Виталий Хан: «Мы сделали серьезный шаг к самодостаточности»

Акционерное общество «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Катализатор» (АО «СКТБ «Катализатор») в 2025 году отметило 55-летие. За свою историю компания прошла немало испытаний и превратилась в одного из крупнейших в России разработчиков, производителей и поставщиков технологий, продуктов и услуг для каталитических процессов нефтепереработки, нефтегазохимии, промышленной экологии и сероочистки.

 Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, АО «СКТБ «Катализатор» демонстрирует экономическую устойчивость, адекватно реагируя на супервызовы, разрабатывая и внедряя новые продукты для мировой и отечественной промышленности, укрепляя ее технологический суверенитет, развивая новые партнерские связи и логистические цепочки.

Генеральный директор АО «СКТБ «Катализатор» Виталий Хан оценивает текущее положение дел в отрасли спокойно, без лишней патетики: «сегодня лучше, чем вчера». Хотя между этим «вчера» и «сегодня» — бездна, мостик через которую прокладывать было, мягко говоря, очень непросто и моментами крайне рискованно. Но, если отмотать историю компании, у Виталия Валентиновича есть уникальное чутье, позволяющее принимать решения в условиях, где иной схватился бы за голову. Но «все пропало» — это не про АО «СКТБ «Катализатор».

— Виталий Валентинович, события последних лет заставили нас всех пересмотреть и планы, и образ жизни. Как это отразилось на бизнесе, взаимоотношениях с зарубежными партнерами, цепочках поставок продукции на экспорт?

— Если коротко, для понимания, ситуация в 2022 году для СКТБ действительно сложилась крайне серьезная. Ведь более 90% выручки нам обеспечивала реализация продукта за пределы Российской Федерации. Большую часть прибыли мы накапливали в евробондах, которые были арестованы в результате западных санкций. Под санкции также попали и наши российские банки, через которые шли расчеты с партнерами. Была полностью нарушена логистика: наши поставки на Запад и Ближний Восток осуществлялись через Санкт-Петербург, откуда в тот момент ушли зарубежные перевозчики. Наши поставки остановились, а это тонн 150 в месяц.

В 2024 году по итогам федерального этапа национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» АО «СКТБ «Катализатор» признано победителем в номинации «Лучшее предприятие-экспортёр в сфере промышленного производства». Фото предоставлено пресс-службой СКТБ «Катализатор»

И так было «весело» целых восемь месяцев. По итогу нам удалось убедить наших главных партнеров, что мы в состоянии решить проблемы. Опробовали все варианты, вплоть до грузовой авиации и морских путей. Отправляли через Закавказье, Турцию и Китай. При этом наши сотрудники сопровождали груз чуть ли не в каждый порт, где проходила перегрузка.

В сухом остатке: мы перестали поставлять продукт в Западную Европу и Америку, но сохранили нашего партнера на Ближнем Востоке. Движение в худшую сторону обернулось движением в лучшую: мы начали заходить на всевозможные рынки, в том числе туда, где нас вообще никто не ждал. Нужно было найти людей, принимающих решения, добиться, чтобы нас согласились выслушать, рассмотреть продукт и, что очень непросто, приехать к нам на испытательные стенды, убедиться в преимуществе продукта СКТБ. И нам это стало неплохо удаваться.

Нет, конечно, не сразу и не быстро, ведь катализатор запросто не продашь. Этот продукт, как и его использование, технологически сложен. Цена ошибки, если катализатор не будет соответствовать условиям его эксплуатации, режиму, сырью, слишком высока. Поэтому, когда наша компания приходит со своим продуктом на новую установку, приходится доказывать, что он будет работать и это окажется экономически целесообразнее, чем все, что было до нас.

— А что в это время стало происходить на отечественном рынке?

— Для нас — сплошной позитив. Знаете, бывает решительный шаг вперед вследствие могучего пинка. Когда большинство западных компаний — поставщиков катализаторов ушли с российского рынка, отечественные потребители катализаторов наконец стали очень внимательно присматриваться к тому, что предлагает внутренний рынок производителей. Даже в случае, если у них все еще есть возможность загружать импортный катализатор, они все равно пытаются иметь альтернативного российского поставщика. И это большой плюс.

Но это не значит, что все стали покупать наши катализаторы. Встраивание нашего продукта в промышленный процесс любого пользователя — хоть зарубежного, хоть отечественного — проходит через одинаковые фазы, то есть нам приходится доказывать, убеждать, делать технико-экономическое обоснование целесообразности перехода на наш продукт, проводить обучение персонала, испытания и так далее. В большинстве случаев мы видим заинтересованность.

Резюмируя, ситуация, которая сложилась, если и аукнулась большими проблемами и рисками, в целом сыграла на руку. И нам, и всей стране. Мы сделали серьезный шаг к самодостаточности, к технологическому суверенитету, о котором говорит наш президент Владимир Путин.

Моя оценка нашей позиции на внутреннем рынке катализаторов в России: сегодня она стала лучше, чем вчера. Что касается СКТБ, то компания стала продавать в России катализаторы, которые раньше продавала исключительно за рубеж. Это, считаю, залог будущего, потому что очень важно сделать первые продажи, иметь референс. Не гарантия, конечно, но значительно облегчает работу.

— Чем и как государственная поддержка помогает отечественному производителю быстрее и успешнее встроиться в новые условия, найти потребителя?

— Государство, на мой взгляд, сейчас делает все для того, чтобы участники рынка были заинтересованы во взаимоудовлетворении. При этом государство занимает достаточно здравую позицию. Поймите, если оно напрямую начнет лоббировать продукт, давить на внутреннего потребителя, то мы вернемся к тому, что самая лучшая машина в мире — это «Жигули», как это было в 80-е. Конкуренция должна сохраняться. Без нее наше импортозамещение всегда будет хуже и дороже импорта.

В чем я вижу помощь государства? Во-первых, на любом уровне, начиная от муниципального и заканчивая федеральным, помощь российскому производителю, например, инвестиционные налоговые вычеты. Эта мера позволяет, вкладывая в производство, снижать сумму налога на прибыль от своих инвестиций. Это очень серьезные деньги и отличная форма мотивации бизнеса вкладывать деньги в производство.

Во-вторых, у нас поддерживается экспорт, к примеру, в виде компенсации 80% затрат на транспортировку. И в 2022-м, и в 2023-м, и в прошлом году государство не урезало компенсации этих затрат. То, что у руля Правительства РФ стоит Михаил Мишустин, считаю, великое дело. Ведь мог быть соблазн пойти по пути «жесткого государственного регулирования бизнеса», но этого не произошло. И мне кажется, это одна из причин, почему российская экономика устояла. Вторая причина, конечно, сам бизнес, те компании, которые смогли быстро сориентироваться в новых реалиях и найти решения. Так всегда было, есть и будет: кто бежит первым, тот и снимает сливки, в этом залог успеха в бизнесе. Но это не означает, что мы должны бежать вперед с безумными глазами и с топорами в руках. Никто не отменял цивилизованной конкуренции, каждый должен напрягаться на своем месте изо всех сил, и тогда все будет так, как оно должно быть.

— Что в этот период, на ваш взгляд, «выстрелило» ярче всего?

— В зависимости от того, какую сферу деятельности компании мы рассматриваем. В инжиниринге, например, мы первые в мире загрузили сульфатциркониевый катализатор в установку, созданную под работу с хлорагентом, сохранив при этом ее проектный функционал. И эта установка уже более полугода показывает великолепный результат. Этому предшествовала большая работа. Десятки тысяч часов испытаний катализатора на наших стендах, для того чтобы понять, как он будет работать в заданных условиях.

За эти годы мы научились делать сразу несколько катализаторов, в том числе и таких, какие никогда не выпускались в России. К примеру, железо-молибденовый катализатор для окисления метанола в формальдегид. Мы работаем над тем, чтобы нарастить его производство и широко выйти с ним на рынок. Спрос есть, и, предлагая свой продукт, мы не можем заключить контракт со словами «нам нужно полгода, чтобы его произвести», это никого не устроит. То есть сейчас создаем запас. Не ограничиваясь текущим и следующим годом, думаю, будем масштабировать все те продукты, которые мы научились делать. Предстоит построить новые технологические линии для их промышленного производства.

Еще пример — один из серосорбентов, который тоже себя хорошо показывает у наших партнеров: в 2024 году при маленькой загрузке он продемонстрировал уникальный результат, и сейчас мы делаем большую загрузку на установке другого нашего потребителя. Прошли пилотные испытания. Считаем, что сорбент состоялся и может работать в условиях промышленных установок.

В числе наших достижений отмечу договоренность с одной из крупных национальных компаний на Ближнем Востоке о локализации производства наших продуктов. Это будет совместное предприятие, где 51% — наш. Другая сторона — коммерческая компания, подчеркну, не самая легкая история: возможны риски, да и сам процесс очень небыстрый. Тем не менее считаю, это наш большой успех в коммерческой области.

Фото предоставлено пресс-службой СКТБ «Катализатор»

— Появляются новые для вас заказчики, имеется в виду области применения катализаторов, помимо уже традиционных для вас?

— Да, появился такой опыт. Мы начали поставлять свой продукт для фармакологии. Новые отрасли начинают интересоваться. И, знаете, недавно был такой эпизод: в беседе с директором одной из наших производственных площадок аудитор одной из крупных российских нефтеперерабатывающих компаний, приехав на это наше предприятие, удивился, что завод продает свою собственную продукцию, а не переупакованный импорт. Увы, такие вещи происходят, но я даже представить не мог, что о наших катализаторах могут думать так же. Между тем последние 20 лет СКТБ «Катализатор» придерживается курса на отечественное. Как можно больше своего: собственные силы, мощности, производственная база. Это касается и сырья, чтобы ни у кого не было соблазна, подсадив нас на него, нам же выкручивать руки.

— Что поменялось внутри компании, что главное в этих переменах?

— Конечно, мы строим новые промышленные производства, что-то меняем, облагораживаем помещения, переводим складские под промышленные. И у нас появляются новые люди, специалисты, потому что внедряется новое оборудование. Конечно, можно и нужно обучать своих работников, мы это делаем. Но когда можно взять относительно готовые молодые кадры на рынке труда, берем.

Да, требования к персоналу стали жестче. Это применимо ко всем, начиная с меня лично. Кто сильнее, быстрее и эффективнее, тот и победит в этой гонке. Я согласен с нашим лидером Владимиром Владимировичем Путиным, когда он говорит о технологическом суверенитете России. Он не просто заявляет, а запускает процессы, движение государства в поддержку и во имя укрепления этого самого суверенитета.

Мы постоянно разрабатываем новые продукты. Сейчас в работе четыре. Каждый год мы не менее 9% от прибыли и даже больше инвестируем в новые разработки. Ими занимается наша дирекция по науке — служба главного технолога, штат которой — четверть общей численности персонала компании.

— В чем преимущества партнерства с СКТБ «Катализатор», есть какие-то особые условия для сотрудничества с бизнесом и государственными корпорациями?

— Прежде всего, мы не разделяем, с кем работаем — государственная ли это компания или частный завод. У нас рыночная экономика. А преимущество наше в том, что мы не пытаемся просто продать наш продукт, а предлагаем партнерам решить проблему. Она, как часто бывает, заключается не только и не столько в катализаторе, а связана с условиями работы установки, с которыми необходимо разобраться, как и с подготовкой сырья, с теми технологическими регламентами, по которым работает персонал на этой установке.

Мы не предлагаем просто взять и заменить старый катализатор на новый топовый из тех, которые выпускает СКТБ. Нашим потребителям нужно комплексное решение от партнера, который глубоко вникает, детально понимает суть проблемы и предлагает конкретные шаги по ее эффективному устранению. СКТБ «Катализатор» именно такой партнер.

Безусловно, наше преимущество в том, что мы постоянно развиваем свою научную и производственную базу, запускаем новые технологические линии. Это наша позиция. Мы должны оперативно адаптироваться, быть адекватными по отношению к новым вызовам, всякий раз в любой ситуации относиться к ним серьезно и по-честному — нельзя ничего делать вполсилы.

И мы говорим партнерам: если наш катализатор работает на вашей установке, и вдруг что-то пошло не так, давайте мы посмотрим, может быть, сможем доработать свой продукт. И в этом тоже наше преимущество, ведь мы не перепродаем чужие катализаторы. Они наши. Авторы этих продуктов — среди нас.

— Случается ли так, что возникает необходимость «разархивировать» когда-то принятые в кризисный момент решения, возвращаться к прошлому опыту?

— Если под «разархивировать» подразумевается, что ты использовал некую сложную машину, настало время — и поменял ее на новый гаджет, но при возникновении проблемы решил: старая машина все-таки нужна, то нет. Может меняться количество и качество машин, факт в том, что сама жизнь становится сложнее, нравится это нам или нет. Это как смена ночи и дня, мы не можем на это влиять, но можем подстраиваться под условия жизни, адаптироваться и, еще раз подчеркну, по-честному отрабатывать свою позицию. И в первую очередь это касается руководителя. На предприятии больше всех должен работать генеральный директор. Если у него пропадает запал, он должен честно для себя сделать вывод, уступить свое место. Это к вышесказанному о «старости».

У сотрудников компании может быть разная вовлеченность. Хороший сотрудник по-честному отработал восемь часов, иногда девять и даже десять, но в целом он живет не компанией, погружен в свою семью, хобби. Это хорошо, что человек переключается. Но чем более человек вовлечен в то, что он делает, тем лучше, тем он продуктивнее.

Мы все в какой-то момент устаем. Как не утратить вовлеченность? Искать мотивацию. Я никаких секретов здесь не открою. Для меня самая высокая мотивация — ответственность.

Когда на уровне руководства она пропадает, это передается дальше, масштабируется, снижается производительность труда. Нельзя добиться мотивации ответственностью от кого-то, если ты сам этому не следуешь.

г. Новосибирск, ул. Тихая, 1,
Тел.: +7 (383) 363-69-09
E-mail: info@katcom.ru
www.katcom.ru
Реклама

 

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter