Алексей Москаленко
Президент ассоциации представителей электронной торговли (АПЭТ)

Кто такие «патентные тролли» и как от них защищаться?

За последний год на маркетплейсах стали активно «плодиться» «патентные тролли». Их число постоянно растет, а число их требований к селлерам постоянно увеличивается. Что поспособствовало возникновению «патентных троллей» и можно ли им как-то противостоять — в моей колонке.

Кто такие «патентные тролли»? Это компании или лица, которые регистрируют права на бренд (или обозначения, элементы) с целью последующего предъявления исков селлерам за нарушение этих патентов. Чаще всего сами они ничего не производят и не продают, а зарабатывают на злоупотреблении правом, по сути — шантаже.

Как они вредят селлерам? На маркетплейсах они рассылают претензии другим предпринимателям не столько с целью заблокировать карточки конкурентов, сколько получить откуп за то, чтобы этого не делать. Ведь в случае блокировки карточки по таким основаниям селлер теряет возможность продавать свой товар на маркетплейсе, а также вынужден вывезти всю партию за свой счет. Это обходится в сотни тысяч рублей, а некоторые предприниматели такого удара вынести не могут. И поэтому платят, подкармливают троллей.

Почему на маркетплейсах случился бум «патентных троллей»? Регулирование в сфере электронной торговли привело к вполне закономерному шагу — обязать маркетплейсы блокировать тех, кто нарушает интеллектуальные права. Поначалу цифровой арбитраж помогал вычищать нечестных участников рынка. Но, увы, ситуацией стали пользоваться и в корыстных целях. На маркетплейсах получается нажиться таким людям из-за остановки продаж. Хотя в розничной торговле при нарушении продажи останавливаются только по решению суда.

Как противостоять «патентным троллям»? Я категорически против того, чтобы идти на уступки, порождая вседозволенность у подобных лиц. Крайне рекомендую всем селлерам, которые решают выстраивать свой бизнес в электронной торговле, регистрировать свои права на товарный знак и даже на оформление карточек товаров. Это затраты, но они несопоставимо меньше сумм, которые от вас потребуют. К тому же уже доказано, что к брендам у покупателей доверия больше, поэтому так вы еще можете повлиять на свои продажи.

Что подлежит регистрации на маркетплейсах? Кроме обязательных имени своего бренда и логотипа, продавцам необходимо внимательно отнестись к подбору самого товара, уникальности дизайна и названия — правообладатели (в этот раз не тролли) также могут наложить запрет на продажи и потребовать штраф. Иногда это могут быть девайсы из Китая, производитель которых решил выйти на российский рынок. Нюансов столь много, что каждый конкретный случай требует тщательного изучения. В самой карточке товаров тоже необходимо зафиксировать за собой изображения, описание и другие элементы

Как разобраться, как и что регистрировать именно мне? В этом вопросе важен обмен опытом. На наш взгляд, важно делиться с резидентами дорожной картой по оформлению всех прав, наличие которых будет защищать от всех подобных посягательств. Мы получили от предпринимателей несколько десятков вопросов и совсем недавно провели подробный вебинар на эту тему с патентным поверенным, руководителем патентного бюро «АйПротект» Владиславом Проскурой. А так рекомендация простая: пожалуйста, обращайтесь к специалистам, которые проанализируют вашу нишу, выдадут список действий именно для вас и по согласованию сделают остальные работы.

Теперь так будет всегда? От «патентных троллей» уже не избавиться? К сожалению, в моменте эту системную проблему не решить. Но мы намерены выйти с законодательной инициативой, которая повлияет на ситуацию. Сейчас мы собираем кейсы селлеров, столкнувшихся с претензиями от «конкурентов», в качестве доказательств неправомерности действий адресанта. И параллельно готовим остальные материалы для рассмотрения вышестоящими инстанциями. Так что если вы селлер и готовы поделиться своей историей, пожалуйста, отправляйте ее в АПЭТ, она нам поможет.

Может ли ассоциация быть защитником от «патентных троллей»? Мы понимаем, какую опасность представляют «патентные тролли», некоторые из наших селлеров уже «обожглись», либо проигнорировав обращение от маркетплейса, либо на эмоциях переведя деньги. Теперь всем рекомендуем: если что-то непонятно, целесообразнее сначала обращаться в ассоциацию, не проявлять лишнюю инициативу.

По нашему опыту, важно вести диалоги в спорных ситуациях и уводить ситуацию в плоскость цифрового арбитража на маркетплейсах. Цель такого общения — доказать, что селлер не нарушил в действительности ничьих авторских прав, что он не должен платить деньги, а его карточки не должны блокироваться. А потом выводить «тролля» в суд, где у него практически нет шансов на победу.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter