В Яйском районе Кемеровской области запущена первая очередь нового нефтеперерабатывающего завода ежегодной мощностью 3 млн тонн нефти с глубиной переработки 60%. Яйский нефтеперабатывающий завод стал первым крупным проектом новокузнецкого ЗАО «Нефтехимсервис», реализованным при участии Сибирского банка Сбербанка РФ и администрации Кемеровской области. Завершение второго этапа строительства запланировано на 2017 год, с увеличением мощностей предприятия до 6 млн тонн и глубиной переработки сырой нефти до 93%. Ожидаемые общие капитальные затраты по проекту составят 57 млрд рублей. Фактически это позволит говорить о собственном производстве в Кузбассе нефтепродуктов, соответствующих евростандартам.
Первый этап реализации проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода, расположенного в нескольких километрах от кузбасского города Анжеро-Судженска, предполагает переработку 3 млн тонн сырой нефти с глубиной переработки 60%. Заявленная стоимость первого этапа — 16 млрд рублей. Вторая очередь завода будет закончена к 2017 году. К этому времени инвестиции в проект составят еще 41 млрд рублей. Напомним, что проект стал возможен благодаря договоренности администрации Кемеровской области с ОАО «АК «Транснефть», которая предполагала врезку в магистральный нефтепровод Александровская–Анжеро-Судженск. Как заметил председатель совета директоров компании «Нефтехимсервис» Юрий Кушнеров, присутствующий 9 октября на открытии нового НПЗ, «нас приняли в нефтяной клуб, «врезав» в трубу».
Соинвестором проекта выступил Сбербанк РФ, который использовал один из характерных для банка инструментов — проектное финансирование, предусматривающее открытие кредитной линии для инвестирования проектов, находящихся на нулевой стадии строительства. «Сбербанк пошел на определенный риск, реализуя совместное финансирование проекта НПЗ и предоставляя кредит на 9 млрд рублей сроком на семь лет, — сообщил корреспонденту «КС» президент Сибирского банка Сбербанка РФ Владимир Ворожейкин. — Мы пошли на это благодаря гарантиям, выданным администрацией Кемеровской области. Сегодня банк вместе с партнерами из «Нефтехимсервиса» рассматривает возможность финансирования второй очереди завода в новых условиях, с учетом уже построенного и действующего завода». Речь идет об открытии следующей кредитной линии в 7 млрд рублей в рамках софинансирования.
По словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, проект строительства Яйского НПЗ «позволит создать новую нефтеперерабатывающую отрасль в Кузбассе и снизить зависимость от поставок моторного топлива из других регионов». Как отметил глава региона, «ежегодно в Кузбассе потребляется порядка 3,5 млн тонн темных и светлых нефтепродуктов, которые завозятся сюда из Омской области, Тюмени, Красноярского края, Татарстана, Башкирии, Казахстана». При этом транспортные расходы, которые составляют 13–15% от стоимости завозимого топлива, не могут не сказываться на цене конечного продукта. Строительство нового НПЗ в Кемеровской области даст возможность уже к 2017 году закрыть примерно 65% собственных потребностей в ГСМ, а это «400 тыс. тонн прямогонного высокооктанового бензина европейского стандарта, 1,5 млн тонн дизтоплива и до 1 млн тонн мазута», — сообщил Тулеев на открытии первой очереди ЯНПЗ.
Переработка нефти на частных НПЗ осуществляется по давальческой схеме, в этом случае экономия возможна только за счет снижения транспортных издержек в конечной цене продукта. В ситуации с ЯНПЗ аналитики из БКС оценили такую экономию в 5%, что не может оказать существенного влияния на ценообразование в регионе. Как утверждает начальник аналитического отдела БКС Владислав Метнев, «независимых НПЗ в России не так много, и ни один из них не в состоянии влиять на ценовую политику в регионах своего присутствия». Ценообразование в первую очередь зависит от мировых цен на нефть и экспортных пошлин, которые и определяют конечную цену очищенных нефтепродуктов на внутреннем рынке. Для создания наиболее благоприятной платформы формирования конечной стоимости, помимо нефтеперерабатывающих мощностей, нужно владеть и нефтедобывающими активами, и тогда, по мнению господина Метнева, рентабельность продукта в разы возрастает. А это под силу только крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Впрочем, и в этом случае существует риск того, что полученная экономия будет закладываться в собственную маржу компании, а на потребительском кармане никак не отразится».