Новосибирская область демонстрирует достаточно высокие темпы цифровизации образования, обеспечивая широкую доступность цифровых сервисов, а также интеграцию современных технологий. Однако некоторые процессы в высших и средних специальных учебных заведениях по-прежнему до сих пор организованы «по старинке», с помощью бумажных ведомостей и ручного ввода данных. Это не просто неудобно — это замедляет их развитие и мешает им соответствовать вызовам времени.
Новосибирская область входит в число цифровых лидеров страны: более 98% домохозяйств имеют доступ к скоростному интернету, все школы и вузы подключены к сетям. Уже сейчас до 76% заявлений в образовательные учреждения региона подаются онлайн. Работают цифровые платформы для записи в школы и колледжи, активно внедряются электронные дневники, журналы, платформы дистанционного обучения.
Но несмотря на активную цифровую трансформацию в сфере образования, путь к полноценной автоматизации по-прежнему остается тернистым. Особенно это заметно в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, где многие процессы до сих пор организованы вручную: от бумажных ведомостей до ручного ввода данных. Такая система не просто устарела — она тормозит развитие, снижает прозрачность и делает образовательные учреждения уязвимыми в условиях стремительно меняющейся реальности.
Что мешает автоматизации?
На мой взгляд, основные барьеры автоматизации образования — это осторожность и скептицизм педагогов из-за риска ошибок искусственного интеллекта (ИИ) и недостатка доказательств эффективности, недостаточная цифровая инфраструктура и неравный доступ к технологиям, высокие затраты и сложность внедрения, снижение личного взаимодействия, а также этические и правовые вопросы защиты данных и качества контента.
При этом использование ИИ для анализа больших данных позволит прогнозировать успеваемость, выявлять проблемные зоны и факторы риска, что даст возможность своевременно корректировать образовательный процесс и поддерживать учащихся. Образовательные системы будут способствовать развитию навыков самообучения, саморефлексии и самоорганизации, а также формировать новые формы взаимодействия между учащимися и преподавателями и ИИ.
Немаловажны и системные ограничения: устаревшие регламенты, отсутствие единого стандарта цифровой среды, разрозненные платформы, проблемы с интеграцией данных. В некоторых учреждениях даже при наличии необходимого оборудования и подключения к интернету цифровые инструменты используются фрагментарно и непоследовательно.
Кроме того, неравномерный доступ к современному оборудованию и различный уровень подготовки персонала создают ощутимый цифровой разрыв между учреждениями. Пока одни уже тестируют интеграцию ИИ в образовательный процесс, другие только осваивают электронные журналы.
Чему можно поучиться у других?
Некоторые регионы продвинулись дальше — прежде всего в стандартизации цифровых решений и масштабном обучении преподавателей. Здесь ярким примером выступает, конечно, Москва. Образование в столице автоматизируется по всем фронтам — от курсов электронных журналов до ИИ-помощников для педагогов. Сегодня Москва, на мой взгляд, ─ лидер по цифровой трансформации образовательной среды.
Важно помнить, что нельзя внедрять технологии «сверху вниз», без вовлечения самих пользователей. Образовательные учреждения, где автоматизация стала органичной частью культуры, а не навязанной реформой, показывают лучшие результаты. И это во многом благодаря системному подходу: инвестиции в инфраструктуру сочетаются с методической поддержкой и мотивацией кадров.
Что может быть автоматизировано в образовании Новосибирской области в ближайшие 5 лет?
Я бы выделил четыре ключевых направления по дальнейшей автоматизации региона.
- Рутинные процессы — от формирования расписаний и учета посещаемости до оценки успеваемости и взаимодействия с родителями и студентами.
- Аналитика и прогнозирование — ИИ-системы смогут анализировать успеваемость, выявлять риски и адаптировать траектории обучения под конкретного студента.
- Создание и адаптация образовательных материалов — благодаря цифровым платформам возможно персонализировать контент под уровень и интересы студентов, делать обучение более интерактивным и вовлекающим.
- Интеграция формального и неформального образования — на базе единых цифровых платформ можно будет совмещать школьные и вузовские курсы, онлайн-обучение, практику и самообразование в рамках единой образовательной экосистемы.
Какие условия для этого нужны?
Основных условий четыре.
- Развитие цифровой инфраструктуры в отдаленных и сельских районах.
- Повышение цифровой грамотности педагогов.
- Этическое и юридическое регулирование использования данных и ИИ.
- Государственная поддержка на всех уровнях: от методических рекомендаций до финансирования.
Что уже реализовано в Новосибирской области?
В качестве успешного примера цифровизации процессов в высших учебных заведениях региона, на мой взгляд, можно привести проект по автоматизации приемной кампании в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС), который был реализован на базе решения вендора 1С. Весь процесс — от подачи заявления до формирования приказа о зачислении — был оцифрован. До этого сотрудники приемной комиссии заполняли множество документов, вводя данные абитуриентов вручную. Несмотря на то что образцы заявлений, анкет, согласий, описей были шаблонными, их заполнение занимало много времени и периодически возникали ошибки.
В результате автоматизации вуз сократил сроки обработки данных, также снизилась нагрузка на сотрудников, а абитуриенты получили возможность отслеживать свой статус в режиме реального времени. Всего в рамках проекта было автоматизировано почти 50 рабочих мест, а это 10 факультетов и центральная приемная комиссия.
Кадры для цифровой эпохи
В завершение хотел бы подчеркнуть, что технологии — это не только про цифры и процессы, это, прежде всего, про людей. Про тех, кто завтра возьмет на себя ответственность за развитие региона, кто будет двигать экономику вперед, создавая новые смыслы в цифровом мире.
Позитивной новостью для Новосибирской области является открытие на базе Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) лаборатории технологий 1С, оснащенной самым современным оборудованием. Лаборатория стала местом, где студенты получают не абстрактные знания, а практические, живые навыки. Где обучение не оторвано от жизни, а напрямую связано с реальными задачами цифровой экономики. Уже в ближайшие годы здесь подготовят более 400 молодых профессионалов, которые смогут с первого рабочего дня включиться в работу — в том числе в сфере образования. Это важный шаг для обеспечения Новосибирской области профильными специалистами.
Чем раньше учебное заведение начнет автоматизировать процессы, тем быстрее оно войдет в новый образовательный ландшафт. Сегодня автоматизация — не просто средство экономии времени и ресурсов. Это ключ к созданию гибкой, устойчивой, современной образовательной среды, способной отвечать на вызовы экономики знаний.