ФАС обнародовала данные об «откатах» ритейлеров

На этой неделе ФАС РФ обнародовала доклад о состоянии конкуренции в стране к началу 2010 года. По оценке федеральной службы, рынок розничной торговли продовольственными товарами на протяжении последних четырех лет был одним из самых нерегулируемых. Взаимоотношения между товаропроизводителями и торговыми сетями строились исключительно на основе дискриминационных договоров. Ситуация должна измениться с 1 августа, когда в полную силу вступит новый Закон о торговле. Правда, в отличие от чиновников производители продуктов питания не склонны идеализировать жизнь после августа.

Согласно документу (копия доклада есть в распоряжении «КС») розничная торговля продовольственными товарами остается полем правовых нарушений со стороны торговых сетей. Все сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия: финансовый (бонусы/премии, плата за маркетинговые услуги, штрафы, гарантированная маржа) и административный (возврат нереализованного товара и т. д.). По данным ФАС, дополнительные выплаты в пользу ритейлеров составляют в среднем от 5% до 40%, с учетом торговой наценки — от 10% до 40%. Суммарное давление на конечную цену товара варьируется от 20% до 60%.

Во всех договорах поставки новосибирских торговых сетей с поставщиками есть требования, «реализация которых способна привести к ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий доступа независимых товаропроизводителей к торговым сетям» (цитата из доклада ФАС). Например, условиями договора поставки товара от февраля 2008 года ООО «Компания «Холидей» с одним из поставщиков предусмотрена ежемесячная премия «в случае, если общая стоимость поставленного покупателю в течение календарного месяца товара превысит 50 тыс. рублей». По дополнительным соглашениям от июня 2008 года и февраля 2009 года к этому договору размер премии составлял 1,5% и 17,36% соответственно. «Таким образом, с июня 2008-го по февраль 2009 года размер данной выплаты увеличился в несколько раз», — делают выводы специалисты ФАС.

При этом торговые сети в работе с поставщиками активно применяют систему отсрочек платежей за реализованный товар. Причем если в 2005 году в среднем срок отсрочки составлял 21–25 банковских дней, то в 2007–2009 годах — до 37–60 дней. А прописанный договором срок погашения задолженности варьируется от трех месяцев до года.

Статью «Закон в сетях» читайте в газете «Континент Сибирь» № 25 от 02.07.2010

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ