приходится гораздо меньший процент торговых площадей. «Рынок сегодня находится в состоянии жесткой конкуренции, — считает директор по маркетингу ЗАО «КОРС« Наталья Королева. — Количество обувных магазинов превышает потребность в них». Однако насыщенность рынка вовсе не означает его разнообразия, пустующих сегментов более чем достаточно. «Рынок обуви Новосибирска, что характерно и для российского рынка в целом, насыщен только в одном сегменте, а точнее формате — формате мультибрэндового магазина (это касается как экономичного, так и более высоких ценовых сегментов), — отмечает Антон Титов. — Для дальнейшего развития важно предлагать различные форматы».

«В процессе становления рынка это естественный отбор во вполне цивилизованной форме, — продолжает тему коммерческий директор «Торгового дома «Россита« Светлана Самсонова. — Однако, несмотря на конкуренцию в среднеценовом сегменте, не происходит брэндирования марок самой обуви. Продолжается активное брэндирование сетей, но четкого конкурентного позиционирования все равно не происходит. Нет профессионального развития. Примером грамотного и активного продвижения именно марки обуви может служить компания RALF, которая очень активно продвигает свой обувной брэнд на рынке». Брэнд-директор маркетингового агентства «MainS-брендинг» Анастасия Вараксина считает, что конкуренция происходит на уровне места и формата, но не на уровне предложения. «Невозможно найти отличия между большинством мультибрэндовых сетей — все они предлагают огромный ассортимент, из которого выбрать порой по сути нечего». Однако сами обувщики сохраняют некоторый оптимизм. «Думаю, ситуация в ближайшие 3–5 лет будет меняться, если считать, что мы движемся американскому пути развития, где любой потребитель знает все об особенностях той марки, которую он покупает, — продолжает Светлана Самсонова. — В нашей сети мы пока развиваем на внутреннем уровне свою марку обуви Lisette и марку Ralf». Собственные марки, такие как Rita Bravura, Red Line, Banderos, Ulet, составляют примерно половину процента ассортимента в магазинах «Монро», хотя компания и не уделяет особого внимания продвижению этих брэндов. Новыми представителями формата монобрэнда в среднеценовом сегменте можно назвать недавно открытые салоны Emilia Estra, Egle (NSK LUX). И, по мнению участников рынка и экспертов, тенденция более жесткой сегментации по брэндам и ценовым группам будет продолжаться, хотя и не слишком быстрыми темпами. Усиление конкуренции между компаниями заставит игроков серьезнее относиться к ассортиментному предложению, сервису и остальным конкурентным качествам. «Это обязательно скажется на повышении зрелости рынка», — говорит управляющий розничной сетью «Найт» Евгений Шелестов.

Больше комфорта

Светлана Самсонова отмечает, что сегодня потребитель особенно ценит удобство обуви. «Да, обувь должна быть красивой, модной, но при этом обязательно комфортной для носки, — отмечает Самсонова. — Удовлетворить эти запросы — задача обувщиков, поэтому больше внимания уделяется на первый взгляд незаметным деталям — качеству материалов и работы». При этом обувщики отмечают, что важно предложить не просто разнообразие обуви, а модели, действительно различающиеся между собой, с четко сформулированным стилем.

«Если судить по нашим салонам, то покупатели стали более требовательны не только к ассортименту, но и к уровню обслуживания, — комментирует Элина Пыхалова. — Можно выделить и более четкую ориентацию на обувные брэнды». «Зрелым рынок будет тогда, когда покупатель будет не просто видеть на прилавках, скажем, зимние сапоги или летние туфли, а знать, какие конкретные преимущества каждый конкретный оператор может предложить, — рассуждает Анастасия Вараксина. — Но хаотичная многочисленность обувных сетей и схожий ассортимент сохраняют невысокую лояльность потребителей к какой-то конкретной компании».

Хуже не будет

Обувщики достаточно осторожны в долгосрочных прогнозах. Однако относительно будущего сезона есть определенный оптимизм — сезон не может оказаться хуже предыдущего. «Лидировать в первую очередь будут крупные сети, которые могут себе позволить выживать за счет объема и компенсировать потери при неудачных сезонах, отыгрываясь в удачных, — говорит Маслов. — Хотя в ближайшую зиму ситуация точно не будет хуже, во всяком случае, с точки зрения продаж. При этом завоз обуви на рынок в целом будет прирастать на 9–10%, прежде всего из-за увеличения общего количества магазинов». По мнению Антона Титова, обувной рынок ожидает увеличение доли профессиональной розницы, разрозненные магазины будут уходить с рынка.

Предвидя скорый переход конкуренции с количественного (кто больше магазинов откроет) на качественный уровень, обувщики не только сосредотачиваются на внутреннем развитии, но и ищут новые формы продвижения. К примеру, «Обувь России» первой из российских обувных компаний внедрила услугу потребкредитования, а также открыла фирменные магазины в новом формате — шуз-корты. Пока их открытия состоялись в Омске, но на следующий год планируется и в Новосибирске.

Бум строительства торговых центров и комплексов влияет на развитие и обувных сетей, они более смело будут продолжать идти в регионы. «В ближайших планах компании — открытие магазинов в новосибирских торговых центрах «Мега« и Royal Park, — рассказывает Элина Пыхалова. — Что касается других городов, то нам интересен Красноярск, вполне возможно, что открытие первого магазина в нем состоится в начале следующего года. В качестве потенциальных городов для открытия магазинов мы рассматриваем Новокузнецк и Омск».

«В дальнейшем рынок обуви будет претерпевать качественные изменения. Насыщенность рынка рано или поздно заставит обувщиков серьезно подойти к более действенному маркетингу, привлекая потребителей индивидуальностью предлагаемого товара», — заключает Анастасия Вараксина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ