«Айтишники» поменяют бизнес-модель ресторанов

Уже в скором времени на общероссийском рынке мобильных приложений
Уже в скором времени на общероссийском рынке мобильных приложений

Компания Saintlab, ключевым учредителем которой является Дмитрий Сысоев, сын основателя компании «2ГИС» Александра Сысоева, официально представила вечером 22 октября свой новый продукт Omnom. Закрепиться на рынке компания планирует за счет собственного мобильного приложения, позволяющего в кратчайшие сроки расплачиваться по счетам в кафе и ресторанах, экономя время и усилия посетителей. Одним из основных конкурентов сервиса станет iiko известного ИТ-бизнесмена, миллиардера, основателя компании ABBYY Давида Яна. Совместными усилиями «айтишники» планируют автоматизировать бизнес ресторанов, напрямую влияя на модель управления последних.

Кроме Omnom, основатели проекта Saintlab Дмитрий Сысоев и Антон Спиридонов занимаются и другими проектами, но публично не раскрывают их. По имеющимся данным, эти проекты, в отличие от Omnom, тесно интегрированы с продуктами и сервисами «2ГИС». Коммерческим директором Saintlab является Павел Шалагинов, ранее проработавший на топовых позициях в ИТ-компаниях «Утилекс АйТи» и сибирском подразделении Softline. Всего в компании на текущем этапе работает 15 человек.

Как пояснил сам Дмитрий Сысоев, новый сервис решает несколько задач. Прежде всего основатели хотели, чтобы посетителям кафе и ресторанов не приходилось ждать официантов для того, чтобы оплатить заказ. Для этого можно будет рассчитаться по счету через свой смартфон или планшет. Кроме того, через приложение можно разбивать счета между несколькими людьми за одним столиком, а также вызывать официанта. В свою очередь сотрудник ресторана узнает о действиях пользователя приложения через экран планшета, где высвечивается необходимая информация и номер столика.

Ресторанам же новый сервис, по задумке Saintlab, должен быть интересен с точки зрения возможностей обслуживать большее количество гостей за меньшее время, что ценно в часы пик и повышает оборачиваемость одного столика. Также система позволяет принимать чаевые по безналу и призвана способствовать росту лояльности гостей. Кроме того, Omnom интересен с точки зрения накопления маркетинговой информации о своих клиентах. В частности, система консолидирует данные о том, что и как заказывают посетители, каковы их предпочтения. Весь этот массив информации — по сути то, что называется Big Data — будет полезен маркетологам кафе и ресторанов для того, чтобы работать более таргетированно со своими клиентами, имея в своем арсенале больше информации о них. Официант сможет владеть картиной по своим посетителям и, например, предложить человеку сразу то блюдо, которое он берет чаще всего. Правда, данных по конкурентам у них не будет — условия сервиса не позволяют передавать такие данные. Тем не менее общие показатели по рынку позволят иметь более четкое представление о потребительских предпочтениях.

Другой вопрос заключается в том, что по факту на текущий момент рестораны, осваивающие такие системы, не в полной мере используют тот арсенал аналитики, который им доступен. Поэтому в большей степени можно ожидать, что их возможности смогут использовать федеральные сети, которые могут внедрить подобные вещи в свой стандарт деятельности и проводить целенаправленное обучение персонала.
Стоит отметить, что пока приложение сделано только под платформу ios. Скоро должен появиться вариант для ОС Android. Версию для Windows 8 пока реализовывать не планируется, во всяком случае в обозримой перспективе.

В дальнейшем функционал приложения будет расширяться. Основатели проекта дали понять, что идей у них достаточно для того, чтобы развивать проект дальше. В частности, предполагается, к примеру, что приложение сможет помочь в выборе потребителю, страдающему аллергией на определенные продукты или просто имеющему ограниченный рацион питания. Вместе с тем заказывать столики и выбирать через приложение блюда, как это делают некоторые западные приложения, пока приложение не умеет.

Монетизация продукта будет происходить за счет существования определенного процента комиссии за его использование, который на постоянной основе будут платить сами рестораны. Пока Saintlab уже подключил к системе новосибирский ресторан «Мехико». В планах — выход на общероссийский рынок, в частности, большой интерес Saintlab проявляет к Москве. Непосредственно в Новосибирске компания также активно ведет переговоры с ресторанами, за первые месяцы при благоприятном развитии рынка планируется охватить порядка несколько десятков кафе и ресторанов. Количественный охват будет зависеть от эффективности работы отдела продаж.

Говоря о конкуренции в этом сегменте рынке, нельзя не упомянуть недавний проект iiko известного ИТ-миллиардера, основателя компании ABBYY Давида Яна. Продукт этой компании также начал широкое распространение в конце лета — начале осени 2014 года. По словам Давида Яна, в России по этой системе работают более 8000 ресторанов. По функционалу iiko отличается от продукта Saintlab и в большей степени ориентирован на программу лояльности, предусматривает накопление баллов за транзакции, позволяет авторизовываться через соцсети, и т. д. При этом в iiko делается упор и непосредственно на автоматизации бизнес-процессов ресторанов.

«Управляющие вынуждены использовать до 11 разных программ, чтобы управлять ресторанным бизнесом: отдельно комплекс для управления кассой, отдельно Excel для финансов, отдельно видеонаблюдение, отдельно сайт доставки, отдельно складская программа, отдельно система учета времени персонала и т. д. Десятки тысяч транзакций ежедневно, поступления, списания, технологические карты, акты проработок… При этом, управлением занимается всего несколько человек: директор, бухгалтер-калькулятор, менеджеры. Это очень сложный бизнес.», — констатирует Давид Ян.

В результате iiko предусмотрел сервисы, позволяющие кафе и ресторанам автоматизировать свои бизнес-процессы. Впрочем, давая ресторану панель управления «боинга», необходимо, конечно же, в рамках того же ИТ-решения дать и автопилот. «Если у человека нет времени, он может нажать кнопку, и система будет делать все сама. Данные будут накапливаться, сама система будет высылать SMS постоянным гостям, награждать рангами ушедших гостей, премировать, приглашать отметить день рождения. Вы и знать не будете, а она сама это будет делать. Если же будет время – можете разобраться в этом процессе», — пояснил в интервью «КС» Давид Ян.

Еще одним игроком в этом сегменте можно считать украинский стартап Settle, который так же, как и iiko, предусматривает авторизацию через соцсети.

Примечательно, что в Европе и США рынок данных приложений не является высоконкурентным, во всяком случае, говорить о буме там не приходится. По предположениям участников рынка, это в том числе обусловлено тем, что в данных странах многие рестораны имеют свои автоматизированные программные комплексы, которые плохо интегрируются с подобными системами. Другой причиной является то, что в Европе много отдельно взятых заведений, которые ориентируются на аудиторию, которой не нужно куда-либо торопиться или оплачивать счет через мобильное приложение. Тем не менее если этот сегмент рынка окажется перспективным, то компании могут освоить и его, благо что как у Давида Яна с ABBYY, так и у Дмитрия Сысоева с «2ГИС», есть опыт работы на международных рынках.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ