РЖД призывает регионы к дополнительному финансированию пригородных перевозок

Накануне Общественная палата РФ провела слушания на тему «Роль пригородного железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии субъектов РФ». Главной проблемой сегодняшнего состояния отрасли все участники признали убыточность пригородных перевозок и необходимость создания условий для долгосрочного устойчивого развития транспортной инфраструктуры.

«В последние годы пригородные перевозки находятся в процессе реформирования. Результаты изменений видны уже сегодня, за последние годы улучшен финансовый результат пригородных перевозок, — отметил начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых.

Он напомнил, что с 2011 года все пригородные перевозки осуществляют перевозчики — Пригородные пассажирские компании, созданные субъектами Федерации совместно с ОАО «РЖД». В настоящее время функционируют 24 компании, в них работают 22 тысячи человек.

За последние три года инвестиции железнодорожного холдинга в подвижной состав превысил 35 млрд. рублей. На эти средства были закуплены 1887 вагонов для пригородных перевозок и еще 1948 вагонов прошли модернизацию. Это позволило снизить процент износа парка подвижного состава с 60 до 47%. Еще более 37 млрд. рублей были инвестированы в обновление инфраструктуры.

В то же время большая часть субъектов Федерации, по словам Верховых, не уделяют должного внимания пригородному железнодорожному комплексу по сравнению с другими видами транспорта. Так, если в 2010 году на дорожное хозяйство было потрачено 365 млрд. рублей, то на покрытие убытков железнодорожных компаний от содержания инфраструктуры регионы направили не более 5 млрд. рублей.

«В 2011 году общий убыток ППК прогнозируется на уровне 10,8 млрд. рублей, причем 8 субъектов РФ совсем не компенсируют выпадающие доходы перевозчикам, — продолжил Геннадий Верховых.

Отсутствие компенсаций со стороны региональных властей, а также увеличение тарифов и сокращение объемов движения в результате уменьшения заказа на перевозки со стороны регионов приводит к снижению территориальной доступности и ограничивает возможности населения к передвижению по железной дороге. Так, региональные власти сократили заказ на пригородные перевозки от 20 до 40% в Астраханской, Тульской, Самарской и Мурманской областях.

Вместе с тем Геннадий Верховых отметил ряд регионов, где власти ответственно подходят к решению вопросов функционирования пригородного железнодорожного сообщения. Так, Волгоградская область снизила тариф на 10%, при этом увеличив субсидии перевозчику на 64 млн. рублей. Предусмотрели увеличение финансирования сверх запланированной суммы Красноярский край, Свердловская область, Кемеровская область и республика Башкортостан, Еврейская АО, Ивановская область, Кировская область, республика Татарстан и Ростовская область.

Участники слушаний назвали главной проблемой текущего этапа реформирования отсутствие закрепленных норм выделения субсидий для железнодорожных перевозчиков.

«К сожалению, до сих пор проблема субсидирования решается в ручном режиме, а механизмы выделения субсидий из федерального и региональных бюджетов, механизмов распределения субсидий между субъектами и перевозчиками отсутствуют, — отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

Подобные слушания проходят в Общественной палате уже в третий раз. По итогам заседания был подписаны рекомендации всем заинтересованным сторонам процесса реформирования пригородного комплекса.

Так, Правительству РФ было рекомендовано ускорить внесение в Госдуму закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», а также сохранить на 2012 и последующие годы субсидии перевозчикам от установления льготных тарифов в размере 25 млрд. рублей.

Субъектам РФ было рекомендовано завершить совместно с ОАО «РЖД» все мероприятия по реформированию отрасли, принять меры по ограничению роста тарифов для населения и компенсировать перевозчикам соответствующие потери в доходах.

Также Правительству РФ совместно с субъектами Федерации и ОАО «РЖД» было рекомендовано разработать концепцию развития пригородных пассажирских перевозок с определением долгосрочных механизмов их финансовой поддержки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ