Г-образная «визитка» Новосибирска

Скандал с проектом нового здания филармонии — безусловно, знаковое событие для Новосибирска. Едва ли не впервые столь резкую негативную оценку масштабному градостроительному замыслу дал глава региона Виктор Толоконский. Причем тогда, когда по проекту ценой почти в миллиард рублей уже начали строить.

Не вписались

Раньше Новосибирская государственная филармония размещалась в Доме политпросвещения. Здание было построено в 70-х годах по проекту архитектора Бориса Захарова. Тогда оно получило неплохую прессу, но все же изначально это было скорее место для собраний трудящихся и партхозактива, чем помещение для симфонических концертов. В начале 2008 года в администрации Новосибирской области созрело решение о сносе старого здания филармонии и возведении нового, более функционального и современного.

Как рассказал «КС» главный архитектор области Евгений Загороднов, был проведен конкурс на разработку проекта, собравший несколько участников. Победила фирма «Н-ск Градострой-2002» во главе с Владимиром Ермишкиным. Он известен, в частности, тем, что не так давно разрабатывал генеральный план развития Новосибирска.

По словам Ермишкина, сначала его компания предложила вариант ультрасовременного здания в стиле хай-тек, но администрация региона и другие архитекторы высказались за более строгие формы. Эту тему и развили. Проект, представленный на градостроительном совете при губернаторе 11 марта, предполагал возведение здания площадью 12,4 тыс. кв. м — почти в четыре раза больше прежнего. Вместительность зрительного зала тоже прирастет — он сможет принять более 700 человек. Цена вопроса — около 890 млн рублей, из чего 30 млн потребуется на проектирование акустической системы. Конечной целью проекта директор Новосибирской филармонии Александр Назимко хотел бы видеть «лучший концертный зал в Сибири».

Но предложенный вариант «лучшего зала в Сибири» вызвал резкое неприятие губернатора Виктора Толоконского. Глава региона заявил, что это что угодно, но не концертный зал — больше похоже на аквапарк или гостиницу. Виктор Толоконский в непривычно жесткой форме оценил работу своих подчиненных. Так, Евгению Загороднову глава области заявил, что смотреть фасады — обязанность не губернатора, а главного архитектора, с которой тот не справился. Обычно Толоконский не проводит «разбор полетов» на публике, однако в этом случае сделал исключение, что лишний раз подчеркивает остроту вопроса.

Эксперты подкрепили мнение губернатора оценкой, что проект совершенно не вписывается в ближайшее окружение.

Рядом с филармонией — памятники архитектуры: здание областной администрации (бывший облисполком) и эталон архитектурного шедевра для Новосибирска — 100-квартирный дом архитектора Андрея Крячкова. Первое выполнено в духе конструктивизма 1930-х годов, второе — в традициях французского классицизма. По мнению ряда экспертов, новый проект портит общую картину.

«В одном из европейских городов, по-моему, в Ницце, известный архитектор Норман Фостер сделал рядом с памятником древней архитектуры новое здание — оно было построено по классическим канонам, — рассказал «КС» председатель Новосибирского союза архитекторов, директор проектной компании «АПМ-2002» Игорь Поповский. — В результате даже абсолютно новое сооружение хорошо сочетается с рядом стоящим старым. Это называется средовой контекст. Построенное с его учетом здание должно иметь определенные цитатные отсылки к окружающим домам — это может быть выражено в пропорциях объема, в соответствии высот и т. д. Но проект концертного зала филармонии, к сожалению, с окружением не сочетается».

Спроектированное здание филармонии сверху напоминает букву Г. Это Г-образное сооружение, как отмечают эксперты, не выглядит единым целым, а словно разбивается на три «суверенные» части. Сильно выделяется угловая — по словам Поповского, она настолько акцентирована, что создается полное впечатление, что именно здесь находится главный вход. На самом же деле он расположен совсем в другом месте.

Владимир Ермишкин пояснил, что особенности проекта во многом обусловлены ограниченностью площадки — здание филармонии должно стать вместительнее прежнего, но места под него, разумеется, намного больше не стало.

Перспектива

Несмотря на обилие критических замечаний к проекту в целом, член градостроительного совета Новосибирска Геннадий Туманик сказал «КС», что учесть их и реализовать технически не сложно: «Общая компоновка помещений выполнена приемлемо, но, конечно, неудачен фасад, который и создает представление о здании. Однако я внимательно просмотрел конструктивную основу — в проекте можно обойтись незначительными изменениями. Главным образом фасадной части».

Геннадий Туманик на совете предложил провести экспресс-конкурс, чтобы подобрать более удачные решения внешнего вида здания будущей филармонии. Именно такие перспективы сейчас светят проекту, по всей видимости, более радикально он перерабатываться не будет.

«Проект прошел государственную вневедомственную экспертизу, строительство по сути уже начато, — рассказал главный архитектор Новосибирской области Евгений Загороднов. — До 20 апреля планируется представить на рассмотрение совета при губернаторе новые варианты фасадных решений, из которых и будет сделан окончательный выбор».

Евгений Загороднов склонен видеть за проектом филармонии «радужные перспективы», несмотря на то что из-за этого проекта сам попал под огонь критики со стороны губернатора.

Филармония и синий верблюд

Известные общественные деятели Новосибирска тоже отмечают особое значение, которое имеет здание филармонии для города. «Новосибирск просто не может не иметь современного здания филармонии, — говорит директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина. — В городе есть симфонический оркестр, творческие коллективы филармонии, он привлекателен для гастрольных коллективов и солистов». По словам Татьяны Людмилиной, новый концертный зал не только творчески, но и архитектурно должен быть своеобразным культурным символом города.

Многие уверены в том, что филармония могла бы стать одной из визитных карточек Новосибирска. По мнению писателя-фантаста Геннадия Прашкевича, старое здание на эту роль явно не подходило: «Оно было отвратительное, и внутри, и снаружи — хорошо, что его снесли. Разумеется, надо строить новое. В этом плане молодцы томичи — в Томске новые дома рядом со старыми обычно выглядят очень красиво».

Член Общественной палаты России Надежда Вавилина, напротив, считает, что визитной карточкой Новосибирска филармония может стать только в будущем. Когда пройдет время, когда с ней будут связаны какие-либо знаменательные события. «Мне кажется, что все споры о том, как новый проект должен вписываться в существующую архитектуру, — не главное. Самое важное — создать такой зал, который позволит принимать лучшие коллективы в мире. Когда эта задача будет решена, тогда можно и о форме, о внешнем виде говорить. Новосибирск претендует на статус культурной столицы Сибири — а какая же столица без современного концертного зала?»

Часто приходится слышать опасения, что какой-то новый проект может испортить облик города. Однако, по мнению Геннадия Прашкевича, изуродовать Новосибирск сейчас трудно — он и так весьма уродлив, что во многом связано с быстрыми темпами развития, эвакуацией заводов во время Великой Отечественной. Надежда Вавилина высказывает другую точку зрения: «Я, конечно, могу топать ногами и говорить о том, что Новосибирск — это синий верблюд. Но ведь он многим нравится! На мой взгляд, ансамблевое лицо возникает у городов по крайней мере с 300-летней историей. Когда Новосибирску будет за 300, может, все и будут говорить о каком-то уникальном, присущем только ему конструктивистско-информационном стиле архитектуры».

Директор зоопарка, считающегося одним из чудес Новосибирска, почетный житель и депутат городского Совета Ростислав Шило заявил «КС», что сейчас, несмотря на кризис, необходимо не забывать о культуре: «После Великой Отечественной войны немцы в первую очередь начали восстанавливать школы и зоопарки. По сути, все начинается с культуры, и в этом отношении строительство новой филармонии в Новосибирске во время кризиса приобретает особое значение».

Столкновение мнений

Даже бензоколонки строят современнее!

Александр Ложкин,
председатель Новосибирского архитектурного клуба, председатель оргкомитета архитектурного фестиваля «Золотая капитель»:

— Много критики вызвал фасад здания — на мой взгляд, это справедливо, потому что он решен отвратительно. Предложенный вариант плох с архитектурно-эстетической точки зрения. Если здание построят таким, оно будет разрушать общий вид площади Свердлова: оно низкое, не поддерживает сложившиеся границы застройки, никак не сочетается с ней. Я не имею в виду стиль — речь о том, что здание не гармонирует с соседними по объему.

Но самое главное находится внутри здания. И там все гораздо хуже. По моему мнению, то, что предложили проектировщики, проще и дешевле было бы сделать путем реконструкции старого здания, не создавая новое. Можно было бы вложить не 1,2 млрд, а 100 млн рублей в модернизацию и получить то же самое. Причем по ряду аспектов новый проект даже будет проигрывать старому. Авторы проекта допустили несколько грубых ошибок.

В частности, прямо по сцене проходят две вентиляционные камеры, они образуют портал сцены. Непосредственно к стене зала примыкает лифт. Под залом мастерская — наверное, по ремонту музыкальных инструментов. Понятно, что во время концертов она вряд ли будет работать и издавать шум, но как музыкантам репетировать? Конфигурация зала не обеспечивает оптимальных условий по акустике и видимости для слушателей. Вообще проектирование подобных зданий начинается с работы акустиков; здесь же, видимо, они пока не привлекались к работе.

К сожалению, сейчас в России не существует федеральных норм по проектированию концертных залов. Но есть правила, которые разработаны для Москвы. По этим рекомендациям категорически не допускается примыкание к залам источников повышенного шума, к которым относятся лифты, вентиляционные камеры, шахты и мастерские. Это грубая ошибка. С фасадами проще — можно привлечь дизайнеров, и они нарисуют более удачные варианты, к тому же в команде Ермишкина, насколько мне известно, есть хорошие дизайнеры. Что же делать с залом, я не знаю. По идее внутренние планировки здания нужно переделывать кардинально. Сейчас они выполнены так, как в свое время делались советские дворцы культуры, залы для партсобраний.

Концертные залы — это по сути музыкальные инструменты. Для того чтобы пригласить пианиста мирового класса, недостаточно иметь пианино «Сибирь» — нужно, чтобы в городе был рояль «Стенвей». Так же и с оркестрами. Чтобы к нам приехал на гастроли Лондонский симфонический оркестр или хотя бы не уезжали наши музыканты, мы должны обеспечить соответствующие условия звучания.

На совете у губернатора предложенный вариант филармонии сравнивали и с гостиницей, и с аквапарком, а я думаю, что сейчас даже бензоколонки делаются более современными, чем этот проект.

Полагаю, что если в итоге будет скорректирована только фасадная часть проекта, а внутренняя останется без изменений — это будет катастрофа для Новосибирска. Это значит, что в городе просто не будет симфонического оркестра, и никакой именитый зарубежный коллектив не приедет сюда выступать, поскольку нет подходящего места для концерта такого уровня.

Нельзя говорить, что женщина не так накрасила губы!

Владимир Ермишкин,
генеральный директор компании «Н-ск Градстрой-2002», разработчика проекта реконструкции новосибирской филармонии:

— Филармония — это концертный зал, который должен отвечать современным требованиям, прежде всего по архитектурно-строительной акустике. Она предполагает отсутствие микрофонов: зал должен звучать от живого голоса, от живых инструментов. Это сложная задача, требующая соблюдения определенных геометрических параметров зала, объема помещения, правильного расположения стен для лучшего отражения звука. Функциональное назначение здания, остальные его особенности проектировались нами с учетом требований архитектурно-строительной акустики. Разумеется, филармонию невозможно представить без таких помещений, как гримерные, репетиционные, помещения для склада и т. д. Все эти особенности были учтены нашим проектом.

Весь сыр-бор разгорелся из-за архитектурных вопросов, из-за технологии организации пространства площади, где находится филармония. Ясно, что здесь тоже непростая задача: мы не можем нарисовать объект вольной конфигурации — мы вынуждены вписываться по габаритам в отведенную территорию.

Критика проекта по поводу того, что он не в контексте исторически сложившегося архитектурного облика площади Свердлова, мне непонятна. Площадь застраивалась более 100 лет. Здесь стоят здания разных эпох, архитектурных стилей, двух одинаковых не найти. И когда я слышу упреки, что наш проект не сочетается с окружением — я хочу задать вопрос. Рядом с нашим объектом находится десяток других, какому же из них нужно отдать предпочтение, чтобы в его стиле выполнить филармонию? На это никто не отвечает.

Мы всю жизнь проектируем этот город и знаем все подобные проблемы, поэтому и не пытались повторить какой-то стиль. Мы зажаты площадкой и не можем классически выполнить какой-то архитектурный ансамбль, создать строго симметричные фасады здания. Мы Г-образно встраиваемся в площадь, и наше здание, конечно, несимметрично. Соответственно, никакому архитектурному стилю мы и не пытались подыгрывать. Да и разве есть у нас моральное право разрабатывать объекты в стиле архитектора Андрея Крячкова, которого так уважают в нашем городе? Почему наш проект должен соперничать с его зданиями? Конечно, нетрудно разработать фасад в стиле Крячкова, но я думаю, что не стоит повторять объекты архитектурного наследия.

В целом получился довольно странный поворот событий. Уже проведены экспертизы, и всеми заинтересованными сторонами подтверждено, что технология строительства, все конструктивные элементы, инженерные системы спроектированы правильно. Но внешний образ стал причиной для того, чтобы отклонить проект от утверждения. По меньшей мере это странно — словно женщине сказать: «Ты не тем цветом накрасила губы и не очень красиво выглядишь, поэтому ты меня не устраиваешь».

К тому же, меня, видимо, не все хорошо услышали. В начале своего выступления (на градостроительном совете при губернаторе — «КС») я сказал, что предложенный сегодня фасад — это набросок идеи, над которым мы еще продолжаем работать. Хотя мне и кажется несколько странным такой поворот событий, к критике я отношусь нормально. Поэтому мы учтем высказанные пожелания и подготовимся к следующему обсуждению проекта. У нас есть и будет что предложить.

Читайте также материал «Самые спорные здания Новосибирска».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ