Почему глава кремлевского управления опубликовал статью о ценностях российской цивилизации так, чтобы с ней мог ознакомиться только узкий круг читателей? И стоит ли работа Александра Харичева о нашем уникальном общероссийском коде того, чтобы ее изучить?
Свой апрельский выпуск издание «Блокнот» открыло разделом «Ценностно-смысловые линии», в который поместил статью начальника управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева «Цивилизация «Россия»». Несмотря на название журнала, перемежающееся со словосочетанием «гражданское просвещение», доступность материалов для изучения их более или менее широким кругом граждан сомнительна. Ныне уже бывший главный куратор политических процессов России Владислав Сурков публикует свои рассуждения о российской действительности и мироустройстве так, что без труда их открыть и прочитать на сайте может любой желающий. До отставки государственный деятель предпочитал творить под псевдонимом. Но не всегда: в 2019 году он подписал своими именем и фамилией статью «Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит». Это было за год до увольнения с поста помощника президента РФ.
Статья 2022 года о «мировоззренческом пентабазисе», где Харичев выступает соавтором, есть в сети в читабельном варианте. Но чтобы ознакомится с новым произведением начальника кремлевского управления не в варианте пересказов или интерпретаций, автор этих строк в апреле самостоятельно запрашивала его в «Блокноте», указав с какой целью работой интересуется новосибирский журналист. К слову, долго ждать не пришлось — прислали в тот же день весь номер в PDF-формате.
Справка
Александр Дмитриевич Харичев, 59 лет. С 12 июня 2024 года начальник управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов. В компетенции этого управления:
— обеспечение реализации основных направлений внутренней политики государства;
— мониторинг и анализ социальных процессов в РФ;
— организация и обеспечение взаимодействия президента с представителями экспертного сообщества;
— подготовка, обобщение и представление президенту и руководителю администрации президента материалов, касающихся общественно-политической ситуации в стране и прогноза развития общественно-политических процессов;
— подготовка предложений президенту и руководителю администрации президента по вопросам политического планирования;
— обеспечение мероприятий с участием президента.
Один из аналитиков в разговоре с «Континентом Сибирь» выразил мнение, что статья «запрятана» нарочно, чтобы привлечь к ней внимание. То есть, отсутствие перепечатанной версии на сайтах СМИ с широкой аудиторией, в том числе, ориентирующихся на власть или находящихся с ней в диалоге, эксперт расценил как искусный «политтехнологический ход».
Актуальная модель экономического развития РФ: назад в СССР, налево в Китай или направо на Запад?
Известный сибирский системный политик, в разные периоды представлявший региональные и федеральные органы, сказал «Континенту Сибирь», что знал о публикации главы управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов, но сам не читал и не собирается — не интересно и в целом понятно, о чем пишет Харичев. Попросив на него не ссылаться, собеседник редакции высказал убеждение, что текст — скорее для внутреннего пользования, для обсуждения в коридорах власти и околовластных структурах. По его мнению, сочинение не вышло в формате, доступном широкому кругу, потому что и не предполагало интересного месседжа к обществу, так как речь идет не о будущем России, а о том, чтобы «сохранить, что есть».

Предисловие к номеру «Блокнота» свидетельствует о том, что он является так называемым «темником» для целевой аудитории журнала. Это не сами граждане, а те, кто несет им нарратив — люди, которые должны задать массовому сознанию верный с точки зрения государства ценностно-мировоззренческий вектор, повлиять на взгляды и оценку исторических, общественных и политических событий, месте России на мировой арене. Проще говоря, «Блокнот» — «ориентир для государственных служащих, лекторов, руководителей, менеджеров образовательных программ и проектов, методистов и других специалистов в области гражданского просвещения российских граждан», — следует из предисловия, в котором, разумеется, есть отсылка к Указу президента от 9 ноября 2022 года об укреплении традиционных ценностей РФ, противодействии фальсификации истории, защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия и так далее.
Справка
Труд Александра Харичева «Цивилизация «Россия». Наш цивилизационный код, вызовы современности и ответы России на них» стоит первым в апрельском выпуске «Блокнота». Журнал издает общество «Знание» и ориентирующийся на Кремль «Экспертный институт социальных исследований».
Согласно тезисам автора, Россия всегда существовала как особая цивилизация, отличная от западных и восточных стран. Факторы, повлиявшие на формирование российской цивилизации, — географические и природно-климатические условия, геополитическое положение, этническое многообразие. Огромная территория требовала освоения и защиты от врагов, которые на протяжении веков стремились завладеть богатством страны. Россия выступала важным мостом между Западом и Востоком, а также барьером, предотвращающим возможные конфликты. Освоение и покорение новых территорий развивало в людях открытость, взаимовыручку и самоотверженность. в России сложился особый способ существования, отличный от индивидуального западного — коллективный тип бытия и МЫ-мировоззрение. Государство всегда выступало объединяющим и поддерживающим стабильность духовным центром. Отсюда — патернализм, ориентация на единоначалие, персонификация и сакрализация власти.
Сохранение и развитие цивилизации опирается на уникальный цивилизационный код. Харичев предлагает модель для понимания, как российская цивилизация движется в будущее, сохраняя исторические, культурные и духовные корни. «Для нас духовные ценности важнее материальных благ», «Мы легче других отдаем свои жизни за высокие цели», «для нас важнее дух закона, а не его буква», «Мы ориентированы на коллективизм», «Мы искренне любим нашу Родину и чувствуем долг перед ней».
В разделе о внутренних угрозах Харичев говорит, что западные государства пытаются насадить трансгуманистические и постгуманистические идеологии. Но «мы поем государственный гимн в школах, проводим «Разговоры о важном» и реализуем масштабные проекты, которые формируют чувство гордости за страну у молодежи». Особую угрозу представляет низкий уровень рождаемости. Ответ на экспансию потребительской культуры – популяризация идеи служения.
Качества человека будущего: Патриотизм, Приверженность принципу «МЫ», Стремление к созиданию, Опора на национально-культурное многообразие России, Сохранение и укрепление традиционных нравственных норм, Опора на семейные ценности.
Кандидат философских наук, член «Изборского клуба», худрук Новосибирского драматического театра «Советский», вице-спикер Заксобрания Новосибирской области, ультрапатриот Анатолий Кубанов с энтузиазмом отреагировал на вопрос о прочтении статьи Александра Харичева. Собеседник «Континента Сибирь» отметил, что она перекликается с темой его диссертации. Парламентарию импонирует текст главы президентской структуры, Анатолий Кубанов считает важной тему идеологии на государственном уровне — особенно сейчас, когда, по его словам, мир переходит к эпохе катастроф. По его мнению, Харичев прорисовывает эскиз идейной конструкции, способной удержать государство в грозное время глобальных и локальных перемен.
«Политика без идеологии становится мелкой и пошлой. Она всех утомляет бессмысленностью и вносит расхлябанность в госуправление. Политику заменяют интриги, а идеологию — политтехнологии. Так полусонно прозябать возможно в коротком историческом затишье, во времена без потрясений, а сейчас мир валится в эпоху катастроф», уверен Анатолий Кубанов, который называет статью-манифест «Цивилизация «Россия»» симптомом выздоровления государственного организма от идеологической амнезии. Радует, что наконец-то в руководящих органах нашелся автор, четко артикулирующий, что не пресловутая эффективность, а ценности делают власть прочной». Для меня несомненным достоинством очерка Харичева является трезвое понимание непримиримого антагонизма между политической культурой Запада и России», —рассуждает Анатолий Кубанов.

В свою очередь соискатель ученой степени кандидата философских наук, социолог, политический аналитик Андрей Шалимов не считает формирование идеологии ключевой целью текста Харичева. Эксперт прочел статью в апреле, сразу после выхода, также в PDF-версии. По его мнению, автор не заинтересован в широкой аудитории, вероятнее всего, для 59-летнего Александра Харичева — это задел под будущую научную-академическую карьеру. Собеседник «Континента Сибирь» не исключил, что глава управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов готовится стать профессором одного из подотчетных АП ВУЗов. Но прежде нужно получить ученую степень, для чего и требуются публикации.
Справка
Александр Харичев впервые пришел на работу в администрацию президента в 2001 году.
2001-2006 гг. работал в аппарате полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе,
2006-2009 гг. – заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике.
В 2009 ушел из АП и работал в крупных корпорациях. Вернулся в АП в 2017 году, стал заместителем начальника управления президента РФ по внутренней политике.
2018-2024 гг. — начальник управления администрации президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета,
С 12 июня 2024 г. — начальник управления администрации президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов.
«Заметно, что Харичев находится вне академической большой школы, периодически изобретает велосипед в своих научных изысканиях. Мне кажется, тексту не хватает научной глубины. Тем не менее, видно, что автор старается. Вероятно, и в стенах администрации президента Александр Харичев перешел на социологическое направление, потому что планирует в будущем пробовать себя на поприще преподавателя и исследователя. Возможно, поэтому ему не нужно, чтобы его работу публично обсуждали, потому что целеполагание другое. Он выступает не как государственный деятель, а как будущий преподаватель. Профессора, доктора политических наук не особо активны в публичном пространстве. Научный дискурс и публичный дискурс — это разные сферы, которые редко совмещаются», — по мнению Андрея Шалимова Харичеву нужно, чтобы его цитировали не в СМИ, а в научной среде.
Заговор против Девятой симфонии. Как ему поддаться, новосибирская версия
Собеседник «Континента Сибирь» считает, что и обывателям нет особой надобности изучать публикацию Харичева. Андрей Шалимов как человек, который сам работает над диссертацией, уверен: есть более полезная научная и художественная литература. «Я бы советовал людям читать другую литературу, которая позволяет выйти из эхо-камеры, которую конструирует, в том числе, администрация президента через информационно-пропагандистские ресурсы. Зачем читать Харичева, если огромный информационно-пропагандистский аппарат уже внедряет в их ум то, о чем он пишет», — по мнению политического аналитика, люди «внемлют», но не менее активно и сопротивляются.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
АЛЕКСАНДР БАРСУКОВ,
кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирского института управления — филиала РАНХиГС:
— Возврат к основополагающим вопросам мироустройства вновь актуализировал задачи, связанные с анализом межцивилизационного взаимодействия, сохранения исторического и культурного наследия. Цивилизационные сдвиги российского общества возможно понять только сквозь призму глобальных, национальных и региональных процессов. Понимание формирования России как страны-цивилизации невозможно без осмысления взаимовлияния внутренней и внешней политики, особенностей политической культуры, причин консолидации многонационального народа в преодолении кризисов и борьбы за справедливый мир. Россия исторически формировалась как многонациональное государство. Российская имперская политика исторически формировалась как политика национальной и конфессиональной терпимости, вследствие чего Российская империя была притягательной для многих народов. По данным переписи населения, в РФ проживают представители 195 народов. В силу этого необходимо понимать особенности идентичности россиян.
Президент РФ Владимир Путин в 2012 году в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркивал, что за «провалом мультикультурного проекта» стоит кризис самой модели «национального государства» — государства, исторически строившегося исключительно на основе этнической идентичности. Президент выделил два основных «компонента цивилизации» сегодня — многообразие и самодостаточность. «Современному миру чужда любая унификация, каждое государство и общество хотят самостоятельно выработать свой путь развития. В его основе — культура и традиции, укрепленные в географии, историческом опыте — как давнем, так и современном — и ценностях народов. Это сложный синтез, в процессе которого возникает самобытная цивилизационная общность, ее неоднородность и многообразие — это залог устойчивости и развития», — считает Владимир Путин. Исследование ВЦИОМ о влиянии специальной военной операции на мировоззрение и ценностные установки россиян отмечает, что 58% респондентов заявили о сплочении российского обществе в последние три года и 72% респондентов считает Россию особой цивилизацией.
Статья Александра Харичева «Цивилизация «Россия»», опубликованная в апреле 2025 года в «Блокноте гражданского просвещения», содержит системный взгляд на то, что такое цивилизационный код и каковы вызовы современности, и вполне укладывается в смысловые линии, сформулированные на этапе подготовки курса «Основы российской государственности». С другой стороны, статья «Цивилизация «Россия»» — это обращение к обществу о связующих нитях между прошлым и будущим российской государственности.
Будет ли работать указ президента о поддержке традиционных ценностей? Между соборностью и сошпротностью
Автор статьи отмечает, что особенности эволюции российской государственности, геополитическое положение между Западом и Востоком, многонациональный характер влияли на структуру российской цивилизации и цивилизационный код, который включает в себя духовно-нравственные ценности, культурные традиции и исторический опыт. Идеалы, вера, правда, служение, патриотизм и коллективизм — это все то, что на протяжении всего пути развития российского государства формировало идентичность россиян и помогало отвечать на вызовы и угрозы: ценностный разлад, утрата единства и низкая рождаемость. Возможный ответ на современные вызовы и угрозы автор статьи видит в популяризации идеи служения, защите традиционных духовно-нравственных ценностей, сильной гражданской идентичности и принятии национально-культурного многообразия.
Полагаю, что дискуссия о цивилизационной идентичности и роли служения в консолидации разных поколений российского общества будут продолжены. Однако очевидно, что Россия преодолевает вызовы современности:
- структурные вызовы, связанные с трансформацией социальной структуры общества;
- культурно-цивилизационные вызовы, связанные с необходимостью поиска новой парадигмы развития и создания инфраструктуры символической политики;
- поведенческие вызовы, связанные с тем, насколько принятие решений в сфере государственной политики будет отвечать на локальные и глобальные кризисные тренды;
- институциональные вызовы, обусловленные способностью к адаптации в условиях цифровизации и изменения социально-экономического контекста развития;
- локальные вызовы, требующие ревизии распределения общественных благ и активизации общества в решении вопросов развития через механизмы публичной политики.
В условиях ревизии государственной национальной политики и решений, направленных на укрепление единства российской нации, актуализировались вопросы, связанные с культурными основаниями в цивилизационном развитии современной России.
Угрозы и вызовы российскому обществу сейчас вызваны скорее внешними факторами, которые могут ретранслироваться в информационном пространстве и социальных практиках. Поэтому темы безопасности, профилактика и борьба с деструктивными идеологиями, идеями экстремизма и терроризма носят онтологический характер. Россия как самобытная цивилизация и защита этнокультурной самобытности народов страны актуализирует для исследователей и вопросы изучения символической политики и влияния конструирования ценностно-идеологического пространства на государственное управление.