«Трансервис» раздает франшизы

Компания «Трансервис», продавшая весь свой розничный топливный бизнес «Газпромнефти», не думает покидать рынок, работая по франчайзинговым схемам. Франшиза на бренд продается сторонним компаниям, причем количество партнеров увеличивается. По мнению опрошенных «КС» экспертов, такая схема вряд ли заинтересует средние и крупные сети, однако мелким операторам, имеющим по 2-3 АЗС, она может позволить расширить круг корпоративных клиентов и увеличить объемы реализации.

Сейчас под брендом «Трансервис» существует 9 АЗС: две из них находятся в области и работают по франчайзингу, остальные – в городской черте, и их договор включает в себя не только предоставление бренда, но и полное управление всей деятельностью автозаправочного комплекса. По данным «КС», в ближайшее время должны появиться еще две станции – на левом и правом берегах сибирской столицы. В Новосибирске переход АЗС под бренд «Трансервис» возможен только при заключении договора на управление, а это означает ежедневный контроль, анализ и управление всеми ключевыми бизнес-процессами. Кроме того, компания регулярно отслеживает качество топлива на станциях своих партнеров.

Как «КС» пояснил заместитель генерального директора по экономике ОАО «Трансервис» Антон Гадыльшин, основную часть вознаграждения управляющей компании составляет процент от прибыли, получаемой владельцем франчайзинговой АЗС. К этому добавляется лицензионный платеж, привязанный к проливу заправки. Конечные цифры определяются индивидуально и зависят от пакета услуг, получаемых собственником станции. «Выбор партнеров основывается в первую очередь на месте положения АЗС, определяющим потенциал роста пролива на станции», – уточняют в компании. Главная выгода собственников АЗС, сотрудничающих с «Трансервисом»– это кратный рост прибыли и высвобождение времени. «При заключении расширенного договора у клиента вообще не остается лишних забот, пакет услуг может быть дополнен вплоть до юридического и бухгалтерского сопровождения. Процессинговый центр компании, обслуживающий корпоративных клиентов по топливным картам, в количестве более 1000 юридических лиц, к которому АЗС подключается сразу после подписания франчайзингового договора, дает приток клиентов на заправку с первого дня сотрудничества», – уверяет Антон Гадыльшин.

Отдельной строкой «Трансервис» упоминает сотрудничество с клиентами, которые нацелены на продажу АЗС: компания готова провести сделку купли-продажи активов, причем даже поднять капитализацию станции и обосновать ее стоимость перед будущим покупателем.

Независимые локальные заправщики позитивно оценивают схему. «Я не знаю всех тонкостей в отношениях между покупателями франшизы и владельцами бренда «Трансервис», поэтому не могу оценить, насколько это выгодно, – говорит генеральный директор компании «Патриот Авто» (ранее владелец сети АЗС «Патриот») Евгений Рубаненко. «Тут может быть множество нюансов. К примеру, очень важный момент – откуда франчайзинговые заправки берут топливо на продажу? На каких условиях? Но в целом, я считаю, франчайзинговая схема, с использованием известного бренда – это интересный ход, и такая схема жизнеспособна».

Стоит отметить, что подобные схемы работы АЗС – не редкость для сибирского региона. Так, несколько лет назад активно работала по франшизе «Сибнефть», ранее принадлежавшая Роману Абрамовичу, а впоследствии компании «Газпромнефть». Сегодня по франчайзингу в регионе работает «Лукойл». «Успех франшизы зависит от того, насколько «раскручен» бренд», – считает председатель союза нефтетрейдеров Юлия Золотовская. «Если это бренд нефтяной компании, можно сказать, что успех гарантирован. Идея объединения независимых сетей под один бренд, узнаваемый и активно продвигаемый – очень перспективная. Думаю, это пошло бы на пользу мелким операторам, имеющим по 2-3 АЗС, поскольку позволило бы расширить круг корпоративных клиентов и увеличить объемы реализации». В то же время что для средних по численности сетей (в районе десяти АЗС в городской черте) идея монобрендовых заправок может не оказаться привлекательной по нескольким причинам. «Во-первых, возникает необходимость дополнительного контроля за качеством топлива и качеством обслуживания партнерских АЗС. Во-вторых, не приходится рассчитывать на увеличение объема прокачки за счет клиентов более мелких операторов», – поясняет Юлия Золотовская.

Независимые маркетологи также считают идею интересной. «Любая франшиза имеет два аспекта: использование самого по себе бренда фирмы, и использование бизнес-технологий», – рассказывает директор маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров. «Разумеется, доверие к бренду «Трансервис» есть – не секрет, что водители, выбирая между двумя соседними заправками, сделают выбор в пользу той, чье название более раскручено. Однако если в данном случае речь идет о неполной франшизе, и продается только право на использование бренда, то клиенты такой ход быстро «раскусят», и это станет не выгодно покупателям франшизы. Если же речь идет об ином сотрудничестве, и франшиза включает в себя бизнес-технологии, контроль качества и многое другое, то такая схема имеет неплохие перспективы».

На эти же моменты обращает внимание и директор маркетингового агентства «Марков и партнеры» Максим Марков. «Если «Трансервис» не выстроит систему контроля, то в ближней перспективе в выигрыше окажется «Трансервис», а в дальней перспективе – тот заправщик, у которого будет самый плохой бензин в этой франчайзинговой сети. Но в этом случае и встанет вопрос о существовании сети как таковой. Ведь главное — сохранить репутацию», – рассуждает Максим Марков. «Таким образом, если технология контроля и стандарты работы будут внедрены, то торговая марка получит развитие, но если же все это останется лишь на уровне декларации, то тогда перспективы у такого бизнеса не очень хорошие».

По мнению Дмитрия Петрова, для небольших заправок и при разумной цене такое сотрудничество вероятнее всего является правильным ходом. «Однако, «Газпромнефть», на мой взгляд, при покупке бизнеса «Трансервиса» допустила упущение, не оставив за собой право на использование бренда. В будущем сеть франчайзинговых заправок «Трансервис» может стать для них конкурентом на рынке», – поясняет Дмитрий Петров. Комментарии самой «Газпромнефти» по этому вопросу в указанные сроки получить не удалось.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ