BMW осваивает Томск

Компания BMW готовится выйти в Томск, который до сих пор является последним крупным городом Сибири, не охваченным дилерской сетью производителя. Несмотря на то что уже сейчас автомобили BMW в Томске на правах субдилера реализует филиал кемеровской «Байерн-Кар» новокузнецкого миллиардера Александра Щукина, представлять интересы немецкой марки доверили «Фермерской снабженческо-сбытовой компании». Участники рынка считают, что BMW вряд ли сможет рассчитывать на высокие продажи, но спрос на автомобили марки будет стабильным.

О своем намерении выйти в Томск еще в декабре 2010 года в интервью «КС» заявлял тогдашний президент BMW Group Russia Петер Кроншнабель. Правда, по его словам, дилер в Томске планировался к назначению через 2–3 года, то есть к 2012–2013 годам. Вместе с тем до недавнего времени не было определенности, кому все же доверят официально представлять интересы марки в городе.

Среди претендентов на BMW в Томске значились три компании — «Фермерская снабженческо-сбытовая компания», «Велес-40» и «Байерн-Кар». Последняя, по мнению участников рынка, располагала наибольшими шансами на победу. Дело в том, что именно томский филиал кемеровской компании «Байерн-Кар» до текущего момента реализовывал автомобили баварской марки на правах субдилера. Сама головная компания «Байерн-Кар» является одним из старейших дилеров BMW в Сибири. В условиях кризиса 2009–2010 годов она сменила собственника, теперь ею владеет известный кузбасский миллиардер, вице-президент «Сибуглемета» Александр Щукин, занимающий 154-е место в рейтинге Forbes-2012. Также Щукину принадлежат доли и в других авторитейлерах Кузбасса — «НВК-Моторс» (официальный дилер BMW в Новокузнецке), «Флай Моторс» (официальный дилер Nissan, Peugeot в Новокузнецке), «Гранд-Моторс» (официальный дилер Renault в Кемерове).

Другим уверенным претендентом на дилерство BMW являлся крупный томский авторитейлер «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» (ФССК). Это предприятие на сегодняшний день является вторым по величине портфеля брендов официальным дилером Томска, официально представляя в городе марки Volkswagen, Skoda, Honda, Peugeot, а также в скором времени и Suzuki. Однако в портфеле марок дилера до сих пор не было премиумного бренда, коим является BMW. С учетом диверсификации портфеля заинтересованность ФССК в марке выглядит вполне логичной.

Кроме двух перечисленных компаний, брендом интересовался и другой томский авторитейлер «Велес-40» — официальный дилер Audi, Subaru, Hyundai Truck&Bus, SsangYong. Однако с учетом наличия в портфеле брендов авторитейлера ближайшего конкурента BMW — марки Audi — участники рынка невысоко оценивали шансы «Велес-40» на победу.

В результате BMW остановила свой выбор на «Фермерской снабженческо-сбытовой компании».

«На данный момент с кандидатом согласованы сроки по открытию дилерского центра, проект находится в стадии проектирования», — пояснили «КС» в пресс-службе BMW Group Russia. Президент ФССК Александр Криворучко в интервью «КС» подтвердил планы компании по BMW, в то же время подчеркнув, что это «перспектива не завтрашнего дня». Стоит отметить, что отдельные сибирские дилеры BMW ранее сетовали на то, что импортер предъявляет достаточно высокую планку требований к своим партнерам. Однако Александр Криворучко не считает, что речь идет о каких-то необоснованных заоблачных требованиях. «На рынке наблюдается тренд перехода от автодворцов к разумной достаточности, BMW в этом контексте предъявляет достаточно логичные требования. Понятно, что автомобили премиум-сегмента нельзя продавать, условно говоря, из сарая. Но требовать нормальный салон со стеклянными панелями и металлическими конструкциями от дилера вполне разумно», — поясняет Александр Криворучко.

Участники рынка в свою очередь считают, что BMW не стоит рассчитывать на высокие продажи в Томске в связи с ограниченностью рынка и структурой спроса на автомобили в городе. «Потенциал томского сегмента премиум не очень велик в связи с небольшим объемом локального рынка, ведь во всей области проживает порядка 1 млн человек. Я не думаю, что появление официального дилера BMW как-то скажется на нас или вызовет усиление конкуренции. В год мы продаем в Томске 60–70 машин, что составляет порядка 13% от общего объема наших продаж», — поясняет гендиректор «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Томске, Кемерове, Новокузнецке и Новосибирске) Виктор Борицкий. По его мнению, сейчас акцент в бизнесе дилера целесообразно делать на сервисе. Комментарий в компании «Велес-40», официально представляющей в городе марку Audi, получить не удалось.

В самой ФССК трезво оценивают перспективы марки. «Я думаю, что небольшой потенциал у марки есть, и она займет свою нишу в Томске. Дело к тому же даже не столько в потенциале, сколько в стабильности. Думаю, BMW будут продаваться всегда», — считает Александр Криворучко.
По данным «Автостата», по итогам трех кварталов 2012 года в Красноярске было продано 325 автомобилей BMW, в Новосибирске — 161, в Омске — 116, в Иркутске — 183, в Кемерове — 111, в Новокузнецке — 47, в Барнауле — 57 автомобилей.

Стоит отметить, что, кроме Томска, BMW в обозримой перспективе планирует открыть полнофункциональный дилерский центр в Новосибирске. Сейчас автомобили в этом городе пока реализуются из временного решения, запущенного в начале 2011 года компанией «АвтоСтар-Сибирь». В пресс-службе BMW Group Russia отметили, что «сроки открытия дилерского центра согласованы с кандидатом и соблюдаются». Более детальная информация на текущий момент не раскрывается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ