ФАС рассматривает вопрос о возбуждении дел в отношении дистрибьюторов и дилеров 6 автомобильных марок

ФАС нашла 8 нарушений антимонопольного законодательства в действиях дистрибьюторов автомобильных марок Kia, Hyundai, Ford, Jaguar, Land Rover, Skoda и запчастей к автомобилям Audi, Skoda, Volkswagen. В их числе — требование от дилеров совмещать продажи с сервисным обслуживанием, ограничение сроков дилерских договоров, запрет на ремонт машин других марок. Ведомство призывает дистрибьюторов устранить выявленные нарушения и установить новые отраслевые правила.

Проведя анализ схемы взаимодействий между дистрибьюторами автомобилей и автодилерами, ФАС нашла в действиях дистрибьюторов сразу 8 признаков нарушения антимонопольного законодательства. Прежде всего, многие дистрибьюторы обязывают своих дилеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, что затрудняет вход на рынок независимых сервисных центров — от них требуют значительных инвестиций в строительство дилерских центров. По мнению ФАС, такой подход ограничивает конкуренцию на рынке сервисного обслуживания в регионах, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве услуг и их стоимости.

Также, по мнению ФАС, дистрибьюторы автомобильных марок не устанавливают четких требований по выбору кандидатов в официальные дилеры, искусственно ограничивают срок действия дилерских договоров и, пользуясь этим, необоснованно расторгают, отказываются от заключения или пролонгации дилерских соглашений или в одностороннем порядке расторгают договоры поставки запчастей. Такие действия приносят существенный экономический вред дилерам.

Более того, ФАС выявило, что дистрибьюторы создают дискриминационные условия для отдельных дилеров, недопоставляя им автомобили, ставя невыгодные условия поставки или оплаты, требуя дополнительных инвестиций в помещения и оборудование. Также дистрибьюторы ограничивают своих партнеров в выборе поставщиков оборудования и материалов, необходимых для укомплектования дилерских центров и центров сервисного обслуживания, что в конечном счете приводит к удорожанию такого оборудования и материалов.

Авторизованным сервисным центрам дистрибьюторы запрещают ремонтировать автомобили конкурирующих марок, что ограничивает конкуренцию на рынках сервисного обслуживания. Еще одна претензия ФАС заключается в том, что дистрибьюторы необоснованно отказываются поставлять оригинальные запчасти и аксессуары независимым сервисным центрам. Специальное оборудование для техобслуживания и диагностики также поставляется только авторизованным сервисным центрам.

«В результате применения таких практик создается непрозрачная и нездоровая деловая среда, ущемляются интересы хозяйствующих субъектов, действующих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, ограничивается конкуренция», — утверждают представители ведомства.

ФАС намерена предложить дистрибьюторам добровольно устранить выявленные признаки нарушений и установить новые отраслевые правила.

По мнению депутата Государственной Думы РФ, основателя и бенефициара ГК «Рольф» (эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi в России, официальный дилер 11 автобрендов в Москве и Санкт-Петербурге) Сергея Петрова, теоретически предложенные ФАС инициативы могут быть приняты, но по большей части таким шагом ФАС демонстрирует свою активность, нежели реальные возможности по урегулированию вопроса.

«ФАС не обладает правом законодательной инициативы, поэтому ведомству скорее всего нужно будет составлять комиссию из автодилеров, мастерских, дистрибьюторов и самим находить консенсус. При этом, не стоит забывать, что в самом ФАС тоже есть свои определенные внутренние процедуры», — поясняет Петров. «В тотально монополизированной стране с множеством важных и нерешенных проблем отвлекать время и ресурсы на эту тему абсолютно бессмысленно. Ничего кроме ненужной суеты я там не вижу. В России в последнее время любой изданный закон только ухудшал ситуацию с автобизнесом, поэтому я остаюсь категорически против и буду «заваливать» эту инициативу в Госдуме», — пояснил в эксклюзивном интервью «КС» Сергей Петров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ