Угольщикам пообещали поддержку к концу января

Угольные компании могут рассчитывать на попадание в список предприятий, которые получат приоритетный доступ к господдержке. Таким был, пожалуй, главный вывод совещания, которое вчера — в воскресенье вечером — провел вице-премьер Игорь Сечин в Кемерове. По мнению министра энергетики Сергея Шматко, спасти шахты от закрытия будет в несколько раз дешевле, чем сейчас их консервировать, а затем снова открывать. Весь же комплекс мер поддержки угольной отрасли в правительстве должен быть разработан в течение месяца. Но это в том случае, признают участники совещания, если все службы и структуры сработают оперативно.

Правительственный «десант», высадившийся в Кемерове, был весьма внушительным: кроме собственно Игоря Сечина и «профильного» министра Сергея Шматко, в совещании принимали участие представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина, Минтранса, Министерства природных ресурсов, таких федеральных структур, как антимонопольная, налоговая, таможенная службы и Федеральная служба по тарифам. Так что «угольные генералы» получили, пожалуй, первую с начала кризиса возможность публично и массово донести свои проблемы до правительственного уровня. И топ-менеджеры угольных компаний воспользовались этой возможностью. О проблемах в угольной отрасли на совещании, проходившем в закрытом режиме, рассказывали гендиректор ЗАО «Распадская угольная компания» Геннадий Козовой, гендиректор ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Владимир Рашевский, гендиректор ОАО «Белон» Андрей Добров, президент ЗАО «ХК «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев.

На фото справа - президент "Сибуглемета" Анатолий СкуровИгорь Сечин и кузбасский губернатор Аман Тулеев подтвердили, что существенная часть нынешних проблем угольщиков — из-за кризиса в черной металлургии. В частности, вице-премьер признал, что металлурги на данный момент задолжали угольщикам около 20 млрд руб. — эту же сумму называл в конце ноября в своем бюджетном послании депутатам кузбасского облсовета Аман Тулеев. Правительственные чиновники, в частности Сергей Шматко, кроме того, заметили, что на сложную ситуацию в металлургической отрасли наложились еще и инфляционные процессы, что осложнило ситуацию для угольных компаний.

Хуже всего пришлось угольным компаниям, специализирующимся на добыче коксующихся углей, то есть тех, что используются в металлургической отрасли. На совещании озвучивались следующие данные: наибольшее сокращение производства сейчас имеет место на «Распадской» и предприятиях «Белона». Один из выступавших сообщил также, что пока удалось сохранить трудовые коллективы, но уже практически везде готовы приказы о сокращениях. «Угольные генералы», представляющие компании, специализирующиеся на коксующихся углях, предложили представителям правительства сформировать государственный заказ на металлопродукцию — наличие такого заказа гарантировало бы определенную загрузку металлургических мощностей, а значит, и потребность металлургов в коксующихся углях.

Сергей Шматко на пресс-конференции после совещания высказал мысль о том, что пока не выработаны меры для поддержки предприятий, добывающих коксующиеся угли, угольную отрасль необходимо спасать за счет поставок энергетических углей, в том числе и экспортных поставок. На вопрос «КС», не обвалят ли кузбасские угольщики европейский угольный рынок, при том что в Европе цены на уголь и без того упали, господин Шматко ответил следующее: «Наши угольщики оторвали приличный кусок от европейских рынков. И в данном случае речь идет не о спотовых поставках, а о долгосрочных контрактах. Сегодня российским (в том числе и кузбасским) угольщикам надо дать возможность выполнить свои долгосрочные обязательства перед европейскими партнерами. Необходимо помочь им поддержать имидж серьезных компаний, с которыми можно иметь дело на международном уровне».

В качестве одной из мер помощи предлагается сдерживать тарифы на железнодорожные перевозки угля. Фото Вадима ГолубинаОднако для того, чтобы сохранить экспортные угольные поставки, если судить по мнению, уже давно высказывавшемуся и угольщиками, и кузбасскими властями, необходимо если не снизить, то хотя бы сдержать тарифы на железнодорожные перевозки угля. Иначе экспорт станет просто нерентабельным. К этому мнению присоединился и министр энергетики. Представители железных дорог, страдающих сейчас от недогруза угля со стороны угольных компаний, тарифный вопрос пока не комментируют. Владимир Рашевский со своей стороны для достижения интересов обеих сторон (железнодорожники получают объемы грузов, а угольщики — приемлемые тарифы) предложил следующую схему: скидки на железнодорожные перевозки угля будут предоставлены только тем предприятиям и компаниям, которые в полном объеме выполняют свои обязательства по погрузке угля.

Стандартный срок для исполнения поручений правительства — один месяц, сообщил Сергей Шматко, а это значит, что список конкретных мер поддержки угольной отрасли будет сформулирован к середине января. «Через месяц мы должны выйти на понимание того, как реализовать предложенные сегодня меры поддержки отрасли», — сказал министр энергетики. Однако уже сейчас можно сказать, что большая часть угольных компаний попадет в список предприятий, которые получат приоритетный доступ к господдержке. Об этом говорили представители правительства, «угольные генералы» указывали на то, что их компании подпадают под все критерии «золотого списка» , например социальная и отраслевая значимость предприятий. Сергей Шматко заявил, что попадание в список угольных компаний будет означать для них «ручной режим управления» со стороны правительства.

По мнению правительственных чиновников, угольную отрасль необходимо поддержать хотя бы потому, что закрывать шахты и открывать их после кризиса будет несоизмеримо дороже, чем выделить сейчас финансовую поддержку. В частности, председатель российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук привел такие цифры: закрытие и консервация шахты обойдутся примерно в 4,5 млрд руб., тогда как можно направить на нее поддержку, например, 1,5 млрд руб. и спасти тем самым от закрытия. Общий размер поддержки, на который смогут рассчитывать угольщики, по словам правительственных чиновников, — около 22 млрд руб. — чуть больше, чем угольщикам задолжали металлурги.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ