Для эффективного решения практических задач бизнеса, внедрения новейших разработок и успешного решения кадровых вопросов нужна тесная интеграция науки, образования и производства. В этих условиях развитие сотрудничества российских вузов с промышленностью приобретает особое значение и становится одним из важнейших факторов устойчивого роста экономики. Какие форматы работы вузов с промышленными предприятиями используются уже сегодня, «Континент Сибирь» рассмотрел на примере Новосибирского государственного университета.
Для университетов перспективы партнерства с бизнесом не вызывают сомнений. Они открывают новые возможности для финансирования научных исследований, внедрения инновационных технологий и улучшения материально-технической базы. Студенты получают доступ к передовым лабораториям и производственным площадкам, что существенно повышает качество образования и мотивацию обучающихся. Компании же приобретают ценные кадры и перспективные решения, ускоряя собственное технологическое развитие.
Но понимание значения этого сотрудничества не означает, что партнерам легко находить друг друга. Исследователи в разговоре с «Континентом Сибирь» часто жалуются на недостаток внимания к отечественным разработкам, а представители бизнеса указывают на то, что многие из них являются недостаточно эффективными и готовыми к масштабированию, в отличие от готовых «коробочных решений» от зарубежных поставщиков.
Правда, события последних лет убедительно доказали, что у ставки на импорт есть свои существенные минусы, и мы наблюдаем рост интереса к отечественным разработкам. А также стремление выстроить продуктивный диалог между бизнесом и наукой, на котором и строится успешное индустриальное партнерство.
Этой работе уделяет много внимания Новосибирский государственный университет, и именно его кейс заслуживает отдельного рассмотрения. Одной из площадок для выстраивания диалога между наукой, образованием и индустрией стал научно-производственный форум «Золотая долина» (18+), который проводится университетом с 2023 года. В 2024 году он проводился 31 октября — 1 ноября.
В новосибирском Академгородке начал работу научно-производственный форум «Золотая долина»
«В последнее время произошли серьезные изменения в политике Новосибирского государственного университета. Конечно, мы не намерены отступать от своей магистральной линии — подготовки исследователей для научных институтов и подразделений высокотехнологичных компаний. Но одновременно мы расширяем свою исследовательскую и образовательную повестку, переносим успешную модель взаимодействия с исследовательскими институтами на своих новых партнеров из реального сектора. И форум должен играть роль регулярной площадки для налаживания контактов с этими партнерами», — подчеркнул ректор НГУ Михаил Федорук.
Замысел форума не только в том, чтобы послушать выступления на пленарных заседаниях, ознакомиться с научно-исследовательской работой, которая уже ведется в стенах вуза, но и в том, чтобы создать некую коммуникационную площадку для свободного общения между разработчиками и представителями промышленности.
И этот подход уже дал свой результат, в том числе в виде заключения соглашений о сотрудничестве. А также открытия в университете совместных лабораторий с Сибирским НИИ авиации имени С. А. Чаплыгина и Новосибирским заводом радиодеталей «Оксид», призванных решать задачи конкретных предприятий под руководством крупных ученых с участием студентов и аспирантов.
Организаторы «Золотой долины» отмечают, что внимательно отслеживают итоги и обратную связь от участников, постоянно внося изменения в программу и форматы мероприятий, чтобы соответствовать актуальной повестке. «В 2025 году мы планируем более масштабно говорить о тех перспективах, которые открывают новые технологии, о прогнозах развития той или иной отрасли. Среди спикеров — известные ученые и представители крупных компаний и предприятий, которые поделятся своим видением будущего своего направления. Хотелось бы, чтобы мы не только задумывались о сиюминутных задачах, но и работали бы на перспективу», — рассказал «Континенту Сибирь» директор Центра взаимодействия с органами власти и индустриальными партнерами НГУ Александр Люлько.
Впрочем, достичь договоренностей о сотрудничестве — это только первый шаг. Выстроить удобный для обеих сторон формат сотрудничества не менее важно, чем найти индустриального партнера.
«Самый правильный подход здесь, на мой взгляд, работать как со стратегическим партнером. У нас уже есть успешные примеры такой работы, один из них — компания «Газпром нефть», с которой мы активно сотрудничаем с 2018 года. И формат, к которому мы пришли, не сразу, но через какое-то время, — заключение рамочных договоров», — поделился с «Континентом Сибирь» директор Научно-образовательного центра «Газпромнефть — НГУ» Сергей Головин.

Рамочный договор заключается сразу на достаточно долгий период (первые такие договоры были на 10 лет, сейчас срок сокращен до трех) и предусматривает определенное негарантированное финансирование. В дальнейшем все обязательства по конкретным проектам заключаются в виде наряд-заказов к этому рамочному договору, что позволяет значительно ускорить и упростить ряд процедур и со стороны компании, и со стороны университета.
Но главное то, что рамочный договор подразумевает постоянные контакты специалистов двух сторон, с тем, чтобы синхронизовать тематику научно-технологических задач и исследований и заранее прогнозировать, в каких областях нужно работать, что интересно компании или даже всей отрасли, какие темы нужно развивать в университете.
Сам процесс установления такого стратегического партнерства между крупными корпорациями и ведущими вузами России происходит на основании конкурсного отбора. И этот отбор производится даже не по отраслевому принципу (к примеру, «Газпром нефть» контрактует не только нефтегазовые университеты), а исходя из научно-технологического уровня университетов.
«Компания ищет не исполнителя под какую-то конкретную задачу, а партнера, компетенции которого внушают уверенность, что он сможет решать разные задачи, возникающие в рамках этого соглашения. После компания допускает нас до своей научно-технологической тематики, поскольку многие темы представляют коммерческую тайну, ряд мероприятий носят закрытый характер. На них уже подробно обсуждается, какого рода есть задачи, мы со своей стороны настраиваем свою систему работы, а партнер помогает нам, скажем так, дорастить свои компетенции до нужного им уровня. И дальше мы уже выходим на выполнение конкретных проектов», — объяснил последовательность действий в этом формате сотрудничества Сергей Головин.
Как уже отмечалось, поскольку отбор вузов в качестве партнеров идет на конкурсном варианте, в настоящее время такой формат сотрудничества доступен далеко не всем университетам, а внутри этой группы существует серьезная конкуренция за доступ к научно-технологическому рынку ведущих российских компаний.
Одновременно с этим идет и другой процесс: научившись работать с бизнесом, решать конкретные задачи и овладев в ходе этого новыми компетенциями, университет как партнер становится интересным и другим компаниям за контуром заключенных рамочных соглашений.
Конечно, далеко не все из индустриальных партнеров обладают таким широким набором задач, чтобы им потребовалось рамочное соглашение. Часто реализуются какие-то более простые форматы, когда создается какой-то конкретный продукт, его совместно развивают и выводят на рынок. Но и в таких проектах люди обучаются решать задачи друг для друга в своей области и, соответственно, таким образом выходят на долговременные партнерские отношения уже без каких-то формальных рамок, просто потому, что друг друга знают, друг другу доверяют.
Показательным примером стало сотрудничество НГУ с компанией «БурСервис», недавно закрепленное соглашением о стратегическом сотрудничестве. Этому предшествовали совместная разработка и коммерциализация программного комплекса нового поколения для интерпретации сейсмической и геолого-геофизической информации, используемой при построении цифровых моделей месторождений. Этот проект стал иллюстрацией того, как сильные стороны обоих партнеров дополнили друг друга.
«Стояла задача наладить такое сотрудничество с вузом, при котором возможно было бы решать научные задачи, создавать продукты с нормальным интерфейсом, с удобством пользования, эффективно решающие поставленные задачи. Но в части продаж пока что мы не очень сильны, с одной стороны, потому что у нас нет такого опыта, с другой — потому что мы довольно плохо знаем рынок, куда продавать. А компания «БурСервис» оказывает очень большое количество услуг для нефтедобывающих компаний, так как она как раз этот рынок очень хорошо знает. Поэтому «БурСервис» взял на себя практическую экспертизу продукта, а теперь мы заключили и агентский договор, по которому компания «БурСервис» будет обладать эксклюзивным правом распространять модули и разработки НГУ, не вошедшие в совместно разработанный продукт, продвигать их на рынок, обеспечивая качественную поддержку и сервис. Университет же будет получать свои отчисления от этих продаж. На мой взгляд, такой подход является хорошей коллаборацией бизнеса и науки», — констатировал Сергей Головин.
16+






