Как регионам привлечь инвестиции в реновацию сетей ЖКХ?

Сложности обновления коммунальной инфраструктуры городов обсудили на межрегиональной конференции в Новосибирске представители власти и ресурсоснабжающих компаний. Государству и муниципалитетам нужно активнее работать на привлечение внебюджетных средств в отрасль, которая несет высокие риски для инвесторов – сошлись во мнении участники конференции. Энергокомпании со своей стороны высказали конкретные предложения.

Представители региональной и федеральной власти, эксперты, а также представители сразу трех отраслей – снабжения теплом, водой и электричеством — провели 27 мая в Новосибирске межрегиональную конференцию «Энергетика и ЖКХ. Реновация ресурсоснабжающей инфраструктуры городов». Участники обменялись мнениями о состоянии отраслей и актуальной информацией о возможностях государственной и частной поддержки инфраструктурных проектов.

В частности, до 1 апреля 2025 года регионы были обязаны заключить соглашение с федеральным центром на целевые субсидии для ремонтов объектов тепло-, электро- и водоснабжения. Для участия в проекте местные власти должны привлечь внебюджетные средства.

Директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Федяков выступил перед участниками. Фото: Михаил Периков

«На сегодня государство поставило перед регионами задачу привлечь внебюджетные источники финансирования в размере не менее 20% и утвердить инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций, которые предусматривают ежегодную замену не менее 2,5% от общего объема сетей теплоснабжения и водоотведения, ─ сообщил директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Федяков. ─ К 2030 году в России должно быть улучшено качество предоставления коммунальных услуг для 20 млн человек».

Среди основных проблем отрасли чиновник назвал недостаток инвестиций: процесс передачи объектов ЖКХ частным операторам идет медленно – мало заинтересованности как со стороны инвесторов, так и со стороны муниципалитетов.

Именно поэтому сегодня необходимо использовать новые действенные средства привлечения инвесторов для реконструкций коммунальных сетей, уверен заместитель директора департамента развития электроэнергетики министерства энергетики РФ Георгий Попов.

Заместитель директора департамента развития электроэнергетики министерства энергетики РФ Георгий Попов принял участие в мероприятии. Фото: Михаил Периков

По его информации, в среднем по стране объемы замены теплосетей существенно отстают от необходимого уровня.

«Сегодня наиболее перспективный инструмент для развития теплоснабжения — ценовые зоны. При таком раскладе инвестор получает гарантию от государства, что все деньги будут возвращены, но с учетом того, что тот качественно обновит в городе систему теплоснабжения. Жители получают тепло без перебоев, а муниципалитет — профессионального партнера. И вместо того, чтобы вручную контролировать работу систем теплоснабжения, город начинает управлять инвестициями», — подчеркивает Георгий Попов.

Кроме того, представители министерства напомнили о возможности, которую предоставляет государство регионам – списать две трети долга по бюджетным кредитам, если как минимум половину сэкономленных средств регионы будут тратить на новые инфраструктурные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Эффект от введения ценовых зон теплоснабжения прокомментировала директор по развитию теплового бизнеса Сибирской генерирующей компании (СГК) Лада Линкер.

Директор по развитию теплового бизнеса Сибирской генерирующей компании (СГК) Лада Линкер и генеральный директор АО «СГК-Новосибирск» Дмитрий Перязев поделились видением СГК по ключевым пунктам повестки мероприятия. Фото: Михаил Периков

«На сегодня в 14 городах и поселках на территории присутствия компании функционируют ценовые зоны теплоснабжения – это практически все крупнейшие населенных пункты, в которых компании группы СГК отвечают за теплоснабжение потребителей. Долгосрочные инвестпограммы позволили выйти на качественно иной объем вложений в развитие систем теплоснабжения. По сравнению с традиционным методом тарифным регулирования методом «затраты плюс» объем возможных вложений вырос более, чем в 4 раза», — рассказала Линкер. Суммарный плановый объем инвестиций СГК превышает 97 млрд руб. Почти половина этой суммы уже инвестирована по состоянию на конец 2024 года.

Например, в Красноярске в рамках программы мероприятий в ценовой зоне замещены 33 неэффективных котельных, нагрузка переведена на ТЭЦ, и снижение выбросов загрязняющих веществ составило более 7000 тонн в год.

В Новосибирской области, Кемеровской области, Алтайском крае компания делает упор на обновление существующих тепловых сетей и снижение износа — на эти цели инвестируется более 60% от общего планового объёма вложений.

Также СГК вкладывает в муниципальное имущество: заключено 27 концессионных соглашений, обязательства по которым превышают 30 млрд рублей. Соглашения выполнены более чем на треть.

При этом Лада Линкер признает недостаточность темпов обновления тепловой инфраструктуры и связывает это с ограничениями во времени ремонтов — 4 теплых месяца, жесткими рамками законодательства о закупках, а также с недостатком возможностей привлечения средств: «Ценовые зоны с одной стороны – инструмент универсальный, но наши инвестиционные возможности оценивались до изменения экономической ситуации. За последние три года мы столкнулись с существенным ростом цен на материалы, на топливо, необходимостью индексации зарплат. Чтобы обеспечить ранее заявленные объемы вложений, мы ищем возможности повышения эффективности, но для ускорения темпов обновления инфраструктуры нам нужны дополнительные источники».

Заместитель генерального директора ПАО «Т Плюс» Роман Яценко, обращаясь на конференции к федеральным властям попросил правительство РФ включить в программу модернизации коммунальной инфраструктуры собственное имущество компаний.

Лада Линкер уточнила, что частные компании пока не могут использовать выделяемые средства на проекты, реализуемые на собственном имуществе, но СГК надеется, что возможности использования этого инструмента будут расширены.
Проблемы в привлечении заемных средств для обновления коммунальной инфраструктуры обострились при текущей высокой ставке кредитования, констатировали участники конференции.

В электроэнергетике проблем не меньше, чем в теплоснабжении. Например, о том, что развитие инфраструктуры зачастую не успевает за ростом нагрузки на сети, ранее уже неоднократно заявлял директор филиала АО «Системный оператор Единой энергосистемы» «Региональное диспетчерское управление энергетической системы Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай» Дмитрий Махиборода. Так, например, по его словам, в Новосибирской области «системообразующая электрическая сеть 220 киловольт (кВ) и 500 кВ еще имеет запас для передачи больших потоков мощности. Но в то же время в распределительной электросети 110 кВ компании РЭС имеется оборудование, которое в настоящее время уже работает с предельной загрузкой».
Электроэнергетики подчеркнули, что дефицит не системный, а локальный, и компания «Россети» ведет работу по развитию инфраструктуры. При этом спикеры обратили внимание на возможности, которые в этой связи дает использование возобновляемой (солнечной) энергии

«Есть стереотип, что использование солнечной энергии дорого. Это не так. Дело уже не просто в экологической повестке, а в экономике. У солнечной электроэнергии себестоимость меньше, чем у других источников. Строятся солнечные станции гораздо быстрее, и высокая ключевая ставка в этом случае оказывает меньшее влияние на стоимость электроэнергии», — рассказал на конференции заместитель генерального директора АО «Новосибирскэнергосбыт» Александр Михайлишин, допуская возможность массового применения солнечных станций в мегаполисах.

В сфере водоснабжения также значителен износ сетей и их высока аварийность, что приводит к потерям воды и большому расходу электроэнергии при передаче воды, отметил директор по взаимодействию с федеральными и региональными органами государственной власти УК «Росводоканал» Сергей Кржановский.
«На сегодня более 70% объектов ЖКХ управляются МУПами или ГУПами — это значительно влияет на возможность привлечения инвестиций. Напрямую они зависят от бюджетного финансирования, которого сегодня не хватает. Считаю, что в текущих условиях концессия — самый оптимальный и эффективный механизм для решения поставленных задач», — сказал Сергей Кржановский.

Все присутствующие на конференции сошлись во мнении, что износ коммунальных сетей требует срочных мер и системных решений, которые бы помогли остановить старение инфраструктуры и способствовали ее эффективному обновлению. Стать участниками этих изменений должны все – государство, предоставляющее свои инструменты, местные власти, активно работающие над привлечением внебюджетных средств, а также частные инвесторы, нацеленные не только на извлечение прибыли, но и оказание качественных услуг в долговременной перспективе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter