Банки продают автомобили должников

Банки начали активно реализовывать имущество клиентов, испытывающих финансовые сложности в связи с кризисом. В распоряжение «КС» попали документы, свидетельствующие о двух крупных предложениях продажи залогов от кредиторов — главным образом автомобилей. Участники рынка считают такие распродажи нормальным явлением и прогнозируют рост их числа из-за кризиса. Но эксперты отмечают, что при реализации залогов у банков может возникнуть соблазн манипуляций с целью получения дополнительного дохода.

Наиболее крупным предложением стал тендер, объявленный ЛОКО-Банком, который выставил на реализацию около 45 единиц грузовой и спецтехники, а также легковых автомобилей, находящихся у него в залоге. Большинство машин 2007–2008 годов выпуска стоимостью от 200 тыс. до 3,7 млн рублей. Совокупная стоимость предлагаемого к продаже имущества — около 46 млн рублей. Кредитор заявляет, что цены на технику ниже среднерыночных, и предлагает покупателям два варианта приобретения залогового имущества — через продажу или кредитование в банке (сообщение о тендере размещено на бизнес-портале «КС Online»).

Аналогичное предложение было распространено Новосибирским Муниципальным банком. НМБ предлагает к реализации девять единиц заложенного имущества — легковые автомобили 2005–2007 годов выпуска, в основном различные модели Audi залоговой ценой от 1 до 5,2 млн рублей. Общая стоимость залогов, выставленных к продаже, — 20,5 млн рублей. Банк также готов рассмотреть возможность предоставления покупателю кредита.

В ЛОКО-Банке ситуацию с тендером комментировать отказались. А советник гендиректора Новосибирского Муниципального банка Константин Васильев в ответ на запрос «КС» пояснил, что «содействие банков, лизинговых компаний и других организаций в реализации залогов сегодня, в условиях снижения возможностей заемщиков обслуживать кредиты, — уже распространенная практика. И, учитывая ситуацию в экономике, тенденция будет нарастать». О дисконтах, которые могут получить потенциальные покупатели залогового имущества, а также о том, от кого поступают заявки, собеседник «КС» говорить отказался, заявив, что «эти вопросы касаются конкретной работы и конкретных клиентов банка, поэтому в целях соблюдения коммерческой тайны комментироваться не могут».

По словам заместителя руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ» Максима Соколова, реализация заложенного имущества банками была всегда достаточно распространена и может осуществляться в нескольких вариантах: добровольная продажа должником под контролем банка, продажа имущества через судебных приставов, получение имущества в качестве отступного и реализация банком. В ряде случаев с залогами работают торговые дома, где-то — службы по работе с проблемными активами, нередко этими вопросами занимается служба безопасности.

Топ-менеджер новосибирского филиала одного из крупнейших федеральных банков, пожелавший остаться неизвестным, напротив, считает, что массовая реализация залогового имущества банками стала распространенным явлением именно в текущем году, так как увеличилось количество «просрочников». В результате во многих банках в режим коллекторской работы частично переводятся структурные подразделения, ранее занимавшиеся выдачей кредитов. «Посредник в этом деле интересен только в том случае, если он специализируется на работе с определенным видом залогового имущества. Если у заемщика возникнут проблемы, банку проще реструктурировать кредит или заниматься реализацией во внесудебном режиме, без изъятия имущества у должника», — комментирует ситуацию собеседник «КС».

Гендиректор ООО «Русские инвесторы — Сибирь» (Красноярск) Андрей Панченко считает, что ситуация, когда банк начинает реализовывать заложенное имущество заемщика, является последним шагом — ведь происходит окончательный разрыв клиента с банком. Кроме того, банк вынужден создавать резервы и нести расходы, связанные с реализацией залогов, которая производится с большими дисконтами. Впрочем, как правило, залогового коэффициента в размере 0,5–0,7 к стоимости залога (это то условие, при котором банки изначально соглашаются кредитовать заемщика) хватает для погашения долга, если независимая оценка была произведена объективно. К тому же банк обычно старается продать имущество по стоимости не ниже остатка задолженности по кредиту.

Как отмечает гендиректор «Сибирской Юридической Компании» Сергей Карпекин, практика реализации кредитором залогового имущества должника, особенно движимого, вполне законна, хотя и очень невыгодна для заемщика, просрочившего кредит». Так как банк не является профессиональным участником рынка недвижимости или авторынка, он априори не может реализовать залоговое имущество по максимальной цене. Скорее всего он будет стремиться закрыть просроченную задолженность как можно быстрее, продавая залог по ликвидационной стоимости, а значит, отдав автомобиль, клиент вполне может остаться должен кредитору, — рассуждает эксперт. — Подобная практика была достаточно широко распространена в сфере коммерческой недвижимости, когда цены на квадратные метры росли очень быстрыми темпами. В случае возникновения проблем банку было выгоднее забрать у должника не деньги, а недвижимое имущество. Реализуя его по невысокой цене, кредитор имел возможность манипулировать ситуацией для получения дополнительной прибыли. Это был своего рода промысел на уровне начальника службы безопасности банка. Риск возникновения подобных прецедентов есть и сейчас. Арестованные автомобили вполне могут реализовываться с дисконтом «хорошим знакомым», а банк продолжит работу по взысканию оставшихся долгов с клиента».

Другие мнения, которые «КС» удалось собрать вы можете прочитать в разделе комментариев под данным материалом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ