Старое кино в «электронной раме»

Третью попытку синтеза Великого немого с современной музыкой представили в Кемерове местные и томские музыканты на площадке областного музея изобразительного искусства. Фестиваль Tapeur III в отличие от предыдущих двух за основу изобразительного ряда взял не игровые, а анимационные фильмы первой половины ХХ века. В качестве музыкальной интерпретации видеоряда звучала не только электронная, но и акустическая музыка.

Третью попытку синтеза Великого немого с современной музыкой представили в Кемерове местные и томские музыканты на площадке областного музея изобразительного искусства. Фестиваль Tapeur III в отличие от предыдущих двух за основу изобразительного ряда взял не игровые, а анимационные фильмы первой половины ХХ века. В качестве музыкальной интерпретации видеоряда звучала не только электронная, но и акустическая музыка.

Тапер (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название произошло от манеры исполнения: зачастую имелось лишь пианино плохого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. После появления звукового кино необходимость в наличии таперов отпала. В наше время, с возрождением интереса к старым фильмам, в качестве эксперимента некоторые музыканты возрождают искусство таперов («Википедия», свободная интернет-энциклопедия).

По мнению организаторов таперского действа в Кемерове в минувшие выходные, сейчас актуален как раз вопрос интерпретации немого кино человеком XXI века, поскольку немое кино стало искусством ушедшей эпохи и его невозможно увидеть глазами той публики, для которой оно создавалось. Возникает необходимость в современной звуковой интерпретации Великого немого. Первое действо, объединившее старые фильмы и современную музыку, происходило в Кемерове два года назад, затем современные таперы собрались сами и собрали приличную зрительско-слушательскую аудиторию осенью 2007 года в Томске. На этот раз уже третий фестиваль Tapeur — после перерыва в полтора года — снова обживал культурное пространство Кемерова.

А вот фраза «Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет» на фестивале Tapeur III утратила свою актуальность. Хотя таперов было немало, пианистов не оказалось ни одного. Как выяснилось, часть таперского сопровождения планировалась в классическом варианте, то есть на фортепиано, пришлось ее менять на исполнение на других инструментов. В помещении, предоставленном музеем изобразительных искусств под визуально-музыкальную программу (это был холл музея вместо одного из выставочных залов, как планировалось вначале), не нашлось места под неэлектронный клавишный инструмент.

На сей раз Tapeur объединил томских и кемеровских музыкантов-экспериментаторов различной стилистической направленности. Правда, Томск оказался представлен только одним коллективом — «Собачий триндем № 2» (Глеб Успенский, Мария Сосновская, Артур Печенкин). Кемеровчан оказалось несколько больше: коллективы Inorganic Blossoming и «Студия Неосознанной Музыки», а также Евгений Курсков. Основным условием для выступления музыкантов было то, что звуковой ряд — будь то домашняя заготовка или импровизация — должен быть создан специально для озвучивания того или иного фильма.

Фильмы же на сей раз в отличие от первых двух Tapeur были представлены не игровые, а анимационные. Работы одного из авторов — Лотте Райнигер (Lotte Reiniger) — были специально предоставлены для показа Немецким культурным центром имени Гете в Москве из фондов Немецкого музея кино Франкфурта-на-Майне. В свое время о госпоже Райнигер говорили, что она использует в своей работе уникальные техники, называли ее авангардным автором в кинематографе. Однако авангардность заключалась, наверное, в том, что Лоте Райнигер использовала многовековой принцип театра теней в создании новых в начале ХХ века анимационных фильмов.

«Анимация Лоте Райнигер в свое время воспринималась как авангардистская, однако традиции театра теней насчитывают много веков, — полагает заместитель директора Кемеровского областного музея изобразительных искусств Марина Чертогова. — Старое кино только по времени рождения старое, например 20-е годы ХХ века. Мне кажется, если действо талантливо, то независимо от того, в какой сфере искусства оно живет — в музыке, изображении, пластике, — оно вне времени. Сказка теней существовала во все времена. Под эту сказку музыканты подбирают созвучный им ритм, звучание, делают своеобразную звуковую иллюстрацию».

Возможно, поэтому с анимационными лентами Райнигер работали в качестве современных таперов и музыканты-электронщики (Inorganic Blossoming, «Студия Неосознанной Музыки», Евгений Курсков), и музыканты, на сей раз игравшие акустические композиции, но все же с некоторыми электронными вкраплениями («Собачий триндем № 2»). А вот несколько лент канадского мультипликатора-экспериментатора Нормана Макларена шли в сопровождении только электронной музыки. Возможно, потому, что и визуальный ряд авангардного канадца до сих пор не воспринимается как уже ставший традиционным, несмотря на то что работал он в середине прошлого века. Макларен многие свои ленты делал способом бескамерной анимации — просто рисовал их на целлулоидной пленке. По мнению музыкантов, его абстрактная анимация, с одной стороны, сложнее для выстраивания звукового ряда, а с другой — дает больший простор для творчества, чем сюжетные игровые или анимационные ленты.

В целом можно сказать, что взаимодействие современных музыкантов со старыми анимационными лентами создало уникальное разовое действо — совершенно особое, но уже звуковое кино. Насколько удачным было сочетание музыки и видеоряда, каждый судил на свой вкус. Например, среди музыкантов были те, кому не по душе анимационные фильмы Райнигер, и они не взялись бы ее озвучивать. У каждого из зрителей также, наверняка, есть свои музыкальные пристрастия, исходя из которых они оценивали происходящее по принципу «нравится — не нравится». Однако можно с уверенностью сказать, что Tapeur III не остался незамеченным в культурной жизни кузбасского областного центра. «Сейчас в первый раз этот фестиваль прошел на музейной площадке, — комментирует сотрудник музея изобразительного искусства, куратор проекта Елена Митрофанова. — Редкий случай, когда такая молодая публика в таком большом количестве приходит в классический музей. В таком же режиме, наверное, можно проводить и другие мероприятия, в которых будет задействовано уже изобразительное искусство, чтобы привлекать не только молодежную аудиторию».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ