«Парадиз» возродился и обещает долго жить

XXХIII театральная премия «Парадиз» впервые прошла в Новосибирске летом, впервые в театре Сергея Афанасьева и впервые так неумело.

Возвращение в рай

«Единственная профессиональная награда Новосибирска в области театра ‒ премия «Парадиз» ‒ вернулась, чтобы подвести итоги сразу двух театральных сезонов», – писала газета «Новая Сибирь» 17 ноября 2021 года. Сейчас можно повторить это слово в слово. Причем вернулась, когда ее уже никто не ждал и, соответственно, не предвкушал. Информация о «Парадизе-2025» была весьма скудная, никаких вам анонсов, прессу не звали, сайт организаторов то ли не загружается, то ли в разработке, то ли закрыт для новостей.

Предыдущий «Парадиз», позиционировавшийся как ежегодный конкурс, прошел 20 ноября 2022 года. После того как сменился состав новосибирского правления Союза театральных деятелей (СТД), всё на этой стезе замерло едва не намертво. «Уволилась Ксюша Гусева – уволился и «Парадиз»», – говорили причастные, кто был свидетелем героических усилий руководителя творческого отдела Новосибирского отделения СТД РФ. Но Ксения передала преемникам весь свой опыт, утрамбованный в нескольких папках, а уж насколько он пойдет впрок, судить по их первому кому рано. Очевидно лишь то, что находить спонсоров они пока не научились.

Первое, что бросилось в глаза, – урезанный до крайности бюджет «Парадиза». Про денежные премии все давно забыли; статуэтки и медали с золотыми яблоками авторства скульптора Александра Крутикова тоже упразднены. Актерские капустники на церемонии вручения канули в Лету, студенты театрального института не подключились, развлекательная часть ограничилась танцевальным ансамблем «Кim-Тime». Буклеты перешли в разряд непозволительной роскоши. Номинации для театральных журналистов и театральных фотографов отправлены в черный список. Церемонию вела лауреат «Парадиза-2018» за спектакль «Пианисты» в номинации «Лучший дебют в драматическом театре» Арина Литвиненко, которая так красива, что достойной сценической пары для нее не нашлось. Шампанское номинанты выпили еще до церемонии – и поняли, что на банкет рассчитывать не приходится.

исполнение Девятой симфонии в Новосибирске

Заговор против Девятой симфонии. Как ему поддаться, новосибирская версия

Председатель жюри драматических театров Марина Корчак, театровед из Москвы, просидевшая 18 часов в аэропорту в ожидании рейса на Новосиб, заверила:

– Во всех театрах Новосибирска блестящий актерский состав – мощный, цельный, глубокий, правда, еще не все актеры раскрыты режиссерами, не весь потенциал выявлен. Я вообще считаю, что актерам нужно давать как можно больше наград. А 12 спектаклей, которые мы посмотрели и из которых должны были выбрать лучший, – все замечательные, все лучшие.

Кто бы возражал – так и положено говорить со сцены. Мы не будем здесь публиковать итоги «Парадиза-25», для этого есть специально обученные люди, которые отложили свою работу на неопределенное время. Упомянем лишь некоторых лауреатов драматических театров, которые по определению не могли ими не стать.

Торжество избранных

Лучшим спектаклем сезона 2022/23 назван «Котлован» в театре «Старый дом»,  лучшим режиссером Антон Федоров, «Лучшей мужской ролью» признан образ Вощева  в исполнении Тимофея Мамлина. Странноязычие Андрея Платонова нашло сценический эквивалент не только в диалогах и репликах персонажей с их причудливо-ломаной речью, но и в их шершавых характерах, в метафорическом поле, в атмосфере нежизнеспособности и умирания.  Совершенно по-платоновски, в состоянии бесприютности и беспристанности, «с обыкновенным недоумением об окружающей жизни», существует странник Вощев, не снимает с плеч тощий рюкзачок, так и спит в нем, не собираясь задерживаться нигде.  Он лучше всех понимает ненастоящесть этого мира, но другого нет.

А в театре Сергея Афанасьева, например, идет спектакль «Урок дочкам» – очень сомнительный в плане драматургии (пьесу написал баснописец Иван Крылов), но оригинальный в хореографическом рисунке. Там Варвара Сидорова, теперь уже лауреат в номинации ««Лучшая женская роль второго плана», вытворяет невесть что в образе молоденькой дурочки. Жертва коллективного вайба, новомодных диет, ночных клубов, потребительских клише, заграничных трендов технично зажигает на танцполе, физической активностью заменяя умственную деятельность. А гвоздь программы – ее переодевание из стильной пижамы, пошитой по последним лекалам, в бальное платьюшко для встречи заграничного принца. Торопясь, суетясь, изгибаясь, извиваясь, ни секунды не задерживаясь в статичном положении, беспрестанно перебирая тощими ножками и ручками, она натягивает панталоны, чулочки, кроссовки и, наконец, предстает расфуфыренной куклой. Все усилия оказались мимо цели.

Алексей Кудинов и Дарья Емельянова
Член жюри Алексей Кудинов и лауреат в номинации «Лучшая женская роль» Дарья Емельянова. Фото автора

Женские роли первого плана никуда не подевались. В театре «Красный факел» в сезоне 2022-23 это Дарья Емельянова в спектакле «Мещане» играет тоску одиночества в тесном семейном кругу. Ее героине Татьяне 38 лет – на десять лет больше, чем в пьесе Горького, она старая дева и по факту, и по облику, и по складу ума. Расцветает она только рядом с Нилом, озаряется нездешним светом, а Нил влюблен в соседку. Ее полушепот-полухрип «ненавижу!» звучит как предсмертный, но после убийственного стресса серая мышка Таня срывает с себя оболочку покинутой ненужности. И совершает поступок, который изменит ее жизнь, – убегает вслед за свободными и счастливыми.

Незадолго до этого, в свой день рождения, Таня получила в подарок от подруги рок-оперу «Муха-Цокотуха», которую та поставила со своими юными воспитанниками. Не опера – огонь! «Я тебя освободил!» – провозглашает озорной комарик в костюме Бэтмена, адресуя Тане свой посыл. Сами-то они свободны, как птицы в полете, и когда в финале исполняют «Зеленоглазое такси», то волна радости и надежды окатывает душу. Начинаешь безраздельно верить, что племя молодое построит жизнь иначе, чем зашоренные взрослые.

Вот жюри и наградило спецпризом «За музыкальный номер» группу детей в этом спектакле. Вообще-то лидером по детским ансамблям всегда был театр «Глобус» со своими знаменитыми студиями – пластики и вокальной. Но при «Красном факеле» тоже работает театральная студия – «Жить на севере», и она впервые была задействована в столь необычном качестве. Дети вышли на сцену наравне со взрослыми, такие, какие есть на самом деле, но размятые внятной сверхзадачей. Сюжет впустил их, непринужденно раздвинув рамки пьесы.

Актеры театральной студии «Жить на севере»
Юные актеры театральной студии «Жить на севере». Фото автора

А «Глобус» стал лауреатом за лучший спектакль для детей «Собаки», который уже удостоился попасть в реестр «Сто лучших спектаклей «Золотой маски»». Режиссер Константин Яковлев усилил трагедийное звучание повести «До свиданья, овраг!» и обострил психотравмы персонажей, каждый из которых проживает пронзительную историю сиротства, мечтает о собачьем рае и попадает туда после всех злоключений. Это вызывает бурную эмпатию у аудитории любого возраста, в частности, учит уму-разуму детей, умоляющих родителей подарить им собачку.

Раздача золотых яблок

Претензий «зачем им дали награду» не бывает, а вот обиды «почему не дали» постоянны, как и то, что «Парадиз» всегда проводился в ноябре. Такова участь подобных конкурсов, которые не могут угодить всем только потому, что эти «все» разные. «Парадиз-2025», спасибо компетентному жюри, отметил все наиболее значимые театральные события двух сезонов; раньше страсти кипели покруче.

Сравнительно недавно, в декабре 2019-го, театровед Оксана Ефременко возмущалась в журнале «Театръ», что при наличии в нашем городе ярких режиссерских имен жюри отказалось от номинации «лучший режиссер»: «Все это выглядит не как объективное коллегиальное решение, а как произвол группы допущенных к принятию решений людей». И таких наездов было не счесть; театральные журналисты обожали публиковать несоответствия своим ожиданиям.

Театр «Красный факел»

Шокирующий финал знаменитой пьесы придумали в «Красном факеле»

Лидия Сумникова, стоявшая у истоков «Парадиза», в недавнем прошлом заместитель председателя Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ, вспоминает, специально для этой статьи:

– Мы всегда проделывали очень большую работу – составить афишу, отсмотреть спектакли, пригласить жюри, продумать состав так, чтобы были люди профессиональные, но разного вкуса и возраста, учитывая при этом нашу внутреннюю политику. Но как бы мы ни старались, всегда были недовольные, и мы к этому привыкли, принимали как неизбежность и заранее были готовы к критике.

«Парадиз» теряет свой авторитет еще и потому, что для провинциальных театров расширяется общий театральный контекст. Путешествуя по гастролям и фестивалям, имея выход в мировую сеть, видя, каким может быть уровень организации и проведения событий, творцы делают сравнение не в пользу Новосибирска. Хотя художественный уровень лучших спектаклей столичным не уступает. Председатель новосибирского СТД Сергей Афанасьев, получивший награду «За честь и достоинство» и снижая пафос торжественного вскрытия конвертов, предложил относиться к «Парадизу» как к игре – взрослой, затратной, нервной – но игре. И то верно. Стоит ли рвать волосы из-за того, что остался без диплома. Впрочем, публично это не делал никто и никогда.

Что было, то прошло

А раньше… Совсем раньше, когда еще не было интернета, вокруг «Парадиза» кипели страсти не по-детски. Делались ставки на лауреатов, бурлили восторги от совпадения пристрастий, и после банкета, не отменяемого даже в лихие девяностые, праздник продолжался до утра.

Ежегодная театральная премия родилась в недрах местного отделения СТД  в 1987 году. Итоги подводились силами местных критиков, отмечались как скромный праздник в узком кругу. Лучший спектакль – «Комиссия» Михаила Резниковича в «Красном факеле», «Вся надежда» Вадима Цхакая в ТЮЗе – вот с чего начинался парад лауреатов. Скоро деньги кончились, как и у всей страны, а «Парадиз» продолжался, расширялся, менял форматы, неизменно сохраняя оскаровские замашки с нагнетанием интриги и надуванием щек при объявлении лауреатов. Обретал вселенские масштабы, проводился в театре оперы и балета, возвращался в Дом актера и даже изредка вручал денежные премии. Альтернативы ему так и не возникло, даже когда он брал паузу. В нынешнем году «Парадиз» проводился в 33-й раз, и легко подсчитать, сколько раз он отменялся по зависящим от обстоятельств причинам.

«Театр — это дело беспощадное, потому что нельзя обмануть себя, а значит, нельзя обмануть и зрителя»

«Театр — это дело беспощадное, потому что нельзя обмануть себя, а значит, нельзя обмануть и зрителя»

Обстоятельства непредсказуемы, но «Парадиз» обещает вернуться в свой законный ноябрь, то есть без малого через полгода вручить премии по итогам сезона 2024-2025. Ксения Гусева в беседе с автором этих строк дает напутствие:

– Премия обречена возрождаться и жить, потому что ей нет альтернатив. Она дает экспертную оценку под эгидой профессионального сообщества, организации, в чьем праве это делать никто не сомневается, – СТД РФ. Она дает стимул для работы артистов, подстегивает творческую конкуренцию в городе. Большего стимула, чем признание, в творческой среде действительно нет, сколько бы ни возвращались к разговору о деньгах как приложении к премиям.  Деньги уходят, остается только слава. И хорошо, что «Парадиз» ее укрепляет и фиксирует для истории.

Сезон 2024-25 выдался горячим. В одном только «Глобусе» состоялось десять премьер, одна лучше другой. Ближе к лету «Красный факел» выстрелил «Дорогой Еленой Сергеевной», а «Старый дом» ошарашил тем, как «С неба упали три яблока». И все они, не оглядываясь на компетентное жюри, знают, кто чего стоит и что за чем стоит.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter