СЛЦ переходит на аутсорсинг

Дефицит ликвидности вынуждает игроков от лизинга приспосабливаться к новым правилам игры и искать варианты исполнения своих обязательств перед партнерами и клиентами. Кто-то продает портфели более удачливым конкурентам, таким как АРЛ. Кто-то, как СЛЦ, предпочитает передать сделки непосредственно кредиторам, продолжая работать с ними в формате аутсорсинга. Эксперты считают, что у такой технологии работы есть как свои плюсы, так и минусы, наиболее опасным из которых может стать потеря бизнеса.

Группа компаний ООО «Сибирский лизинговый центр» создана в сентябре 1999 года. По данным «КС», на 1.01.09 по объему нового бизнеса стоимость сделок, заключенных СЛЦ в 2008 году, составляла 603 млн рублей (рост этого показателя за год составил 4,7%), по объему профинансированных средств (без НДС) — 334 млн рублей (+13%), по объему лизинговых платежей (без НДС) — 386 млн (+41,6%), по объему заключенных сделок (без НДС) — 254 млн (+6,2%).

Как стало известно «КС», «Сибирский лизинговый центр» нашел свой вариант исполнения обязательств перед клиентами и банками-кредиторами. «В связи с финансовым кризисом за последние полгода в регионах Сибири очень резко снизилась платежеспособность клиентов, что привело к разрывам в перечислении лизинговых платежей банкам-кредиторам. Кроме того, у самих лизинговых компаний из-за нерегулярного поступления денег стали возникать проблемы с налоговой службой, — рассказывает генеральный директор ООО «Сибирский лизинговый центр» Артем Оводов. — Чтобы помочь клиентам, мы начали формировать индивидуальные графики погашения кредитов, оптимизировать схемы расчетов, заниматься в том числе бартерными сделками. Чтобы предупредить возникновение вопросов со стороны налоговой, мы переводим лизинговые сделки, финансируемые тем или иным банком, непосредственно под контроль кредитора. Согласно этой программе, при банке создается лизинговая компания, которая управляет таким портфелем».

По словам господина Оводова, 30% от общего портфеля сделок СЛЦ в настоящее время передается в лизинговую компанию, которая на 100% контролируется ОАО «УРСА Банк». Именно данный банк предоставлял ресурсы на заключение этих контрактов. Оставшиеся 70% по подобным программам будут передаваться еще пяти банкам-кредиторам. «В чистом виде такие сделки вряд ли можно назвать продажей портфеля. Банк получает полный контроль над поступлениями от лизингополучателей и, следовательно, своих кредитов. «Старая» лизинговая компания реально продолжает управлять этим портфелем, работать с проблемной задолженностью, имея возможность получать доходы для покрытия заработной платы, налоговых платежей, страховых взносов и прочих издержек, — говорит Оводов. — Для клиента стоимость лизинга при передаче сделки кредитору не изменяется. После выплаты всех платежей клиент получает лизинговое имущество в собственность. Кроме того, при передаче сделок под контроль банку клиентам, которые имеют положительную кредитную историю в лизинговой компании, могут быть предложены платежные графики, учитывающие сегодняшние непростые экономические условия бизнеса».

Как отмечает начальник казначейства ГК «Интерлизинг» Михаил Демченко, схема, которую применяет СЛЦ, может быть вызвана двумя факторами. Первый возможный фактор — давление со стороны финансирующего банка, который стремится снизить свои риски и предлагает дочерней лизинговой компании в качестве альтернативы продаже портфеля досрочное погашение кредитов. Второй фактор — аутсорсинг, когда банк по каким-то причинам не готов вкладывать средства в собственную лизинговую компанию и использует стороннюю в качестве носителя компетенций, технологий и бизнес-процессов, взамен предоставляя финансирование. Более вероятным в текущих условиях выглядит первый вариант. Плюсом применения технологии, использованной СЛЦ, по словам Демченко, является то, что она дает возможность лизингодателю избежать досрочного истребования кредита. Минусом может стать потеря самостоятельности и угроза потери бизнеса.

Директор Сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Екатерина Секачева напоминает, что закон дает юридическим лицам право на два варианта замены лизингодателя в договоре. Первый — когда лизингодатель уступает право требования по лизинговому договору другому лицу, уведомляет об этом лизингополучателя, и лизингополучатель начинает уплачивать лизинговые взносы новому кредитору, но услуги лизинга продолжает оказывать старый лизингодатель. В качестве альтернативы старая лизинговая компания может быть заменена в договоре на новую с параллельной заменой стороны по кредитному договору. В таком случае к новой компании переходят все права и обязанности, и уже она начинает оказывать услуги лизинга лизингополучателю. Но в этом случае необходимо согласие клиента. «Второй способ замены лизингодателя видится нам более честным, так как учитывает интересы и позицию клиента, — заявляет Секачева. — Для лизингодателя это должна быть ситуация форс-мажора, когда перепробованы все способы получения долга, компания опускает руки и хочет покрыть хотя бы свои расходы по договору, не получив прибыли. В целом, на мой взгляд, отдавать задолженность кому бы то ни было — банкам, коллекторам, другим лизинговым компаниям — это слабая позиция».

Гендиректор ООО «АльянсРегионЛизинг» Евгений Сулима признает, что давление со стороны банков на независимые региональные лизинговые компании, особенно сформировавшие свой кредитный портфель в трех и более банках, кратно возросло. Каждый кредитор старается минимизировать как свои риски, так и возможные убытки. Нежелание делить кредитный риск с другими кредиторами может привести к «изъятию» прокредитованного портфеля и к его дальнейшей трансформации. В любом случае на рынке прослеживается явная тенденция к переделу как кредитных портфелей банков, так и лизинговых компаний, происходит консолидация и укрупнение бизнеса.

По мнению Евгения Сулимы, практика СЛЦ единична и неэффективна как для самой ЛК, так и для прокредитовавшего ее банка. Если банк рассматривает данный подход как вариант совместной санации бизнеса лизинговой компании, то со временем на новую компанию будут заведены все «нормальные» сделки, имеющие источники погашения. Если банк не заинтересован в создании или наличии собственной лизинговой компании, то со временем он может просто перепродать данные сделки (новую компанию) крупнейшему федеральному игроку, закрыв тем самым у себя проблему.

Финансовый директор компании CARCADE Лизинг Алексей Смирнов отмечает, что пока практика, взятая на вооружение СЛЦ, не имеет повсеместного распространения, но не исключает, что в перспективе в случае усиления кризисных явлений в экономике лизинговые компании, не способные рассчитываться по заемным средствам, будут вынуждены переуступать банку лизинговые платежи, если был оформлен залог прав требований на них.

Остальные комментарии экспертов из ГК «Интерлизинг» и ООО «АльянсРегионЛизинг» вы можете прочитать на бизнес-портале «Континент Сибирь» в разделе комментариев под материалом.

Другие мнения, которые «КС» удалось собрать вы можете прочитать в разделе комментариев под данным материалом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ