Премьера спектакля «Жизнь за други своя» (12+), посвященного событиям специальной военной операции, состоялась в Новосибирском драматическом театре «Советский» в середине апреля. Как отреагировал зритель на такую нелегкую постановку? Как прошли три премьерных дня? Об этом — в интервью художественного руководителя театра АНАТОЛИЯ КУБАНОВА и режиссера-постановщика спектакля АНДРЕЯ ВОРОБЬЁВА.
— Анатолий Анатольевич, каковы ваши первые ощущения после премьеры?
Анатолий Кубанов: — Премьера имела большой успех, мы искренне рады, что наши уважаемые зрители так горячо, так сердечно приветствовали актеров, а также сам спектакль. Мы понимаем, что овации, которые звучали после него, — это в первую очередь дань уважения нашей доблестной армии, сражающейся сейчас в зоне специальной военной операции (СВО), и память героям, которые отстаивают нашу страну, защищают нас с вами.

— Когда возникла идея такого спектакля?
А. К.: — К самой постановочной работе мы приступили задолго. С 2022 года НДТ «Советский» уже откликался на специальную военную операцию. Наш театр последовательно отстаивает идеалы патриотизма. Так, в 2022 году был выпущен замечательный спектакль «Рапсодия Победы», который основывался на материалах Великой Отечественной войны — на дневниках, на письмах фронтовиков, деятелей культуры, которые сражались в годы ВОВ на Украине.
«Рапсодия Победы» (12+) — спектакль-концерт о фронтовых труппах артистов, которые своим трудом поддерживали боевой дух армии во время Великой Отечественной войны. Спектакль поставлен педагогом, режиссером и актером Андреем Бутриным. В 2024 году спектакль-концерт «Расподия Победы» (12+) награжден премией Министерства обороны Российской Федерации в сфере культуры и искусства в номинации «Театральное искусство».
А. К.: — Конечно, в «Рапсодии Победы» (12+) было много отсылок, много аллюзий на сегодняшние события. Но все это время мы желали поставить спектакль по тому, что происходит сегодня.
— Как появился сценарий к спектаклю «Жизнь за други своя» (12+)?
А. К.: — Мы перебрали большое количество драматургического материала. Здесь нам на помощь пришли наши друзья из государственного фонда «Защитники Отечества», которые выпустили в прошлом году замечательный сборник очерков, воспоминаний, рассказов участников СВО под редакцией прекрасного русского писателя Захара Прилепина.
Конечно, военная фронтовая документалистика требовала очень тщательного подхода с точки зрения драматургической обработки.
Здесь мы очень признательны большому театральному мастеру Андрею Воробьёву. Он подготовил инсценировку, выступил режиссером-постановщиком спектакля. По сути, он написал полноценную, полновесную пьесу. Спектакль «Жизнь за други своя» (12+) — это признание в любви к нашей родной армии и к тем героям, которые уже ушли в вечность. Спектакль в финале вышел очень красивый, осмысленный, возвышенно трагический и в то же время вдохновляющий, усиливающий веру в то, что смерти нет, и победа будет за нами. Это, конечно, откликнулось в душах наших зрителей, и они всякий раз очень тепло, со слезами не отпускают актеров со сцены.
— Годы, которые описывает спектакль, — это наше время, начиная с февраля 2022 года. Значит, костюмы и декорации тоже современные?
А. К.: — «Жизнь за други своя» (12+) — это спектакль про то, что происходит здесь и сейчас. В этой работе Андрей Воробьёв, наши художники по костюму, свету и звуку создают такой мир, когда ты понимаешь, что да, ничего не прибавить и не убавить. Спектакль представлен очень поэтично, в то же время сразу попадает в те большие русские военные традиции. «Солдаты», «мамы», «ящики из-под снарядов», «очень тонкая партитура света», «изысканные мизансцены» — все это указывает на то, что Андрею Воробьёву и нашему театру удалось в едином художественном ключе развязать и историю, и актерскую игру, и декоративную, художественную и оформительную части. Все это выглядит гармонично и убедительно.
— Как обрабатывались воспоминания, письма из сборника? Насколько кропотливой была работа?
Андрей Воробьёв: — При работе над сценарием нам нужно было преобразовать многочисленные художественные рассказы, воспоминания — то есть все, что есть в литературной форме, — в театральную форму. Работа действительно стала кропотливой: где-то приходилось менять конструкцию предложений, чтобы это напоминало разговорную речь, диалог. Где-то приходилось работать над слогом, где-то композиционно пристраивать один рассказ к другому, некоторые переходные сцены я написал сам, чтобы получилась единая композиция. Работа довольно трудная, но приятная. Как только пришло решение поместить бойцов в пространство между небом и землей, мне показалось, что это действенное решение, верное и точное. После этого работа стала приятной и радостной.

— А как у вас вообще появилась идея работать над таким сценарием?
А. В.: — Идею мне предложил Анатолий Анатольевич Кубанов. Я сначала, честно признаюсь, опешил: как я могу на такие серьезные темы говорить. А потом подумал: во-первых, это интересно, во-вторых, мы все люди, мы все граждане нашей страны. У нас есть долг, и сегодня он в строчках «Один у пушки встал, а этот у пера». Мы все живем в условиях боевых действий, и каждый из нас так или иначе должен сделать свой вклад в общее дело, в общую победу. Мы начали искать материалы, так и началась работа.
— Какая мизансцена была лично для вас точкой силы в этом спектакле?
А. В.: — В спектакле четыре бойца громогласно, раскатисто произносят строчки Максима Горького «Вечер был. Торопливо катит воды свои мутный Днепр…», и я понимаю, что это русская земля, наша с вами, богатая ресурсами и красотой. Сейчас из политических сводок и новостей вокруг нашей родной земли идет какое-то торгашество на крови, на костях за нашу родную землю. И во время того, как бойцы читают эти строки, идет парень по помосту, между небом и землей, между тем, что ему надо выполнить свой долг, между тем, что он невероятно скучает по маме… В этой же сцене есть третий план — мать, это наше женское начало, она стоит, она просит, она молится. Это самая первая мизансцена спектакля, которая задает ритм, градус дальнейшим действиям. Пожалуй, эта сцена самая сильная.
— Что для вас неприемлемо с точки зрения эстетики в спектакле?
А. В.: — Военные действия всегда очень сложно перенести на сцену театра, это не кино, в котором мы будем показывать ужасы войны. Кровь, пот, грязь, слякоть, страх. В театре, как мне кажется, делать этого нельзя. Если притворяться, как будто мы стреляем из автоматов или летим в самолете, то это может превратиться в детскую игру. Мне хотелось, чтобы в спектакле была жизнь — концентрация на эмоциях и чувствах людей, которые там были, что они испытывали, когда воевали.
— Какой ваш главный вывод о спектакле после проделанной работы?
А. В.: — Каждая работа учит чему-то новому. В театре для того, чтобы достичь по-настоящему интересных результатов, зачастую нужно не столько аккумулировать опыт, пользоваться наработанными приемами и принципами, сколько уметь освободиться от штампов, быть чистым, открытым. Я учился этому. Учился больше доверять людям, которые окружают, — актерам, звукорежиссеру, художнику по свету, художнику по костюмам, завпосту, бренд-директору, художественному руководителю, наконец. Собственное восприятие зачастую бывает необъективным, ошибочным. Не грех с людьми и поговорить, обсудить. Не будем забывать, повторюсь, что театр — коллективное дело. Успех спектакля неотделим от вклада абсолютно всех и каждого.
Новосибирский драматический театр «Советский»
Новосибирск, ул. Серебренниковская, 35
Тел. +7 (383) 222-44-85
https://novdt.ru/
https://vk.com/dramteatr_nsk
https://t.me/dramteatr_nskГАУК НСО «НДТ», 630007, г. Новосибирск,
ул. Коммунистическая, 3
Реклама 6+