«Континент Сибирь» провел круглый стол автодилеров Сибири

Редакция газеты «Континент Сибирь»/делового портала «Континент Сибирь Онлайн» совместно с ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) провела круглый стол, посвященный развитию автобизнеса в условиях спада рынка. Главным спикером мероприятия стал недавно избранный глава РОАД, вице-президент московского дилера «Автоспеццентр» Владимир Моженков. Собравшиеся участники констатировали негативный вектор развития авторынка в ближайшие несколько лет, выявили сезонное оживление спроса на новые автомобили по состоянию на конец года, допустили уход с рынка не только отдельных дилеров, но и отдельных автомобильных марок, признали направление подержанных машин наиболее интересным и актуальным для развития.

В состоявшемся мероприятии приняли участие более 10 представителей регионального автодилерского сообщества. Модератором дискуссии являлся главный редактор деловой газеты «Континент Сибирь»/бизнес-портала «Континент Сибирь Онлайн» Александр Месаркишвили. В начале мероприятия с вступительной речью выступил недавно избранный глава РОАД, вице-президент московского дилера «Автоспеццентр» Владимир Моженков, специально прилетевший в Новосибирск для принятия участия в тематических конференциях. Столичный гость вначале рассказал о ключевых аспектах деятельности ассоциации, о том, что она готова дать своим участникам и привел пример последних активностей РОАД, в частности открытого письма главе марки SEAT в России Роману Кузьмину. Оно было посвящено вопросам защиты инвестиций дилеров в связи с уходом с рынка испанского бренда. Владимир Моженков заверил, что отправленное письмо не осталось без внимания, а возымело свой эффект, и что дистрибьютор стал более «отзывчивым» по решению вопросов с каждым отдельно взятым своим дилером. Также глава РОАД отметил, что накануне отправил письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву на предмет рассмотрения возобновления программы субсидирования процентных ставок по автокредитам, а президента РФ Владимира Путина он пригласил на традиционную ежегодную конференцию РОАД – так называемую «конвенцию».

Также Владимир Моженков поделился аналитикой по развитию авторынка, в том числе в Новосибирской области, констатировав, что падение региона значительно выше общероссийского. Так, по его данным, за 10 месяцев в Новосибирской области поставлено на учет 18407 новых автомобилей, что на 22% меньше, чем годом ранее. Комментируя эти цифры, участники резонно заметили, что новосибирский рынок по факту обладает более высокими темпами восстановления. В свою очередь заместитель директора по общим вопросам ЗАО «СТС-Автомобили» Игорь Веретехин, напротив, обратил внимание, что в любой кризис наибольшее падение наблюдается в торговле, а наименьшее – в производстве. «Исходя из этого, Новосибирская область может больше всего пострадать. 2015-ый год не будет особо показателен, т.к. пока есть финансовая подушка, которую мы разрежем, а в 2016 году будет уже тяжело, т.к. «мешка» уже не будет, а мы его не заложим в 2015 году. Все планы будут пересмотрены после 1 квартала», — пояснил Игорь Веретехин. «Ситуация, в которую мы попали не сравнима ни с кризисом 1998 года, ни с 2008-2009 годов. Никто не готов к ней – ни участники рынка, ни эксперты, ни аналитики», ─ отметил гендиректор «СТС-Автомобили» Павел Костенко. Таким образом, участники круглого стола сошлись на том, что понимание рынка может сложиться только в следующем году.

При этом, интересно, что на текущий момент на рынке наблюдается всплеск продаж на автомобили. Своими наблюдениями по этому вопросу поделился Владимир Моженков. «В Москве со второй половины октября чувствуется ажиотажный спрос на автомобили, который продлится скорее всего, до конца текущего года. По некоторым маркам покупатели «вымели» все, просто физически не осталось машин. Причина простая. Здесь нам помогли друзья из союзных республик ─ белорусы и казахи. Они хранят деньги в долларах и евро. Поэтому пересчитав свои сбережения по новому курсу они приезжают, покупают Chevrolet, Nissan, Volkswagen, и уезжают довольными. Обратной стороной медали стало то, что продажи на авторынке в Белоруссии остановились», ─ пояснил Владимир Моженков. По его словам, граждане России, хранившие сбережения в евро, тоже посчитали, сколько выиграли, и в ожидании роста цен тоже решили покупать автомобили уже сейчас. С такой оценкой ситуации оказались солидарны и местные дилеры. «Сейчас покупатели берут все, что есть в наличии, но по факту уже ничего не осталось. Я вижу огромное количество клиентов из Казахстана. Если раньше они ставили вопрос о возмещении НДС, то теперь с приезжают с долларами, меняют их на рубли в соседнем банке и покупают машины. Даже на такие автомобили, как Porsche Panamera, образовалась очередь», ─ констатирует Илья Суставов.

Участники рынка коснулись вопроса о том, какие марки в текущих условиях наиболее привлекательны для дилера с точки зрения условий партнерства, востребованности продуктов. Владимир Моженков привел пример из собственной практики с бизнесом по марке Citroen, который приносит ему стабильный ежемесячный чистый убыток в 3-5 млн руб, но который при этом нецелесообразно закрывать ввиду сложностей заселения в занимаемые этой маркой автосалоны других брендов. Также Владимир Моженков отметил, что Citroen, Peugeot и Fiat имеют наиболее высокие риски с точки зрения возможности ухода с российского рынка.

Что касается инвестиций в автобизнес, глава РОАД предостерег участников от долгосрочных проектов по строительству полнофункциональных дилерских центров, предложив заморозить такие проекты, отметив, что сейчас главная задача – выжить. Комментируя этот тезис, в «Автомире-Новосибирск» отметили, что «умеют считать деньги» и подтвердили намерения в 2016 году закончить строительство дилерского центра Toyota. Также Владимир Моженков заметил, что РОАД призывает автопроизводителей в текущих условиях воздержаться от экспансионных планов по расширению дилерских сетей, вместо этого выработав механизмы эффективной поддержки текущих партнеров. Напомним, что недавно марка KIA объявила о планах по назначению третьих дилеров в Новосибирске и Красноярске, будучи неудовлетворенной своей текущей долей в этих регионах. А марка Skoda уже в 1 квартале 2014 года запускает третьего дилера в Красноярске.

Таким образом, в текущих рыночных условиях актуальность набирают вопросы антикризисного управления. Владимир Моженков призвал оптимизировать персонал дилерских центров и привел пример США с точки зрения количества «продажников» в автосалонах, эффективности их работы и готовности самостоятельно вкладывать значительные денежные средства в самообучение. «Вместо трафика в 20-30 человек будете иметь трафик в 10 раз меньше, поэтому об антикризисном управлении нужно думать уже сейчас. Надо работать с просроченной дебиторкой, замораживать инвестпроекты, а главное и самое сложное – изменить свое сознание».

Впрочем, не стоит ограничивать свое мышление только новыми автомобилями. Говоря о перспективных сегментах на рынке, участники сошлись на том, что премиум-сегмент и дальше будет чувствовать себя лучше массового. Но наиболее перспективным направлением сейчас является реализация автомобилей с пробегом. «Отделы по работе с комиссионными автомобилями целесообразно увеличивать в 3-4 раза. Существует 2 основные модели ведения этого бизнеса: европейская, при которой комиссионер и продает, и принимает автомобиль, а также американская, когда комиссионер принимает машину, а продавец реализует. На протяжении 10 лет мы работали по европейской схеме, но перешли на американскую и поняли, что она эффективнее. Подняли продажи в 1,5 раза и смогли увеличить наценку с 8% до 11%», — поделился достижениями «Автоспеццентра» Владимир Моженков.

Поддержал коллегу и заместитель директора «Автомир-Новосибирск» Антон Маньков. По его словам, доход на автомобилях с пробегом в разы больше, чем в случае с новыми машинами. По одной из марок ─ в 5 раз. В качестве показателя он констатировал интерес к совместной работе с дилером крупнейшего игрока на рынке подержанных автомобилей Новосибирска ─ авторынка «Столица», который выступил с предложением дистанционно торговать автомобилями дилера. Вместе с тем, опыт работы с этим направлением у местных игроков уже есть. Стоит отметить, что ранее ГК «СЛК-Моторс» развивала на рынке сеть салонов по торговле автомобилями с пробегом под брендом Just Good Cars, однако позже приняла решение о закрытии нескольких точек. По словам Ильи Суставова, местный рынок в отличие от московского оказался не готов к такой модели продаж подержанных автомобилей. Однако несмотря на это, дилер по-прежнему верит в это направление. Участники круглого стола сошлись на том, что торговля «секонд-хэндом» эффективна с действующих площадок без открытия брендированных салонов. «Для Trade–in важна не вывеска, а уровень подготовки автомобилей, наличие складских площадей, чистота сделки», — резюмировал Илья Суставов.

Более подробно о состоявшемся круглом столе читайте по ссылке. Иллюстрации с мероприятия доступны в фотобанке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ