Новосибирская область надежнее России

Агентство Fitch озвучило стабильный прогноз кредитного рейтинга Новосибирской области. Однако в ближайшей перспективе ожидать повышения рейтинга региону не приходится. В приемлемой мере диверсифицированная экономика, рост ВРП выше среднероссийских темпов и достаточный для погашения задолженности бюджетный баланс позволяют говорить о будущем сокращении бюджетного дефицита. Вместе с тем, на экономическую ситуацию в регионе усиленно давит бремя «майских» указов президента Владимира Путина, что вынуждает к дополнительным затратам на повышение зарплат сотрудников госсектора, не говоря уже про негативное влияние неповоротливости властных институтов, указывает Fitch. Вследствие наличествующей конъюнктуры бюджетный профицит неизменно будет снижаться, что в свою очередь повысит потенциальные финансовые риски. Тем не менее ситуация обеспечения накопившегося долга является устойчивой, и несмотря на то, что кредитные рейтинги региона, согласно прогнозам специалистов Fitch, будут понижаться, Новосибирская область продолжит оставаться регионом, с которым инвесторам «можно иметь дело».

Международное агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг Новосибирской области в иностранной и национальной валюте до уровня BBB- (в прошлом году рейтинг был BB+) со стабильным прогнозом и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте до уровня F3 (в 2013 рейтинг был на уровне B). Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг AA+ со стабильным прогнозом.

Подтверждение рейтинга отражает ожидания агентства о постепенном восстановлении экономики региона с 2014 г. Агентство указывает на низкую подверженность экономики прямым рискам и достаточной степени диверсификации.

Рейтинг отражает существенно возросшую задолженность региона в 2013 г. и увеличение расходов. Fitch ожидает восстановления операционной эффективности региона с 2014 г. благодаря тому, что обладминистрация нацелена на оптимизацию операционных расходов.

Fitch констатирует, что в 2013 г. бюджетный баланс региона снизился до 4,4% от доходов с 14,6% в 2012 г., что произошло в результате замедления роста налоговой базы и увеличения зарплат «бюджетников» в соответствии с «майскими» указами президента.

У области имеются средства для расчета по долгам: положительный бюджетный баланс превышает текущие долговые обязательства (проценты по долгу) региона более чем в 2 раза. При этом замедлившийся рост доходов наравне с высоким уровнем капитальных затрат привел к увеличению дефицита до 16,3% от совокупных доходов 2013 г. (в 2012 г. соответствующий показатель составлял 4,3%). Вместе с тем агентство ожидает, что бюджетный дефицит в 2014 году сократится до 8-9% в результате улучшения баланса и снижения капитальных затрат.

Прямые риски региона продолжат тенденцию роста, но останутся на умеренном уровне, составив к 2016 году 40% текущих доходов. В 2013 г. прямые риски достигли управляемой величины в 27% от текущих доходов (рост на 13% по сравнению с 2012 г.).

Долговая окупаемость значительно ухудшилась, составив 7,8 лет в 2014 г. (в 2013 году она составляла 0,9 лет). Как известно, в 2014 году задолженность региона находится на уровне 9,2 млрд рублей, что равняется 31% от всего объема долговых обязательств. Данный риск, тем не менее, смягчается притоком 10,4 млрд руб. по возобновляемым кредитным линиям, предоставленных банками. Кредиты полностью покрывают нужды региона по рефинансированию в 2014 г.

Fitch информирует, что в 2014 году обладминистрация планирует выпустить облигации со сроком окупаемости 7 лет, в том числе за счет чего задолженность будет постепенно погашаться. Что касается региональной экономики, она является достаточно диверсифицированной в разрезе секторов и компаний, что положительно влияет на устойчивость налоговой базы. В 2013 г. ВРП региона увеличился на 3,2% — это значительно превосходит низкую средненациональную отметку в 1,3%. Региональное правительство ожидает, что в среднесрочной перспективе экономический рост региона будет также находиться выше среднероссийского уровня (как и экономики России в целом), говорят специалисты Fitch.

На рейтинги области отрицательно влияет изменяющаяся структура институтов региональной власти, отмечает агентство. Fitch указывает на частое перераспределение внутри региона доходных и расходных обязательств между различными уровнями государственного управления, называя при этом бюджетную политику областных властей «предсказуемой».

Агентство ожидает пересмотра рейтингов в худшую сторону, при этом оставляя небольшую вероятность для их краткосрочного повышения.

Учитывая, что одним из последствий геополитических притязаний российского руководства стал откат рейтинга платежеспособности страны на уровень десятилетней давности и значительный отток капитала, составивший в 1 квартале 2014 года 70 млрд долларов, что превышает соответствующий показатель за весь предыдущий год, Новосибирская область может считать, что развитие событий пойдет по привычному для России варианту. Благо у региональных властей нет полномочий, позволяющих снискать пренебрежение иностранных государств: присоединять и завоевывать земли областные власти могут теоретически разве что в пределах Новосибирской агломерации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ