Обзор — Новый техрегламент пришелся по вкусу молочникам

Сегодня, по истечении месяца после вступления в силу техрегламента, «молочные» производители и ритейлеры подводят итоги своей работы. Несмотря на то что еще до вступления документа в силу высказывалось множество опасений по поводу роста цен на продукцию и дефицита на рынке, пока положительных моментов техрегламента отмечается гораздо больше, чем отрицательных.

Технический регламент на молоко и молочную продукцию вступил в силу 20 декабря 2008 года. Документ стал первым техническим регламентом на молочную продукцию на уровне федерального закона. В соответствии с ним молоком называется только напиток, сделанный из цельного коровьего молока определенной жирности и без дополнительных добавок. Напиток, произведенный из сухого молока или с его добавлением, должен называться молочным напитком.

Законопроект направлен на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции.

Техрегламент устанавливает требования к безопасности молочной продукции, в том числе продуктов детского питания на молочной основе, к безопасности процессов их производства, хранения, реализации и утилизации, а также к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации об их наименовании, составе и потребительских свойствах. Пока текст техрегламента не окончательный: технический комитет при Ростехнадзоре предлагает более 30 поправок к нему.

По мнению ведущего категорийного менеджера компании «Лента» Сергея Сямичева, безусловно, об изменениях на молочном рынке в целом говорить можно. «Впрочем, в Новосибирске, Омске, Барнауле все молоко в основном изготавливается с использованием цельного молока, без добавления сухого. Поэтому если здесь и будут какие-то изменения у производителей молока, то они коснутся упаковки и обновления сертификатов на продукцию, — отмечает Сямичев. — Если же говорить о молочной продукции, такой как творожные сырки, йогурты, кефир, сметана, то они скоро могут поменять свои названия. Также в ближайшее время на полках вряд ли появится большой ассортимент новых молочных продуктов».

А по мнению руководителя отдела по связям с общественностью ООО «Система РегионМарт» (сеть магазинов «Чибис» и «Поляна») Зинаиды Жук, пока изменения коснулись в основном производителей молочных продуктов: «Количественных и качественных изменений в рознице не произошло: изменений нет ни в объемах продаж, ни в ассортименте, ни в спросе покупателей. Сейчас продается молочная продукция, изготовленная как до введения регламента, так и после. На новых упаковках только появился знак соответствия техрегламенту».

Впрочем, многие производители считают, что говорить о каких-то принципиальных изменениях на сибирском молочном рынке пока просто рано. Как объясняет руководитель по внешним связям компании «Вимм-Билль-Данн» на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке Антон Калтыгин, техрегламент влияет на рынок не сам по себе, а через спрос и предложение, через рынок сырья. «Если говорить в общем, появление товарной категории «молочный напиток» могло изменить спрос на продукты из сырого молока. Было абсолютно неизвестно, как отреагируют на новую категорию потребители: будут ли они покупать «молочные напитки» (предполагалось, что они будут дешевле) или предпочтут «питьевое молоко», — говорит Калтыгин. — Если бы рынок отверг «молочные напитки», пропорционально вырос бы спрос на продукты из сырого молока и выросла бы его цена. Но сегодня на рынке нет ситуации дефицита сырья, характерной для прошлых зим. Для производства вполне хватает сырого молока. Поэтому в регионах Сибири доля «молочных напитков» на полке сейчас не превышает 5%. Что будет дальше, покажет время. Макроэкономическая ситуация сейчас влияет на рынок гораздо сильнее, чем законодательство».

В целом участники молочного рынка отмечают больше плюсов нового документа, чем минусов. «Техрегламент защищает производителей качественной продукции из натурального сырья от недобросовестной конкуренции со стороны компаний, использующих для снижения себестоимости в качестве основного сырья немолочные компоненты», — отмечает Калтыгин. С этим согласна и Зинаида Жук: «Производители сейчас будут играть по единым правилам. Не будет возможности использовать могучий русский язык, для того чтобы завуалировать несоответствие написанного на упаковке ее содержанию».

«Конечно, нововведение отразится на всей товарной цепочке — от производителя до конечного покупателя, — резюмирует Сергей Сямичев. — Но выигрывает в любом случае конечный покупатель, который будет заблаговременно проинформирован о совершаемой покупке. Упаковка и маркировка, информация о составе товара, корректная терминология в названии товара позволят защитить потребителя от недоброкачественной продукции».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ