Технология TelePresence открыла новые горизонты для глубоководных исследований

    В 1981 году редакция журнала National Geographic попросила выдающегося исследователя-океанографа, д-ра Роберта Балларда поделиться своими мечтами. И вот то, что 29 лет назад было опубликовано в виде взгляда на будущее, этим летом воплотилось в реальности, открыв новые горизонты в сфере глубоководных исследований. Объединив технологию telepresence с камерами высокой четкости, подводными аппаратами с дистанционным управлением (ROV) и современными сетевыми решениями, эксперты получили возможность исследовать океанские глубины и тут же делиться полученной информацией с окружающими, оставаясь на суше. «Это заняло у меня полжизни, но своего я добился», – с законной гордостью заявил профессор Университета штата Род-Айленд Баллард после успешных испытаний системы telepresence во время летней экспедиции судна «Наутилус» в Средиземном море (см. http://nautiluslive.org/). «Титаник», «Бисмарк» и другие находки Ранее усилиями Балларда на морском дне были обнаружены такие исторические артефакты, как «Титаник», «Бисмарк», торпедный катер PT-109 (во время второй мировой войны им командовал будущий президент США Джон Кеннеди) и авианосец «Йорктаун», затонувший после битвы у острова Мидуэй. Кроме того, на счету Балларда такие революционные открытия, как гидротермальные скважины (подводный аналог гейзеров), обнаруженные рядом с Галапагосскими островами вместе с неизвестными прежде формами жизни, использующими вместо фотосинтеза «хемосинтез» . Первопроходческий дух профессора Балларда часто опережал технологии своего времени. В 70-е годы прошлого века исследователи перемещались в миниатюрных подводных лодках с прожекторами, которые Баллард окрестил «подводными джипами», но они были чрезвычайно тихоходными. Из-за этого погружение на глубину 3700 м и подъем на поверхность длились 5 часов, а на непосредственные подводные работы оставалось лишь три часа в сутки. Этого времени едва хватало, чтобы преодолеть расстояние в одну морскую милю. Изобретательность снимает технические барьеры Баллард пользовался минисубмаринами в течение 25 лет, но в 1979 году, вскоре после открытия гидротермальных скважин, к нему пришло озарение. Как-то, спустившись к скважинам в компании с ученым-биологом, Баллард решил поэкспериментировать с видеокамерой, закрепленной на механическом манипуляторе подводной лодки. Рассматривая полученное с помощью камеры изображение на мониторе, он заметил, что его напарник вместо того, чтобы вести наблюдения через иллюминаторы, через его плечо тоже смотрит на монитор: по словам биолога, там изображение было четче. «И вот я подумал, – вспоминает Баллард, – зачем ехать за тридевять земель и опускаться на трехкилометровую глубину лишь для того, чтобы посмотреть картинку на мониторе?». Так у знаменитого океанографа родилась идея прибегнуть к помощи технологии telepresence. Прямая видеотрансляция из морских глубин Чтобы придать своим замыслам практическую форму, Балларду пришлось ждать появления таких технологий, как оптоволоконные линии и «Интернет-2» (высокоскоростная версия всемирной Сети, объединяющая научно-исследовательские институты). Вместо подводных лодок теперь Баллард использует дистанционно управляемые аппараты с видеокамерами, работающие без экипажа и способные сутками находиться под водой. Оптоволоконные кабели доставляют эфирный видеопоток на огромные плазменные экраны в центре управления на борту судна «Наутилус». Оттуда по спутниковым каналам связи видеопоток ретранслируется по сети telepresence, мгновенно появляясь в Интернете в прямом эфире и становясь таким образом общедоступным на всей территории США. Хотя кое-что все еще требует усовершенствования, Баллард утверждает, что этот метод означает существенный прогресс, добавляя, что в его системе широко используется оборудование Cisco. Система работает круглосуточно, позволяя в случае потенциально важной находки подключить эксперта всего за 30 минут. Кроме того, благодаря этой технологии исследователи смогут больше не разлучаться надолго со своими близкими и получат возможность сделать подводный мир доступным широкой аудитории. «Теперь морские глубины может разглядывать не горстка исследователей, а все человечество, – заключает Баллард. – И все это стало возможным благодаря сети». Балларда предсказывает, что со временем telepresence заменит людям привычные способы путешествия. Например, вместо поездки в Африку для участия в сафари в национальном парке Серенгети они смогут арендовать размещенных в нем роботов, управляя ими дистанционно в уютной домашней обстановке с расстояния в тысяч километров. «В итоге получится электронный туризм, – комментирует Баллард. – Мы будем путешествовать душой, не перемещаясь физически». Но, чтобы и эта мечта стала явью, нужен новый виток развития технологий. По словам Балларда, «самое сложное – сделать широкополосный доступ в Интернет массовым. Как только это произойдет, пристегните ремни!». Дополнительная информация: • О д-ре Балларде — http://oceanexplorer.noaa.gov/edu/oceanage/05ballard/welcome.html • Об исследовательском центре Inner Space Center — http://isc.gso.uri.edu/ О компании Cisco Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2010 финансовом году составил 40 млрд долларов. Численность сотрудников Cisco превышает 70 тысяч человек. В 2010 году компания отмечает 25-летие своей деятельности в области технологических инноваций и 15-летнюю годовщину работы в России. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com. Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми марками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые марки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих правообладателей.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ