ВТБ уповает на розничный сектор

Наблюдательный совет ОАО Банк ВТБ утвердил новую трехлетнюю стратегию развития группы ВТБ, названную «Стратегией качественного роста». Председатель правления банка ВТБ Андрей Костин заявляет, что в основе новой стратегии группы ВТБ лежит понимание вызовов, с которыми придется столкнуться в условиях замедления роста экономики и банковского сектора.

Основными задачами Костин видит: сохранение позиций корпоративно-инвестиционного банковского бизнеса с дальнейшим увеличением потока непроцентных доходов; опережающий рост на рынках розничного кредитования и привлечения средств физических лиц; дальнейшее увеличение доли розничного бизнеса в активах и доходах группы; выделение среднего бизнеса в отдельный операционный сегмент и центр прибыли с целью обеспечения существенных темпов роста объемов данного бизнеса, его доли рынка и показателей прибыльности; бережливое отношение к расходам во всех бизнес-линиях; дальнейшее укрепление риск-менеджмента на уровне группы; получение дополнительного синергетического эффекта от интеграции и подготовка к слиянию крупнейших банков группы.

ОБЗОР СТРАТЕГИИ ГРУППЫ НА 2010 – 2013 гг.

«Стратегия качественного роста» группы приходит на смену предыдущей стратегии, которая охватывала период с 2010 по 2013 гг. По сообщению пресс-службы ВТБ, за этот период группа увеличила активы в 2.4 раза до 8.8 трлн рублей, кредитный портфель — в 2.5 раза до 6.6 трлн рублей, средства клиентов – в 2.7 раза до 4.3 трлн рублей. Росту этих показателей способствовало приобретение и интеграция ТрансКредитБанка (2010 г.) и Банка Москвы (2011 г.). Кроме того, группа укрепила розничный бизнес благодаря созданию Лето Банка, специализирующегося на потребительском кредитовании в массовом клиентском сегменте. Лето Банк был признан одним из наиболее успешных новых российских брендов 2013 года.
В рамках стратегии 2010 – 2013 гг. группа превысила целевые показатели роста, однако показатели рентабельности бизнеса не всегда соответствовали целевым уровням. В соответствии с новой стратегией, ключевыми показателем эффективности работы группы остаются показатели прибыльности.

ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

На фоне ухудшения экономической ситуации и ужесточения регулирования на финансовых рынках группа ожидает, что рост российского банковского сектора будет замедляться как в кредитовании, так и в привлечении клиентских средств. Группа ожидает продолжения консолидации в банковском секторе и дальнейшее укрепление позиций крупнейших банков на протяжении последующих нескольких лет. В корпоративном кредитовании темпы роста будут оставаться стабильными, однако, доходность кредитного портфеля и процентная маржа банков будут постепенно снижаться. В розничном кредитовании банки, как ожидается, будут стремиться снижать уровень риска, в связи с чем будет возрастать роль ипотечного кредитования как драйвера роста рынка.

В соответствии с прогнозом группы, среднегодовые темпы роста (CAGR) корпоративного и розничного кредитования на протяжении действия стратегии будут составлять 7-10% и 15-20% соответственно, а клиентские средства физических лиц и корпоративных клиентов – расти в среднем на 6-9% и 12-15% в год соответственно.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Целью корпоративно-инвестиционного банковского бизнеса (CIB) будет обеспечение роста кредитования на уровне рынка и опережение рынка в привлечении клиентских средств, прежде всего на текущие счета клиентов. В рамках стратегии перед CIB поставлены задачи: диверсификация бизнеса и снижение уровня концентрации доходов и рисков; дальнейшее усиление транзакционного банковского бизнеса с целью увеличения доли продуктов, приносящих комиссионный доход в совокупных доходах группы, включая управление остатками на счетах и расчетно-кассовое обслуживание; повышение эффективности бизнеса за счет оптимизации численности персонала, стандартизации и улучшения бизнес-процессов, развития инфраструктуры и IT-платформы, а также оптимизации региональной сети.

Средний бизнес выделяется в качестве отдельного операционного сегмента и, как ожидается, будет вносить существенный вклад в доходы группы. Группа считает обслуживание предприятий среднего бизнеса одним из наиболее перспективных направлений развития. В связи с этим целью сегмента «Средний бизнес» станет увеличение рыночной доли по всем ключевым продуктам, включая кредиты, текущие счета, комиссионные продукты. Этот рост планируется обеспечить, в частности, за счет развития кросс-продаж. Ожидается, что в течение срока действия стратегии клиентская база сегмента среднего бизнеса увеличится в 1.6-1.8 раза до более, чем 20,000 активных клиентов. Еще одним приоритетом сегмента станет существенное сокращение расходов.

По направлению розничного бизнеса группа планирует продолжить наращивать клиентскую базу и рыночную долю по депозитам и кредитам физических лиц и малого бизнеса. К концу 2016 года клиентская база группы в розничном сегменте будет насчитывать 20 миллионов физических лиц и более 300,000 предприятий малого бизнеса. Для достижения этой цели планируется как расширение розничной сети филиалов группы, так и продолжение инвестирования в развитие дистанционных каналов обслуживания. Запланировано увеличение общего количества розничных офисов группы по России, работающих под брендами ВТБ24, Лето Банк и Банк Москвы, примерно до 2,600 против 1,600 на конец 2013 года. Одновременно ожидается дальнейший рост продаж банковских продуктов и операций по обслуживанию клиентов через банкоматы, интернет и по телефону.

Повышение эффективности деятельности и усиление контроля над расходами по всем направлениям бизнеса является ключевым приоритетом группы на 2014-2016 годы. Группа планирует реализовать следующие ключевые инициативы по повышению эффективности деятельности: сокращение расходов на персонал CIB за счет оптимизации численности персонала и системы вознаграждения; интеграция на уровне группы инфраструктуры операционной поддержки и контроля; налаживание более тесного взаимодействия по обслуживанию корпоративных клиентов на уровне филиальных сетей ВТБ и Банка Москвы и дальнейшая оптимизации региональной сети группы; повышение эффективности подразделений операционной поддержки и оптимизация административных расходов.

В целях содействия сокращению расходов в группе ВТБ создается специализированный офис по управлению данным проектом, а показатели, связанные с целями по оптимизации расходов, включаются в мотивационную программу в крупнейших банках и компаниях группы. Также будут приниматься меры по дальнейшей интеграции всех российских банковских структур группы для реализации цели по созданию единой банковской платформы в долгосрочной перспективе, за горизонтом данной стратегии.

ПЛАНОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППЫ ВТБ НА 2016 ГОД

2013
2016
Совокупные активы, трлн руб.
8.8
12-13
Расходы / Операционный доход до резервов
49%
42-43%
Чистая прибыль, млрд.руб.
101
160-180
Возврат на капитал
12%
15%

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ