Кадры под ударом кризиса

После "событий октября" одним из самых популярных слов среди участников всех рынков стало "оптимизация". Не обошел этот термин и рынок труда — предприятия в спешном порядке оптимизировали штат. Большинство компаний провели изменения в численности персонала, заработной плате или размере компенсаций. HR-аналитики уже сейчас называют отрасли, которые понесли наибольшие "кадровые" потери.

По оценкам кадрового холдинга "АНКОР", в среднем зарплаты сотрудников новосибирских фирм в 2008 году выросли на 15% (по данным весеннего исследования "АНКОРа" 80% компаний закладывали рост заработной платы своих сотрудников). При этом планируемый процент увеличения составлял от 14-17%. Максимальный рост показали подразделения по обслуживанию клиентов, работе с персоналом, производственно-технические отделы. Однако, если к росту уровня зарплат на рынке привыкли, то последствия кризиса вызвали на кадровом рынке гораздо больший резонанс, поскольку в числе статей оптимизации затрат компании оказались и расходы на персонал.

Специалисты рынка труда, опираясь на свои исследования, отмечают, что одними из первых пострадали ресурсодобывающие, строительные, девелоперские, инвестиционные, страховые компании, автопроизводители и банки. По словам регионального директора по Сибири и Дальнему Востоку международной рекрутинговой компании Kelly Services Елены Шестак, эти компании не были готовы, что спрос на их услуги резко упадет, поэтому сейчас им приходится экстренно оптимизировать структуру персонала — сокращать численность, зарплату или рабочий день. Также кризис затронул многие предприятия b2b-сектора, занятые обслуживанием компаний из вышеперечисленных секторов. Так, например, страдают логистические компании, занятые в перевозке металлов. Что же касается компаний FMCG, особенно иностранных, то они, по мнению HR-специалистов, пока находятся в стороне от последствий кризиса.

Одной из первых мер оптимизации стало прекращение приема новых сотрудников, затем последовало сокращение социальных пакетов. Об этих планах заявили 25% компаний из числа опрошенных специалистами "АНКОР".

"Только 7% компаний будут сокращать размер заработной платы, варьируя график рабочего времени (средний период длительного неоплачиваемого отпуска составит два месяца). Что касается зарплаты, то планы по ее сокращению озвучили 23% компаний. При этом 90% компаний из числа планирующих уменьшение будут этого добиваться за счет сокращения бонусов (вплоть до их полной отмены). Однако в комментариях компании отмечают, что это временная мера, и в 2009 году выплата бонусов возобновится", — комментирует консультант центра аналитических исследований "АНКОРа" Ирина Соцкая.

Наиболее бурно обсуждаемая мера оптимизации — сокращение персонала, по мнению специалистов кадрового рынка, еще не носит массового характера. По оценкам "АНКОРа", 32% компаний из числа опрошенных провели или планируют сокращения. При этом сокращению в большей степени подвергнутся (данные предоставлены в процентах от числа компаний, имеющих планы по уменьшению численности): финансовый отдел и бухгалтерия (93%), отдел информационных технологий (86%), отдел закупок и логистики, отдел маркетинга (по 71%).

Специалисты кадрового рынка полагают, что сокращать расходы на персонал компании начали не только из-за реальных финансовых сложностей, но и в качестве предупредительной меры. Сейчас основная часть сокращения дохода сотрудников произошла в области премиальной части и дополнительных льгот. Многие компании отменили разного рода компенсации — оплату такси, питания, фитнеса. Отмена или сокращение бонусов — тоже одна из "рабочих мер", связанная как со снижением объема продаж в компаниях, так и с целенаправленным снижением затрат.

В ноябре результаты своего исследования влияния кризиса на компании опубликовало кадровое агентство Kelly Services. На тот момент его результаты были уже не удивительны. Больше всего, по наблюдениям кадровых аналитиков, пострадала банковская сфера, где в первую очередь были сокращены бэк-офисы, административные позиции. Практически повсеместно в банковском секторе бонусы либо заморожены, либо отменены. Сложности коснулись и финансовой сферы, где многие компании не только сократили персонал, но и провели реструктуризацию бизнеса, отменив бонусы в полном размере.

Довольно стабильно в ноябре чувствовали себя аудиторские компании, однако там тоже были подготовлены программы сокращений и пересмотр бонусных планов, запланированные на период после 1 апреля 2009 года. Сектор FMCG специалисты Kelly Services разделили на две группы: тех, кого кризис уже затронул, и тех, кого еще не затронул, но компании готовятся к его последствиям. Сокращения персонала в отрасли ожидаются, но они не будут носить массового характера, скорее, эти мероприятия будут связаны с оптимизацией бизнес-процессов и, соответственно, численности персонала, — прогнозируют игроки кадрового рынка. Сотовые операторы, по словам кадровиков, на начало зимы еще не почувствовали всерьез последствий кризиса, но начали снижать свои издержки, в том числе забрав себе некоторые функции, которые ранее были на аутсорсинге, например, подбор персонала.

Впрочем, участники кадрового рынка полагают, что наиболее ярко последствия кризиса начнут проявляться с начала следующего года, в том числе будет видна и динамика сокращений.

Прогнозы следующего года довольно суровы — по мнению аналитиков кадрового рынка, увеличение количества кандидатов на рынке и сокращение числа вакансий позволит работодателям и дальше снижать заработную плату.

Уже сейчас кадровые компании обозначают "группу риска" по секторам рынка: строительство, недвижимость, финансы, металлопрокат, угледобывающая промышленность. Относительно стабильно, по их словам, себя чувствуют телеком, табачная промышленность, парфюмерное производство. Медицинскую и фармацевтическую сферу называют лидером среди остальных отраслей, там практически нет тенденций ни к сокращению производства, ни к уменьшению прибыли.

Впрочем, аналитики не исключают, что при благоприятной конъюнктуре рынка все происходящие снижения и изменения могут быть возвращены в исходную точку достаточно быстро. Кроме того, по мнению директора по рекрутменту офиса "АНКОР" в Новосибирске Маргариты Прудниковой, если видимых причин сокращения персонала и зарплаты в компании нет, но оптимизация штата и зарплаты сотрудников, тем не менее, идет, то вероятно, что кризис обнажил "слабые" и "проблемные" места в управлении компании, которые пришло время укрепить. "Период кризиса — очень хороший повод задуматься о кадровой политике предприятия: раздут ли штат компании, завышена ли заработная плата, эффективна ли работа сотрудников", — резюмирует Маргарита Прудникова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ