Иван Стариков ударит по муниципальному фильтру с нескольких точек

Руководитель избирательного штаба кандидата в губернаторы Новосибирской области Ивана Старикова Витта Владимирова намерена добиться корректировки закона «О выборах губернатора Новосибирской области» в части муниципального фильтра. В планах штаба Старикова — совместное с кандидатами в губернаторы других регионов обращение в судебные инстанции, а также к гаранту Конституции РФ, президенту Владимиру Путину, рассказала «КС» Витта Владимирова.

Кандидатам в губернаторы Новосибирской области, которые по закону непременно должны быть выдвиженцами политических партий, до 30 июля необходимо собрать 297 подписей депутатов и глав муниципальных образований. Трудности в прохождении муниципального фильтра широко обсуждаются во множестве регионов. Подавляющее большинство депутатов принадлежат «Единой России», и народные избранники будут голосовать в соответствии с партийной дисциплиной, при этом каждый депутат может отдать свой голос лишь за одного кандидата.

Иван Стариков предпринимает попытки собрать необходимое число подписей, направив на имя каждого депутата официальное обращение. Все полученные ответы (либо отказ предоставлять ответ) штаб Старикова будет фиксировать и соотносить с действующим законодательством. Вместе с тем Витта Владимирова после 25 июля собирается обратиться в Новосибирский областной суд для обжалования ряда положений закона «О выборах губернатора Новосибирской области».

Владимирова указывает, что институт муниципального фильтра на губернаторских выборах в 2012 году прошел проверку в Конституционном суде, и суд своим постановлением №32 от 24 декабря 2012 обозначил, что фильтр не должен становиться непреодолимым препятствием для оппозиционных кандидатов и давать преференции кандидатам от действующей власти, также суд разъяснил, что муниципальные депутаты отличаются по своему статусу от избирателей и не могут отдавать свои подписи — фактически определять круг участников выборов — как обычный избиратель, произвольно.

«Выборное лицо местного самоуправления должно выражать мнение муниципального сообщества. Де-факто депутаты наделены запретительной функцией, позволяющей препятствовать участию в выборах любого кандидата, альтернативного действующей власти. При этом крайне важно, что выборы муниципальных депутатов в Новосибирской области прошли в 2010-2011 годах. То есть на момент проведения муниципальных выборов полномочий «фильтровать» претендентов на губернаторское кресло у депутатов не было, избиратели им ничего такого не доверяли, — объясняет Владимирова. — Появление у депутатов новых полномочий должно было найти отражение в уставах муниципальных образований, чего сделано не было и что само по себе есть несоблюдение закона. Но даже если бы муниципальные уставы и были бы дополнены новой функцией депутатов, то исполнять эту новую функцию могли бы только депутаты нового созыва, получив их «из рук избирателей». А в Новосибирской области депутаты реализуют полномочия, которые они от своих избирателей не получали».

Более того, Владимирова считает, что есть основания для признания нормы муниципального фильтра неконституционной, ведь Конституционный суд не раз разъяснял, что каждый вновь принимаемый закон не должен вступать в конфликт с уже существующим законодательством, дабы не возникало правовых коллизий. Также суд указывал, что неопределенность правовой нормы уже сама по себе является достаточным основанием для признания ее неконституционной, напоминает адвокат.

«В законе «О выборах губернатора Новосибирской области» нет никакой определенности, в каком порядке, в рамках какой процедуры муниципальные депутаты должны принимать решение о согласии или об отказе поставить подпись в листе поддержки кандидата, какими критериями они должны при принятии решения руководствоваться. В антикоррупционном законодательстве такие пробелы расцениваются как коррупциогенные факторы, к которым относятся, в том числе отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, отсутствие или неполнота административных процедур, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам», — утверждает Владимирова.

14 сентября 2014 года выборы губернатора пройдут в 30 субъектах РФ. Штаб Старикова собирается скоординировать свои действия с кандидатами в других регионах и совместно определить содержание и сроки обращения в региональные суды. В частности, Витта Владимирова намерена обсудить совместные действия с кандидатом в губернаторы Санкт-Петербурга Оксаной Дмитриевой, публично высказавшейся о давлении, угрозах и психологической травле, с которыми сталкиваются муниципальные депутаты, поддерживающие неугодных власти кандидатов. Более того, Витта Владимирова собирается обратить внимание президента Владимира Путина на насущную необходимость внесения поправок в региональное и федеральное законодательство о выборах глав субъектов федерации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ