«На различных уровнях мы говорим о недопустимости недоимок в бюджет и внебюджетные фонды, тогда как муниципальное предприятие позволяет себе накапливать долги свыше полумиллиарда рублей. Это позор!» – так прокомментировал ситуацию с «Горэлектротранспортом» председатель комиссии по бюджету и налоговой политике Совета депутатов Новосибирска Валерий Черных.
На заседании комиссии парламентарии вновь подняли тему продажи арестованного имущества МКП «Горэлектротранспорт». Депутаты заслушали отчет городской Контрольно-счетной палаты о работе предприятия за 2012-первую половину 2013 года. По состоянию на 1 июля прошлого года у МКП «ГЭТ» образовался долг перед бюджетными и внебюджетными фондами, вкупе с пеней он составляет 511 млн. 283 тыс. руб. По мнению аудитора КСП Новосибирска Татьяны Рохлиной, долги копились годами. Причиной тому стали тарифы на перевозки, не покрывающие себестоимость, на сегодня средняя фактическая стоимость поездки на электротранспорте составляет 17 руб. 96 коп, а не 16 руб, как платят пассажиры. Сыграли свою роль и затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, меж тем 74% троллейбусов и 68% трамваев уже выработали свой ресурс и подлежат списанию.
До недавнего времени субсидии на горэлектротранспорт покрывали пени по задолженности, но не могли покрыть основной долг. Итог закономерный: кредиторы перестали мириться с ситуацией, за дело взялись судебные приставы. В 2012 году было продано 6 объектов Левобережного трамвайного депо по адресу ул. Троллейная общей площадью 4,5 тыс. кв.м. Имущество оценили в 17 млн. 957 руб. Поскольку земля не была оформлена, она ушла с молотка за бесценок вместе с помещениями, новым обладателем стала компания сфера, которая ранее арендовала площади. Отсудить имущество у «ГЭТ» не получится – обратной сделки быть не может. Но из урока не сделали вывод. Аналогичная ситуация на данный момент складывается с имуществом по адресу Планетная, 55. Лоты также были выставлены на аукцион. «Мы пытались участвовать в торгах, которые проходили в Москве, даже собрали 13 млн. руб задатка, — рассказал депутатам начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев. – Ездили руководитель предприятия и юрист, но манипуляциями службы судебных приставов и Росимущества туда (на торги) допущены не были». На данный момент земельный участок прошел межевание, по мнению Александра Лаврентьева, новый хозяин объекта, компания «Фестиваль» землю не получит. Как считает начальник управления пассажирских перевозок, продажа объектов на Планетной на работу «ГЭТ» не повлияла. «Основное здание «ГЭТ» многие годы сдавал в аренду, — пояснил Александр Лаврентьев. – Был важен цех по ремонту трамвайных вагонов, но это все-таки не депо. Мы пытались договориться с приставами о возвращении арестованного имущества для его продажи нами по реальной цене, но так как имущество арестовано, судебные приставы его вернуть не смогли. Также мы пытались судиться по вопросу оценки данных объектов, обращались в арбитражный суд, но результата это не принесло».
Возможность повышения тарифов на проезд в горэлектротранспорте до 18 руб. сегодня рассматривают в областном комитете по тарифам. Но, как указала на заседании комиссии представитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Светлана Лаврентьева, троллейбусы и трамваи – социальный транспорт, и вопрос тарифов в данном случае политический. Потому до середины года повышения платы за проезд скорее всего не будет, прокомментировал Валерий Черных. Однако он отметил, что для городского бюджета слишком накладно отдать из бюджета Новосибирска свыше 500 млн. руб для погашения задолженности неэффективно работающего предприятия и впоследствии платить по 150 млн. на компенсацию тарифа. «Департамент должен понимать, что депутаты готовы пересмотреть лимиты его финансирования, — подчеркнул председатель комиссии.
В свою очередь Александр Лаврентьев рассказал депутатам, как муниципалитет планирует рассчитаться с долгами. Будет продан ряд объектов на сумму около 250 млн руб. «Это позволит вывести из-под ареста имущество «ГЭТ», — пояснил начальник управления пассажирских перевозок мэрии. – И уже по нами определенной цене мы реализуем это имущество и погасим задолженность». В качестве резервных средств г-н Лаврентьев рассматривает имущество ПАТП-4 и автотранспортного предприятия Советского района. Как отметил начальник управления пассажирских перевозок мэрии, сегодня земля ПАТП оформляется в собственность и передается в ЦУГАЭТ, чтобы не повторилась ситуация с «ГЭТ». А на данный моментчиновник доволен тем, что пока еще не продали базу отдыха «ГЭТ» и ряд других объектов предприятия.
Зато недовольны депутаты. Ренат Сулейманов усматривает в подобной реализации имущества муниципального предприятия преднамеренное банкротство и увод городского имущества в частные руки. Не исключает такого расклада и председатель комиссии Валерий Черных, во всяком случае, в ситуации с «ГЭТ» сегодня уже разбирается Следственный комитет. Может быть, тогда станет понятнее, кому выгодна сделка с имуществом муниципального предприятия. Но пока на вопросы журналистов не стали отвечать ни директор МКП Новосибирска «Горэлектротранспорт» Дмитрий Орешин, ни начальник управления пассажирских перевозок мэрии Александр Лаврентьев, ни аудитор КСП Новосибирска Татьяна Рохлина. В Росимуществе еще в декабре пообещали, что результаты торгов будут размещены на официальном портале, но до сих пор там не появились. «КС» обратился в Росимущество с официальным запросом. А депутаты Совета депутатов Новосибирска пообещали вернуться к этому вопросу не позднее, чем до конца I квартала. В частности, в начале февраля данную ситуацию рассмотрят и на комиссии по городскому хозяйству, ее председатель Игорь Кудин категорично заявил, что вопрос существования «ГЭТ» для города имеет стратегическое значение. «В конце концов, можно и прокредитоваться, чтобы погасить долг, — предложил депутат.
«КС» будет следить за развитием ситуации.