Почему российский рынок облачных сервисов растет сегодня быстрее зарубежного?

Как развивается сегодня рынок российских облачных решений? Почему события последних лет стали для него катализатором и какие факторы оказывают сдерживающее влияние? Об этом, а также о том, в чем выигрыш бизнеса от использования облачных сервисов и как победить нехватку ИТ-специалистов, в интервью «Континенту Сибирь» рассказал директор по продуктам РТК-ЦОД (дочерняя компания Ростелекома), владелец продукта «Публичное облако» АЛЕКСАНДР ОБУХОВ.

— Александр, вы представляете компанию, предлагающую корпоративным клиентам облачные сервисы. Что они включают в себя, кроме традиционного хранения информации? Ведь у многих такие сервисы ассоциируются исключительно с облачным диском для сохранения данных и обмена файлами.

— Такая ассоциация возникает в связи с тем, что пользователи оценивают B2C (пользовательский) продукт. Мы же создаем облака, облачные сервисы для B2B (корпоративных коммерческих) и B2G (государственных) клиентов. Хранение данных там лишь один из нескольких десятков сервисов. Для наглядности давайте представим внутренний ИТ-комплекс среднестатистической компании: 1С-бухгалтерия, CRM-система, ERP-система, базы данных по подписке, сервер информационной безопасности, защита от DDoS-атак. Все такие информационные системы размещаются в наших облаках, то есть именно работают в облаке. В целом облачные сервисы делятся на три больших группы: IaaS (инфраструктура как сервис), PaaS (платформа за сервис) и SaaS (программа как сервис).

Справка. IaaS (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как сервис — аренда облачных мощностей для запуска собственных решений и IT-инфраструктуры организации;

PaaS (Platform as a Service) — платформа как сервис — аренда готовых и настроенных специализированных платформ для различных задач;

SaaS (Software as a Service) — программа как сервис — аренда готовых облачных программ для исполнения конкретных функций.

— Насколько востребованы сегодня в мире и в России сервисы на основе облачных технологий? Какую динамику показывает рынок?

— В 2022 году произошел приток клиентов в российские облака в связи с тем, что какие-то иностранные сервисы отказались работать в РФ, а какие-то отечественные компании сами решили, что не станут продолжать сотрудничество с зарубежными сервисами.

Объем российского рынка облаков за 2024 год составил, по оценке аналитического агентства «iKS-Consulting», 166 миллиардов рублей, зарубежный рынок — 800 миллиардов долларов. Это хорошие цифры для нашей страны, обеспеченные одним из самых высоких уровней цифровизации в мире.

На текущий момент темпы ежегодного роста облаков в мире составляют около 20%, а российский рынок уже долгое время сохраняет темпы порядка 30%. Но важно понимать, что мы по истечении нескольких лет практически с точностью повторяем судьбу западного рынка. Есть простой индикатор. Облачная выручка, как правило, включает сегменты IaaS и PaaS, и, если на зарубежном рынке это примерный паритет — по 50% инфраструктура и платформенные сервисы, то в России пока 30% за платформенными сервисами и 70% за инфраструктурой. Буквально пять лет назад перевес был еще больше — платформенным сервисам доставалось около 5–10% выручки, а инфраструктурным — 90–95%. Понемногу этот разрыв нивелируется, и, когда наступит баланс, будем считать, что мы повторяем успех зарубежного рынка.

— Какие еще факторы оказывают сегодня большое влияние на отечественный облачный рынок? Что стимулирует развитие, а что сдерживает?

— Как я уже сказал выше, в значительной степени прирост рынка предопределили события последних лет. Кардинальным образом изменилась ситуация вокруг информационной безопасности: начиная с того же 2022 года, количество атак на инфраструктуру российских предприятий и госорганов растет на сотни процентов. Мы сейчас имеем тысячи различного рода кибератак. Это косвенно тоже развивает облачный рынок, потому что сервисы информационной безопасности (ИБ) и средства, затраченные на ИБ, в том числе увеличивают и российский облачный рынок. Значительно выросла востребованность сервисов ИБ, таких как защита инфраструктуры от DDoS-атак, защита интернет-ресурсов компаний, безопасная почта и многое другое.

Сегодня мы с коллегами по отрасли предлагаем своим клиентам качественные современные сервисы, и компании все меньше опасаются за сохранность данных, переданных сервис-провайдерам, все чаще отказываются от содержания собственной ИТ-инфраструктуры.

Что сдерживает рынок? Как я выше сказал, нет паритета между платформенными и инфраструктурными сервисами. Это связано с более низким уровнем зрелости наших платформенных сервисов: они появились позже и, соответственно, позже начали завоевывать аудиторию. И пока паритет не достигнут, нам еще предстоит кристаллизовать наше предложение в части PaaS и приучить рынок им активно пользоваться.

Кроме того, отечественное оборудование, на котором строятся облака, сегодня дороже китайских аналогов. Западные не рассматриваем, это уже не имеет смысла. Китайский сервер дешевле, но мы в ряде проектов обязаны применять российское оборудование. Это приводит к увеличению затратной части и является определенным сдерживающим фактором.

Часто говорят о нарушениях в логистике, но это, можно сказать, мы победили за первые полгода-год после начала санкций. Сейчас налажены цепочки поставок. Да, они стали чуть длиннее, но не в разы.

РТК-ЦОД
РТК-ЦОД планирует сотрудничество с компаниями сегмента МСП. Фото предоставлено РТК-ЦОД

— В чем состоит выигрыш пользователей облачных сервисов: экономия затрат, повышение эффективности, что-то еще?

— Ключевой фактор — сокращение капитальных затрат. Нагрузка на инфраструктуру компаний носит, как правило, неравномерный характер. Например, в конце квартала или года вам для обсчета результатов деятельности за отчетный период будет в моменте требоваться существенно большее количество ресурсов. Если предположить, что вы под решение этих задач купите 10 серверов самостоятельно, скажем, на 10 миллионов рублей, то по завершении этого периода у вас эти серверы будут простаивать. В случае же использования облаков сервис-провайдера вы можете без таких вот потерь заказать у нас эти 10 серверов, ими попользоваться месяц-два и затем прекратить потребление услуги. Как следствие, вы более эффективно расходуете денежные средства при решении нерегулярных задач.

Либо, допустим, вы проверяете какую-то гипотезу, создаете некий цифровой продукт, и не уверены еще, с каким эффектом он выйдет на рынок. В случае, если это ваша инфраструктура, вы вновь должны будете приобрести какое-то количество оборудования для того, чтобы апробировать новую идею. Затем, если она вдруг не выстрелит, то вы останетесь с «железом», которое не будет приносить отдачу. Это неэффективное использование денежных средств. В нашем случае ровно та же ситуация: не получилось — отдали, получилось — можете продолжить у нас и дальше использовать ресурс или приобрести собственное оборудование.

Очень хороший кейс, один из наиболее популярных — использовать наши облака как тестовые среды. К ним обычно меньшие требования по информационной безопасности, в том числе могут быть пониженные требования по быстродействию и многому другому.

На сегодня внутреннее ИТ для большинства компаний или госорганов — непрофильное направление деятельности. Собственно, это не профиль для всех, кто не является ИТ-компанией. Например, мебельной фабрике или хлебозаводу нужно концентрироваться на том, чтобы делать хорошие шкафы или качественно выпекать хлеб и не иметь у себя пул специалистов по виртуализации, эксплуатации, трех уровней технической поддержки, специалистов по информационной безопасности и многих других. Можно насчитать несколько десятков направлений работы, где нужны разного рода ИТ-специалисты, и для того, чтобы это все делать in-house (на своей территории), вы должны иметь их в штате и быть уверенными в их компетенции. А зачем, если можно воспользоваться услугами профессионального сервис-провайдера?

Здесь речь еще и про эффективность работы. Сейчас много компаний пользуются услугами бухгалтера, который не находится в штате. Такой специалист спокойно ведет 5–7 предприятий. Получается, что по старой модели этот бухгалтер, который обязательно был в штате компании, какое-то время простаивал. Та же история с клинингом и много еще с чем — уже всем понятно, что подобные непрофильные функции лучше отдавать на аутсорсинг.

Плюс есть еще такое понятие «переподписки». Это когда мы 100 условных серверов продаем более чем 100 клиентам. Простой пример на базе территории нашей страны: Восток начал работать, Запад еще спит, потом ситуация меняется. Поэтому один и тот же процессор в разное время суток могут использовать предприятия дальневосточного и центрального регионов. Получается, что мы эксплуатируем свои ресурсы на 100% и более. От этого наша финансовая эффективность выше, и мы можем предоставить вам нужные сервисы и услуги дешевле, чем когда вы это реализуете самостоятельно.

— Облачные продукты вашей компании — это предложение для крупного бизнеса? Кто ваши клиенты сегодня и в будущем? Есть примеры взаимодействия с государственным сектором?

— Наши ключевые клиенты сейчас ─ крупные корпоративные клиенты и госорганы. Да, мы действительно пока не имеем полноценного предложения для сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП), но идем в эту сторону. Некоторое время назад в «Публичном облаке» предоставлялась только инфраструктура как сервис, но в 2023 году мы существенно переработали наш флагманский продукт.

На витрине облака теперь размещено уже порядка 50 платформенных и софтверных (программных) сервисов. Принято считать, что сегмент МСП как раз потребляет именно софтверные сервисы. Ему неинтересно самому настраивать базу данных: выдали логин, пароль — здесь твоя почта, еще один логин, пароль — здесь твоя CRM. Все готово, никаких настроек серверов. Он не думает о виртуализации, операционных системах и так далее. В общем, постепенно мы движемся и в сторону сегмента МСП.

Это особенно важно для Новосибирской области, где высока доля участия МСП в экономике региона. Мы, кстати сказать, начали около 12 лет назад делать свое облако одними из первых среди телеком-операторов в стране. И первая площадка за пределами Москвы была открыта именно в Новосибирске. Как и первый коммерческий центр обработки данных (ЦОД) за пределами центрального региона тоже был построен в Новосибирске. Этот регион важен для нас, он у нас в фокусе внимания, тем более что здесь в секторе МСП представлено много высокотехнологичных компаний.

— Есть расхожее мнение о том, что передача части бизнес-процессов на аутсорсинг увеличивает потенциальные риски для информационной безопасности. Как решаются эти вопросы на вашей облачной платформе?

— Это популярное заблуждение. Экспертиза специалиста по информационной безопасности прямо пропорциональна количеству атак, которые он отразил и с которыми столкнулся. Не прочел в интернете, а именно пощупал руками. Как я ранее сказал, у нас один из факторов быстрого развития облаков ─ это то, что ИТ-инфраструктуру нашей страны просто бесконечно атакуют. Те специалисты, которые приходят к нам на работу, получают такой колоссальный опыт, который можно получить в очень немногих компаниях. Наши службы ИБ инвестируют серьезные средства в киберзащиту, потому что мы отвечаем как финансами, так и своей репутацией перед нашими клиентами. А какова вероятность того, что региональное предприятие сможет привлечь специалиста с опытом, достаточным для отражения всех тех угроз, которые сейчас существуют? Думаю, у центров федеральных округов шансы достаточно велики, но в ряде регионов это сделать крайне сложно.

Опять же, у нас есть регуляторы, которые контролируют готовность наших виртуальных сред. Есть целый ряд стандартов в сфере информационной безопасности. Мы получаем эти сертификаты, регулярно проходим предсертификационные аудиты и многое другое. Для предприятия же это все — дополнительная непрофильная нагрузка.

Александр Обухов
Александр Обухов призвал российские компании не заниматься непрофильной IT-деятельностью. Фото предоставлено РТК-ЦОД

— Какие облачные программные продукты наиболее востребованы и почему? Используете ли вы возможности ИИ, в каких продуктах?  

 — Наиболее востребованный продукт именно в нашем облаке, по статистике, это база данных как сервис, контейнерная виртуализация и, конечно же, сервисы информационной безопасности, которые я уже неоднократно перечислял. Искусственный интеллект я бы отнес к наиболее перспективным направлениям. Пока же есть статистика иностранных консалтеров, что за рубежом порядка 40% компаний уже используют искусственный интеллект в деятельности, 30% экспериментируют и 20% планируют. В общем, 90% участников рынка у них так или иначе с искусственным интеллектом взаимодействуют. У нас пока около 50% компаний, у кого есть сейчас осознанное соприкосновение с ИИ, чтобы встраивать его в свои техпроцессы.

— На фоне всеобщего кадрового кризиса как обстоят дела с укомплектованностью профессионалами в вашей узкоспециализированной отрасли? 

— Сейчас принято много говорить о нехватке инженеров, ИТ-специалистов, программистов. Если предприятия перестанут у себя реализовывать самостоятельно все элементы внутреннего ИТ, а эти функции заберут на себя такие компании, как наша, то, я считаю, можно существенно снизить нехватку ИТ-специалистов.

Недостаток в кадрах у нас тоже есть, но не критичный — уровень сервиса мы выдерживаем: и для госорганов, которые сейчас еще более требовательны, чем рынок, и для B2B-сегмента. Из широкого профиля специалистов делаем узконаправленных в хорошем смысле. Пару лет назад одна из наших дочерних структур создала курс для вузов. Сейчас уже около 30 вузов встроили его в свою программу для айтишников, — теперь это отдельный предмет, который попадает в диплом. Получается, что мы теперь со студенческой скамьи растим себе кадры. У нас есть также хороший опыт «переопыления» — мы периодически получаем кадры из лидирующих ИТ-компаний страны.

Ростелеком-ЦОД
rt-dc.ru
+7 (495) 645-68-89
info@rt-dc.ru
АО “Центр Хранения Данных”
г. Москва, Ленинградский пр-т., д. 35, стр.1

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter