С какой целью в Новосибирске встретились представители городов Сибири и Дальнего Востока?

В Новосибирск 5 июня приехали представители четырех десятков муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока, чтобы поделиться опытом развития городов в изменяющихся экономических условиях, наметить точки роста и обозначить проблемы, требующие совместного решения. Одной из ключевых тем стали изменения в законодательстве о местном самоуправлении.

Острые, насущные вопросы, касающиеся местного самоуправления,  обсудили на площадке мэрии Новосибирска 5 июня во время XLII Общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) и конференции «Муниципалитеты в условиях структурной трансформации экономики». Лично и в режиме видеоконференции к обсуждению подключались руководители и представители 47 муниципалитетов.

Участники конференции поделились своими проблемами и достижениями. Фото Михаила Перикова

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) была создана в 1986 году в целях содействия социально-экономическому развитию муниципалитетов, организации местного самоуправления и межмуниципальному сотрудничеству. Первым главой АСДГ был председатель Барнаульского горисполкома, глава администрации города Барнаула Владимир Баварин. В разное время ассоциацию в том числе возглавляли первые лица администрации Новосибирска ─ Иван Индинок (1988-1990), Виктор Толоконский (1994-1996, 1999-2000), Владимир Городецкий (2003-2014).  С 2023 года председателем Ассоциации сибирских и дальневосточных городов является мэр города Иркутска Руслан Болотов, который единогласно был переизбран в 2025 году. Заместителями председателя АСДГ были избраны мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, глава Красноярска Владислав Логинов, мэр Омска Сергей Шелест, мэр Хабаровска Сергей Кравчук и мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин. Пост генерального директора исполнительной дирекции АСДГ сохранил Михаил Зайцев.

«Каждый из наших городов имеет свою специфику, но у нас много общего, всегда есть что рассказать и чему поучиться друг у друга, ─ обратился к участникам конференции мэр Новосибирска, заместитель председателя АСДГ Максим Кудрявцев.  ─ С этого года муниципалитетам предстоит работать в условиях нового федерального законодательства о местном самоуправлении. Возрастает значимость конструктивного диалога с органами государственной власти и общественностью. В Новосибирске мы уделяем этому особое внимание. Важна максимальная согласованность действий городского и регионального уровней управления, депутатов, лидеров общественного мнения. Это позволяет объединять усилия для реализации проектов и программ городского развития».

Максим Кудрявцев в рамках общего собрания поделился опытом с коллегами из других регионов России. Речь шла о планах по развитию третьего по численности населения города страны, состоянии экономики, а также драйверах роста.

«За последние годы мы заметили очень интересную тенденцию, что турпоток в Новосибирск и регион растет. Причем очень стремительно. По этому показателю мы первые в Сибирском федеральном округе и входим в топ-10 по стране. Это и медицинский туризм, и бизнес-туризм, и научно-образовательный туризм», ─ констатировал мэр.

Кроме того, Максим Кудрявцев сообщил коллегам из СФО и ДФО, что в прошлом году впервые в истории Новосибирска доходы городского бюджета преодолели планку в 100 млрд рублей, обратил внимание на рост собственных доходов и хорошую поддержку со стороны областной администрации. Полученные средства, по его словам, идут на решение самых насущных потребностей мегаполиса – благоустройство, строительство дорог, детских садов и другие нужды.

Максим Кудрявцев рассказал о драйверах роста экономики Новосибирска. Фото Михаила Перикова

«Мы прибавляем по всем показателям, усиливая собственную доходную базу. Участвуем во всех возможных национальных проектах и программах. На эти цели в этом году городу выделено свыше 5 млрд рублей», ─ добавил Максим Кудрявцев.

Отдельное внимание градоначальник уделил практике КРТ (комплексного развития территорий), в рамках которой помимо многоэтажных домов застройщики строят необходимую социальную и дорожную инфраструктуру. Город активно занимается развитием общественного транспорта. Максим Кудрявцев подчеркнул, что Новосибирск сознательно сделал упор на масштабное обновление троллейбусов. За два года куплено 258 новых троллейбусов модели «Горожанин», что позволило существенно увеличить протяженность маршрутной сети. Обновляются также трамваи и подвижной состав Новосибирского метрополитена. Как итог – доля муниципального общественного транспорта в пассажирских перевозках увеличилась за пять лет до 58% с 30%». В плане этого года, по словам мэра Новосибирска, ввод станции «Спортивная» и проектирование перегонного тоннеля между станциями «Березовая роща» и «Золотая Нива».

И всё же главной темой конференции в Новосибирске закономерно стали изменения законодательства о местном самоуправлении.

20 марта 2025 года президент подписал Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Закон был одобрен Госдумой и вступает в силу 19 июня 2025 года, а его отдельные положения — с 1 января 2027 года. Авторы законопроекта — председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. В первом чтении Госдума приняла его в 2022 году. Во втором — в 2024-м, в третьем — в марте 2025-го.

Напомним, что изменения в законодательстве предусматривают переход к одноуровневой системе местного самоуправления, при которой проводится укрупнение — упраздняются администрации районов и поселений и вместо них создаются муниципальные округа.

К слову, такая трансформация власти на местах идет уже давно. По информации, представленной на конференции в Новосибирске, на 1 января 2020 года в России существовало 1673 муниципальных района и 33 муниципальных округа. А в результате перехода на одноуровневую модель уже к 1 января 2025 года число муниципальных районов сократилось до 1266, а муниципальных округов увеличилось до 528.

15 мая 2025 года Заксобрание Красноярского края в окончательном чтении одобрило закон, по которому 472 муниципальных образования превращаются в 39. В поддержку реформы высказались 36 народных избранников из 42. «Континент Сибирь» подробно писал о ходе принятия закона в материале по ссылке. 29 мая Заксобрание Кемеровской области также приняло во втором чтении законопроект о реформе местного самоуправления. Подготовка к принятию законопроекта проходит в Республике Алтай. Ее глава Андрей Турчак заявил, что проведет «откровенный разговор» о переходе с двухуровневой к одноуровневой системе в каждом районе региона. Вместе с тем, правительство Республики Хакасия во главе с Валентином Коноваловым подготовило и собирается внести в региональный парламент законопроект о сохранении действующего управления с сельсоветами, поселковыми администрациями, а также прямыми выборами глав муниципальных образований. Валентин Коновалов отмечал, что встретился примерно с 60 из 86 глав сельсоветов республики, большинство из которых на этом собрании проголосовали против муниципальной реформы.

По мнению мэра Иркутска, председателя Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Руслана Болотова, трансформация структуры управления потребует большой системной работы, единых подходов и учета всех рисков, в том числе – в финансовом обеспечении новых муниципальных округов.

Михаил Котюков

Перст указующий: что и кому планируют донести красноярские власти своей муниципальной реформой?

«Мы живем в сложное время, когда трансформируется не только ситуация внутри страны, но мы видим, как трансформируется мир. Мы прекрасно понимаем, что от того, насколько нам удается реализовывать задачи на уровне наших районов, городов, поселков в конечном итоге зависит, каким образом будет развиваться наша страна, — обратился к присутствующим Руслан Болотов. — Как бы там ни было, как бы не менялись полномочия, как бы не менялась история взаимоотношений между регионами и муниципалитетами, в конечном итоге задача единая и она единственная, это улучшение ситуации внутри наших городов и поселков».

По мнению Руслана Болотова, сегодня стране нужна единая власть, представленная на местах в виде администраций муниципальных округов. При этом он подчеркнул, что народное участие во власти будет сохраняться в виде референдумов, сходов, ТОС (территориальное общественное самоуправление), института старост и пр.

«Жителям городов и поселков вообще не интересно, как будут поделены полномочия. Более того, за 20 лет реформы после принятия 131-го закона (федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) до сих пор не все жители знают, кто за какие полномочия на каких уровнях отвечает. И, наверное, это правильно. Людям нужен результат», — выразил мнение председатель АСДГ.

При этом Руслан Болотов признал, что сегодняшнее состояние бюджетов муниципалитетов таково, что многие важные проекты и инициативы на местах без участия в федеральных программах и нацпроектах с выделением на них федеральных бюджетных средств «в принципе не реализуемы».

Мэр Томска, экс-вице-мэр Омска Дмитрий Махиня в свою очередь выступил с предложением изменений в законодательство о предельном размере расходов муниципалитетов по исполнительным судебным листам.

Валентин Коновалов. Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»

Глава Хакасии публично выступает против муниципальной реформы в республике

«Проблематика, острая для Томска, как и других исторических городов со старым жилищным фондом. В 2025 году мы столкнулись с беспрецедентным ростом судебных актов по искам от граждан о выплате стоимости за аварийные жилые помещения. За первые пять месяцев этого года к нам предъявлено порядка 900 судебных решений. Общая исковая сумма 2,4 млрд рублей. Оплатили 1 млрд, что составляет 15% от расходов местного бюджета. И уже на сегодня испытываем недостаток еще одного миллиарда, чтобы закрыть имеющиеся на исполнении судебные решения. При сохранении такого же темпа поступления судебных актов на конец 2025 года наша потребность в дополнительном финансировании составит уже 4 млрд. рублей, с возможными последствиями в виде блокировки счетов и пр.», — рассказал мэр Томска.

Уже сегодня, по словам Дмитрия Махини, муниципалитету приходится проводить оптимизацию по всем направлениям, чтобы оплачивать иски – изымать средства из статей благоустройства, ремонта дорог, содержания учреждений образования и пр. Дмитрий Махиня предложил ограничить в бюджетном кодексе предельный размер расходов по исполнительным листам для муниципалитетов в пределах 5-7% от всех расходов городского бюджета, подчеркнув, что это поможет сбалансировать интересы всех направлений.

Участники форума также обсудили разработку плановых и программных документов развития городов и вопросы государственной поддержки в контексте новой Стратегии пространственного развития РФ, социально-экономического развития муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока в 2022-2024 годах и другие актуальные вопросы. В заключение форума мэр Новосибирска пригласил глав сибирских и дальневосточных муниципалитетов на День города, который состоится в конце июня.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter