В текущей экономической ситуации такой инструмент, как факторинг, особенно актуален для бизнеса. О том, какие возможности он дает и как им грамотно пользоваться, рассказали представители Альфа-Банка в ходе бутикового ужина для представителей бизнеса, прошедшего в новосибирском ресторане La Maison.
По словам регионального управляющего Альфа-Банка в Новосибирске Андрея Фишера, рынок кредитования сейчас переживает непростые времена — многие предприниматели испытывают трудности с доступом к финансированию, однако там, где есть ограничения, появляются новые возможности. Альтернативой классическому кредитованию выступает факторинг, который позволяет быстро и без проволочек получить деньги за товары и услуги, исключая риски неплатежей покупателей и в дальнейшем улучшая финансовое состояние компании.

Наглядной иллюстрацией потенциала факторинга служат цифры, озвученные банком. Начальник отдела продаж факторинга среднему бизнесу Альфа-Банка Юлия Чебыкина рассказала о том, что, по оценкам Ассоциации факторинговых компаний (АФК), по состоянию на 1 января 2025 года общий факторинговый портфель в России составил 2,9 трлн рублей. При этом Альфа-Банку удалось занять второе место, достигнув 20%-ной доли рынка по величине портфеля.
Общий объем факторингового портфеля Альфа-Банка по итогам 2024 года составил 588 млрд рублей, и показатели банка росли с опережающей рынок скоростью.
«Мы выросли на 61% в то время, как рынок в целом увеличился на 31%», — подчеркнула Юлия Чебыкина.

Кроме того, Альфа-Банк вошел в Топ-5 по количеству клиентов в сфере факторинга, также продемонстрировав значительную скорость роста по сравнению со средней по стране: 42% против 25%. При этом важно, что в этом показателе нет явной зависимости от отдельно взятой отрасли. Несмотря на то что в целом на рынке факторинга большую долю занимает добывающая промышленность, в Альфа-Банке факторинг пользовался популярностью у организаций самых разных отраслей: от промышленных предприятий и автомобильных дилеров до торговых компаний — ритейлеров, маркетплейсов и сельского хозяйства.
Сегодня факторинг для многих компаний становится «спасательным кругом», так как для продавцов ускоряет процесс получения собственной выручки, а покупателям помогает находить ресурсы для расчета со своими поставщиками в срок и выполнять обязательства перед клиентами. При этом факторинг — это не кредит, а финансовая услуга, которая не влияет на долговую нагрузку компании. Для получения не требуются залог и перевод кредитовых оборотов в банк.
На рынке наиболее распространены классический и агентский факторинг. В классическом участвуют три стороны: поставщик, покупатель и факторинговая сторона — Альфа-Банк. Поставщик передает сведения о контракте и поставках в Альфа-Банк, и банк перечисляет ему до 100% от суммы поставки. Рассчитывается за поставку и возвращает деньги банку уже покупатель, который переводит средства в счет задолженности поставщика. При этом в случае форс-мажора предоставляется льготный период ожидания, позволяющий поставщику решить вопрос оплаты без штрафных санкций и последствий для кредитной истории.
При агентском факторинге банк устанавливает лимит финансирования на покупателя, заключает с ним договор и далее по поручениям клиента проводит оплаты его поставщикам и контрагентам. Договоры с поставщиками не заключаются, а комиссию банку оплачивает покупатель. За возврат денег банку также ответственен покупатель, срок погашения задолженности может достигать года.

Дополнительно Юлия Чебыкина привела примеры, когда клиенты получали финансирование в объеме, который не мог предоставить классический кредит. И наоборот, когда при одобренном кредите банк предлагал сумму по агентскому факторингу, избавляя клиента от дополнительной долговой нагрузки.
Спикер также рассказала о цифровых решениях, которые позволили достичь высоких показателей по итогам 2024 года. В частности, о том, что банк сократил скорость принятия решения по факторингу до 1 дня для клиентов, работающих с покупателями из перечня крупнейших компаний страны. Кроме того, упрощены условия оформления — весь процесс происходит онлайн, включая подписание документов, настроен умный скоринг, и постоянно развиваются возможности сервиса проактивного факторинга. Данная услуга позволяет клиентам получать финансирование в течение 15 минут и без ожидания сверки данных с покупателем.
Несмотря на то что бизнес знает о существовании факторинга, многие компании пока не знакомы с тем, как его применить в своей деятельности. В ходе мероприятия гости активно интересовались возможностями реализации проектов для своего бизнеса и получили полные разъяснения по каждому запросу.
Мероприятие позволило расширить понимание факторинга для участников ужина. Также своими впечатлениями с присутствующими поделились действующие клиенты банка, использующие факторинг в своей деятельности.
Одним из них было ООО «Сибирское стекло» — один из крупнейших производителей бесцветной и цветной стеклотары, входящий в РАТМ Холдинг.
В «Сибирском стекле» констатировали, что доля поступлений от продажи стеклотары с использованием факторинговых операций составляет более 50%. Во многом это обусловлено спецификой взаимодействия контрагентов в цепочках поставок. Торговые сети требуют, чтобы производители напитков предоставляли им длительные отсрочки платежей за отгруженную продукцию. В свою очередь, те увеличивают сроки расчетов уже со своими поставщиками, в том числе изготовителями стеклянной упаковки. Реальному сектору необходимо пополнять оборотные средства, чтобы иметь ресурсы для выпуска товаров.
«Мы прибегаем к агентскому факторингу и благодаря данному инструменту своевременно рассчитываемся за сырье и услуги, таким образом, эффективно распоряжаемся средствами для решения актуальных задач. Наша компания, которая одновременно является покупателем и продавцом, планирует и в дальнейшем обращаться к факторингу, поскольку это удобный механизм управления дебиторской и кредиторской задолженностью», — отметила директор по финансам ООО «Сибирское стекло» Екатерина Нестеренко.
Важной частью делового вечера стало выступление Александра Оглезнева, начальника управления продаж факторинга крупному бизнесу Альфа-Банка, который рассказал о самых нестандартных проектах и реализованных индивидуальных сделках в сегменте крупного бизнеса. Эксперт поделился принципами работы Альфа-Банка, отметив, что банк целенаправленно отказался от стандартного восприятия факторинга как инструмента простого финансирования оборотного капитала: «Сегодня факторинг в Альфа-Банке — это глубокая интеграция финансового сервиса и консалтинга: в каждой сделке используются элементы хеджирования валютных, процентных и товарных рисков, внедряются механизмы динамического дисконта и технологические решения для автоматизации операций».
Кроме того, Александр отметил, что в работе над проектами участвуют не только специалисты по факторингу, но и команды риск-менеджмента, корпоративных финансистов, налоговых консультантов и разработчиков IT-решений. Такой межфункциональный подход позволяет разрабатывать индивидуальную архитектуру сделок, адаптированную к специфике бизнеса клиента и его отраслевым рискам.
«Мы не ограничиваемся рамками классического продукта, — подчеркнул Александр. — Для нас факторинг — это платформа для решения комплексных задач клиента, включая оптимизацию структуры обязательств, повышение ликвидности и снижение операционных рисков. Мы готовы принимать вызовы, выходящие за стандартные рамки, и создаем решения, которых еще нет на рынке».
Альфа-Банк развивает факторинг не просто как инструмент финансирования, а как стратегический сервис для поддержки бизнеса в условиях растущей экономической неопределенности. Выступление экспертов банка — Александра и Юлии — в очередной раз подтвердило то, что банк способен не только адаптироваться к меняющимся реалиям, но и опережать их, предлагая клиентам решения будущего уже сегодня.
Узнать больше об использовании факторинга конкретно для вашего бизнеса можно у специалистов Альфа-Банка.
АО «Альфа-Банк»
https://alfabank.ru/corporate/credit/factoring/
18+
Реклама