РЖД предложили разработать единую систему управления грузоперевозками

В воскресенье в Красноярске прошло рабочее совещание президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина по вопросам создания эффективной модели управления частным парком грузовых вагонов и своевременного вывоза грузов, сообщает пресс-служба компании.

В совещании также приняли участие губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, заместители губернаторов Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края, представители Правительства и Законодательного Собрания Красноярского края, Союза промышленников и предпринимателей региона, Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты, говорится в сообщении пресс-службы ОАО «РЖД».

Участники отметили, что в настоящее время регионы Сибири не испытывают проблем с перевозкой таких грузов, как зерно и уголь, для которых наступил сезонный пик погрузки. Однако в целом в работе сети железных дорог наблюдается дисбаланс, вызванный отсутствием законодательной базы, регулирующей процесс организации управления частным вагонным парком.

Сегодня только на Красноярской железной дороге работает около 200 собственников подвижного состава, а в России — свыше 1800. Оператор сам определяет маршруты движения своих вагонов и станции назначения, исходя из коммерческой выгоды, не принимая во внимание возможности инфраструктуры и перерабатывающую способность станций.

Так, на станции Новая Еловка Красноярской железной дороги, где при среднесуточной потребности в 350 вагонов сегодня без работы простаивает 1400 цистерн. Доля порожнего пробега только на Красноярской магистрали в отдельные месяцы 2011 года превышала 35%, а по некоторым видам подвижного состава, в частности, по цистернам, доходила до 50%. Все это затрудняет работу железнодорожников и приносит убытки грузоотправителям.

На совещании также звучали критические замечания, связанные с ценообразованием на предоставление вагонов частных операторов, когда реальная стоимость подвижного состава намного превосходит гостариф, передает пресс-служба «РЖД». При том, что регулируемая государством инфраструктурная составляющая тарифа уменьшается, вагонная часть — ее собственники и операторы устанавливают самостоятельно — постоянно растет.

«К примеру, на Московской дороге вагон под перевозку зерна предоставляется по цене 30 тысяч рублей, из которых только 12 тысяч – инфраструктурная составляющая. Остальное уходит собственнику или оператору. Тогда как по идеологии Прейскуранта №10-01 (гостариф, утвержденный ФСТ) вагонная составляющая не может превышать 15 процентов от тарифа», — сообщил на совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

По его словам, в некоторых регионах «накрутка» достигает 90%, что отражается не только на конечной стоимости перевозимой в таких вагонах продукции, но и на всех экономических процессах страны. В частности, в Красноярском крае такой подход привел к серьезным проблемам в лесной отрасли. На дороге произошло снижение объемов перевозок лесных грузов.

«Причина кроется в тарифной политике коммерческих структур – собственников вагонов. Из-за завышения ими ставок лесозаготовители перенаправили часть груза на другие виды транспорта», – отметил на совещании начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.

Все участники совещания согласились с тем, что ситуация требует незамедлительного вмешательства государства, а именно внесения изменений в действующее российское законодательство с целью разработки единой системы управления вагонным парком. Также они поддержали инициативу ОАО «РЖД» о создании в регионах координирующих органов под председательством руководителя дороги, с участием всех сторон перевозочного процесса (железных дорог, дочерних обществ ОАО «РЖД», частных операторов подвижного состава, грузовладельцев), а также представителей региональных властей — для оперативного реагирования, сообщает пресс-служба компании.

«Решение о создании конкурентной среды в сфере грузоперевозок было верным. Оно позволило привлечь инвестора, в результате чего сегодня вагонный парк превосходит число вагонов пикового 1988 года. Иначе мы сейчас решали проблему не избытка полувагонов при искусственном дефиците, а реального дефицита подвижного состава. Но необходим ряд законодательных инициатив, которые бы побуждали владельца вагона искать груз, а не ждать выгодные грузы, оставляя вагон на станции», — считает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Предложения, направленные на совершенствование технологии управления подвижным составом, которые должны создать равные и благоприятные условия для работы всех участников транспортного процесса — инфраструктуры, частного оператора и грузовладельца, в ближайшие дни будут представлены Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, который держит вопрос организации грузоперевозок железнодорожным транспортом на личном контроле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ