Голоса отзвучали, но как это забыть? Музыкальная общественность Новосибирска подводит итоги фестиваля Василисы Бержанской

В Новосибирске завершился Первый международный сибирский оперный фестиваль Василисы Бержанской, оставив у публики многозначное послевкусие. Как и прогнозировал ранее «Континент Сибирь», одни фестивальные концерты вызвали восхищение зрителей, иные события оказались «сюрпризом» и привели в недоумение профессионалов и ценителей оперного искусства. Но завершающий гала-концерт в любом случае стал настоящим праздником оперы.

18 марта в Новосибирске прозвучали финальные аккорды Первого международного сибирского оперного фестиваля. И хотя с момента его закрытия прошло больше двух недель, наиболее активная часть зрительской аудитории, а также деятели культуры и искусства, в том числе профессиональные музыканты, продолжают обсуждать фестивальные события и пока не находят общего знаменателя в оценке всего произошедшего.

Основательницей и идейным вдохновителем, а также главным медийным лицом фестиваля выступила известная оперная певица Василиса Бержанская. Мероприятие получило поддержку правительства Новосибирской области и проходило под патронажем губернатора Андрея Травникова, посетившего почти все фестивальные концерты. Вопреки сложившемуся порядку вещей, главным организатором столь масштабного оперного события выступил не театр оперы и балета, а Новосибирская филармония.

Фестивальная арифметика проста: пять концертов, три из которых на главной филармонической площадке региона — в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца, один — в Большом зале Новосибирской консерватории в рамках образовательной программы (видеозапись концерта размещена в свободном доступе), а также впечатляющий финал — гала-концерт с участием оперных звезд.

В рамках одного из пресс-подходов, посвященных событиям фестиваля, генеральный директор Новосибирской филармонии Анна Терешкова отметила: «Видите, для нашего оперного фестиваля уже мало одной только филармонии. Мы осваиваем новые территории, например, оперный театр». Действительно, концерт-закрытие состоялся на сцене «Сибирского колизея» (некоторые авторы считают такое наименование неуместным, предлагая интересную альтернативу). Несколько экспансионистское высказывание Анны Терешковой отчасти сгладила продюсер фестиваля, руководитель театральной компании «Гамма» Анастасия Журавлева: «Вспомните, когда еще такое было, чтобы сразу несколько культурных институций Новосибирска объединились вокруг одного музыкального события: и филармония, и оперный театр, и консерватория, и музыкальный колледж, и так далее. Василиса Бержанская всех объединяет».

Финальный гала-концерт, как и полагается, был ярким, масштабным и запоминающимся. На сцене вместе с основательницей фестиваля блистали прославленный бас Ильдар Абдразаков и известный итальянский тенор Витторио Григоло, который только начал завоевывать российскую публику и стал для новосибирцев весьма неординарным (хотя и не бесспорным) открытием. Его экзальтированная и нарочито трагедийная манера исполнения, в частности, партий Хозе и Неморино, порой затмевала саму музыку, впрочем, не помешала зрительному залу, особенно прекрасной его половине, осыпать певца восторгами обожания. Что же касается Ильдара Абдразакова, то он, кажется, чувствовал себя одинаково спокойно и убедительно как в совершенно непохожих одна на другую ариях Гремина, Эскамильо, Мефистофеля, так и в исполненной напоследок «Вдоль по Питерской».

В Новосибирске завершился оперный фестиваль Василисы Бержанской, оставив у публики многозначное послевкусие. Одни фестивальные концерты вызвали восторг зрителей, иные события оказались «сюрпризом». Но завершающий гала-концерт в любом случае стал настоящим праздником оперы.Оперный фестиваль Василисы Бержанской
Фото из ТГ-канала Новосибирской филармонии

Концерт украсило пение гостей из дружественных государств — ведущей солистки театра «Астана Опера» Салтанат Ахметовой, а также узбекского и каракалпакского оперного певца Женисбека Пиязова. Мастера сцены продемонстрировали новосибирской публике уверенное владение разнообразным репертуаром от Моцарта до Рахманинова. Зрители с особой благодарностью встретили соответственно арию Розины и каватину Алеко в их исполнении.

Симфонический оркестр НОВАТа в этот вечер было просто не узнать. С первых же звуков увертюры к опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, открывшей гала-концерт, стало ясно, что за дирижерским пультом — маэстро из Европы. Деликатность в расстановке динамических оттенков, аккуратная, даже несколько опасливая сглаженность штрихов у струнных смычковых, изысканность расстановки акцентов и изящная сдержанность, можно сказать, «матовость» общего оркестрового звучания озадачили профессиональную часть публики в представленном исполнении русской музыки конца XIX столетия.

Даже музыкальная стилистика Римского-Корсакова с его эстетски-импрессионистическим тяготением к волшебно-прекрасному всё же не лишена «корневой» русской разухабистости и тяжеловесности, конфликтной противоречивости и фатальной амбивалентности, особенно в случае с «Царской невестой». Всё перечисленное было начисто упразднено молодым итальянским дирижером Пьетро Маццетти из музыкальной «плоти и крови» исполненной увертюры. Впрочем, нельзя исключать и того, что отечественная традиция исполнения подобных произведений отчасти скована их стереотипным восприятием, а итальянский маэстро, окинув свежим взглядом непривычный для себя репертуар, высветил новые грани оперно-симфонического творчества знаменитого русского композитора. В любом случае с уверенностью можно сказать, что присущая Пьетро Маццетти музыкальная изысканность позволила блестяще исполнить концертную программу этого вечера, в особенности ее западноевропейскую часть. И публика по достоинству высоко оценила дарование дирижера, а также дружно вместе с Василисой Бержанской спела традиционное «Happy birthday», ведь на сцене новосибирской оперы Пьетро Маццетти встретил свой двадцать восьмой день рожденья.

Многие зрители, а среди них и профессиональные музыканты, очень ждали результатов образовательной программы фестиваля, ведь Василиса Бержанская неоднократно анонсировала выход лучшего выпускника или выпускницы учебного трека на сцену новосибирской оперы в завершающем гала-концерте. В итоге количественные ожидания были оправданы с лихвой, так как в финальном концерте приняли участие не один, а сразу два воспитанника образовательного трека: молодая, но уже успешная певица Екатерина Бегунович и совсем еще юный студент-вокалист Элман Ханмурадов. Было ли достойным качество исполнения, продемонстрированное молодыми певцами? Скажем об этом чуть ниже, но сначала пара слов об учебной программе.

Сам по себе учебный трек, конечно, заслуживает особого внимания. Основательница фестиваля находится на взлете своей международной певческой карьеры, что, видимо, и позволило ей пригласить в качестве преподавателей лучших оперных коучей России, а также ведущих специалистов из-за рубежа. К счастью, мастер-классы образовательной программы стали достоянием общественности, их видеозаписи опубликованы в сети Интернет. По правде говоря, от просмотра некоторых образовательных событий просто невозможно оторваться. Так, с первых же минут захватывает разговор с молодыми певцами Дмитрия Вдовина. Руководитель оперной программы Большого театра России подкупает честностью и прямотой своего рассказа о состоянии мирового и российского «рынка вокальных услуг» и царящей там жесточайшей конкуренции.

Но настоящей жемчужиной образовательной программы стал мастер-класс профессора Гнесинки Рузанны Лисициан. Ее уже давно никто не презентует как одну из двух дочерей (вместе с сестрой Кариной они составляли феноменальный по слаженности вокальный дуэт) легендарного советского оперного певца, солиста Большого театра Павла Лисициана. Рузанна Павловна — воплощенная легенда русской вокальной школы и музыкальной педагогики. Ее отличают великолепное владение материалом, чуткий глаз и острейший слух, мгновенно реагирующий на ошибки молодых музыкантов, а также в высшей степени спокойно-корректный подход к исправлению недочетов для пользы молодого певца, а не во имя самоутверждения преподавателя. И, конечно, неуклонная принципиальность, здоровый педантизм, дотошность и скрупулезность в отработке мельчайших вокально-технических, эмоциональных и смысловых нюансов исполняемой партии. В этом несравненный профессиональный стиль Рузанны Лисициан.

Цветы Василисе Бержанской вручает губернатор Новосибирской области Андрей Травников
Цветы Василисе Бержанской вручает губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Фото из ТГ-канала Новосибирской филармонии

Явным преимуществом учебного трека было то, что приглашенные коучи работали не только над вокалом молодых исполнителей, фонетикой их произношения в иноязычных партиях, концептуальным прочтением и режиссурой выбранных произведений, но и над психологией певцов, стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом. Пожалуй, в рамках образовательного трека не хватало только фитнес-тренера международного класса, который преподал бы певцам науку сохранения стройной фигуры и правильного питания, что в условиях современных требований к оперным звездам было бы весьма актуальной задачей.

Онегин

Тень «Онегина» в постановке Кехмана: в какую «переделку» попала опера Чайковского и кому хотел угодить режиссёр?

Так было ли выступление двух лучших выпускников образовательной программы столь же блестящим, как и её педагогическая команда? Сравнение — дело неблагодарное, но в данном случае неизбежное. Лучшими студентами учебного трека фестиваля признаны два совершенно разных исполнителя. Различно в них всё. Екатерина Бегунович — обладательница редкого типа певческого голоса (колоратурное сопрано) и уже солистка НОВАТа, хотя на Большую сцену театра в минувшем гала-концерте вышла, фактически, впервые, а до сих пор выступала в основном на Малой сцене театра. Кстати, в январе 2025-го автор этих строк был свидетелем совершенно блестящего исполнения певицей партии Падчерицы в премьерных показах сказки-оперы Сергея Баневича «Двенадцать месяцев» в постановке Вячеслава Стародубцева. А в 2024 году Екатерина Бегунович стала победительницей II Всероссийского конкурса вокалистов имени Лидии Мясниковой, который проводит Новосибирская консерватория, и обладательницей второго приза престижного Международного конкурса вокалистов имени Михаила Глинки в Москве.

Можно сказать, что кандидатура Екатерины Бегунович на звание лучшей выпускницы образовательной программы фестиваля была вполне вероятной и даже ожидаемой, чего не скажешь о втором победителе — Элмане Ханмурадове. До участия в гала-концерте он был совершенно не известным широкой публике начинающим певцом, в послужном списке которого отсутствовали громкие конкурсные победы и яркие премьеры. Пожалуй, сближает двух исполнителей только одно — оба они ещё учатся: Элман — в Новосибирском музыкальном колледже имени Аскольда Мурова, Екатерина — в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского в Красноярске.

В финальном гала-концерте Екатерина Бегунович пела арию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Стройная, поистине точеная фигурка певицы, облаченной в вечернее платье черного цвета с россыпью блесток, символизирующих усыпанное звездами ночное небо, как нельзя кстати подошло к исполняемому произведению. Спето было выверенно, чисто, точно, ясно, эмоционально, на немецком языке с прекрасным сценическим произношением (результат кропотливой работы с упомянутыми оперными коучами), но звездного блеска в этом выступлении не наблюдалось. Прекрасно звучащая на Малой сцене театра, в Большом зале сопрановая колоратура певицы слегка потерялась в огромных пространственных объемах. Впрочем, коварство Большого зала НОВАТа известно давно: отпуская звук в зал, певцу не стоит ждать «обратной озвучки» (так выражаются звукорежиссёры), что у неопытного профессионала может вызвать некоторую робость. Однако отдадим должное смелости и упорству молодой солистки новосибирской оперы, уверенно допевшей свой номер до конца и вызвавшей искренние аплодисменты слушателей.

IV Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова
Бурные овации и двадцатиминутный «бис»: мировые оперные звëзды спели в Новосибирске

Не столь высококачественным, но нарочито уверенным и даже по-командирски твердым было выступление Элмана Ханмурадова, исполнившего арию Роберта из «Иоланты» Петра Чайковского. Твердость в исполнении знаменитого пассажа «Кто может сравниться с Матильдой моей», приведшая в итоге к очевидной неповоротливости звука, конечно, свидетельствовала о напряжении всех сил и безудержном волнении, с которым девятнадцатилетний солист успешно справился. Попробуйте-ка встать на его место перед двухтысячным залом и спеть хоть пару нот. А он смог, справился, преодолел себя. И вполне успешно. Заслуженное «браво» было главной наградой от зрителей.

В целом Сибирский оперный фестиваль прошел на очень высоком уровне вокального исполнительства. Можно уверенно сказать, что первый блин комом не вышел. Тем не менее, промахи случились. По меньшей мере, один крупный. Речь идет о той части фестиваля, которая обещала стать самой новаторской, а именно — о концертной программе «Барокко 2.0», прозвучавшей на главной сцене Новосибирской филармонии 26 февраля. Дабы не транслировать собственную субъективную позицию по этому поводу, обратимся к мнениям участников зрительского актива Новосибирска — наиболее частым и опытным посетителям различных спектаклей и концертных программ, звучащих на крупнейших площадках города. Приведенные ниже мнения разнятся в деталях, но сближаются в двух уже названных пунктах: восторг от фестиваля в целом и недоумение, вызванное «барочной» программой.

Возникает закономерный вопрос: если программа «Барокко 2.0» была уж так сомнительна, как свидетельствует значительная часть наших респондентов, тогда кто же эти люди, которые стоя аплодировали Василисе Бержанской, оркестру старинной музыки «Pratum Integrum» и создателю «барочных» аранжировок эстрадных песен — пианистке Светлане Ефимовой, которая на сцене отвечала еще и за звучание старинных клавишных инструментов? Автору этих строк, побывавшему на всех пяти концертах фестиваля, в том числе на злополучном «Барокко 2.0», очевидно: публика поделилась на два лагеря. По одну сторону баррикад — публика «попроще», благодарные слушатели «из народа». На них звуки старых-добрых хитов советской и российской эстрады действуют завораживающе в любых аранжировках и стилях. По другую сторону от линии музыкального фронта — ценители барочной музыки, которые готовились вкусить изысканное и доселе невиданное музыкальное лакомство, приготовленное Василисой Бержанской вместе с соратниками, а в итоге услышали… Кстати, что же услышала публика?

Перечень исполненных шлягеров потянул бы на добротный концерт «Песня года». Тут и наполненная трагической надеждой женская баллада «Не отрекаются любя», некогда гениально спетая Аллой Пугачевой, и эпичная «Беловежская пуща», и пронзительно-лиричная пахмутовская «Нежность». В то же самое время со сцены прозвучало «Прекрасное далёко», «Три белых коня», «Песенка красной шапочки» (да-да, та самая: «А-а-а, крокодилы-бегемоты…»). Причем всё это — в стилистике разных композиторов эпохи западноевропейского барокко.

Например, открыла программу «Песня Пепиты» из оперетты Исаака Дунаевского «Вольный ветер», исполненная в подражание музыкальной стилистке Христофора Виллибальда Глюка. Песня «Куда уходит детство» сибиряка Александра Зацепина превратилась в арию в жанре lamento, то есть по форме стала напоминать (пусть и весьма отдаленно) барочный плач. Исполненная предпоследним номером знаменитая ария Констанцы «Agitata da due venti» из оперы «Гризельда» Антонио Вивальди прямо в процессе исполнения превратилась в залихватский «Веселый ветер» Василия Лебедева-Кумача. Ну а спетая напоследок «Чунга-чанга» в стиле Жана-Баттиста Люлли убила наповал даже самых эмоционально устойчивых знатоков барочной гармонии.

«Музыка в полном и высшем смысле слова подобна разве что человеческой мысли – абсолютно безграничной, ничем не сдерживаемой и ни в какие рамки не укладывающейся»

«Симфоническому оркестру и струнному квартету подвластно всё»

Фатальное противоречие этой музыкальной программы (а оно тут на поверхности) коренится, конечно, в самой идее, положенной в основу концепции концерта. Заранее анонсируя готовящуюся программу, Василиса Бержанская сообщила журналистам на пресс-конференции: «Это будет проект-вызов, очень интересный, очень необычный. Никто до настоящего момента не брался за такой творческий эксперимент по соединению советской и российской песни с музыкой барокко. Уверена, проект будет иметь успех и продолжение». Продолжение не заставило себя ждать, и уже 1 мая программа «Барокко 2.0» прозвучит в Москве на сцене зала «Зарядье», который славится своими аутентичными барочными программами в исполнении самых известных коллективов. Что ж, посмотрим, как столица встретит «новаторство» отчаянных музыкантов, каковы будут отклики московских зрителей и музыкальных критиков.

Куда важнее другое. Если посмотреть на Сибирский оперный фестиваль даже не с точки зрения музыкального содержания, а в плане менеджмента и представления фестивальных событий в медийном пространстве, становятся еще более очевидными причины таких «проколов», какой случился с советско-барочной программой. Можно только недоумевать, почему ни один из соратников не подсказал Василисе Бержанской, что свою «инновационную» концертную программу она везет в город, где еще слишком хорошо помнят и чтят талант Теодора Курентзиса, в течение десяти лет методично насаждавшего здесь многочисленные семена барочной музыкальной культуры. Ростки укоренились, окрепли, наконец, дали новую поросль музыкантов. В октябре 2024-го в Новосибирске впервые реализован уникальный образовательный проект — Школа барочной и современной музыки, для участия в которой съехались молодые музыканты из разных уголков России и опытные наставники — исполнители вокальной и инструментальной музыки, в том числе барочной.

Кроме того, в Новосибирске действуют неформальные сообщества любителей барочного искусства, выезжающие в другие города, чтобы послушать очередного прославленного или нового исполнителя. Задолго до начала Сибирского оперного фестиваля было очевидно, что концерт «Барокко 2.0» привлечет в первую очередь эту целевую аудиторию, на которую данная программа в действительности совершенно не была рассчитана.

Стоит заметить, что некоторые зрители также с некоторой опаской отнеслись к фестивальному концерту 28 февраля, в котором помимо эффектной заключительной сцены из «Евгения Онегина» Петра Чайковского, планировалось исполнение монооперы «Ожидание» Микаэла Таривердиева. Однако исполнение оказалось вполне достойным и большинство зрителей получило удовольствие от мастерства и профессиональной увлеченности музыкантов.

Но вернемся вновь под своды главного зала Новосибирской оперы на финальный гала-концерт. Знаменитая люстра Большого театра Сибири медленно гаснет. Тускнеют в полумраке лепные фигуры античных муз и богов — покровителей искусств, загадочно замирая в немом вопросе. На сцене появляются музыканты. Публика в едином порыве делает вдох. Зал орошается живительными брызгами звуков музыки. Всё внимание приковано к сцене, и лишь редкие зрители замечают легкое шевеление в ложе у правой кулисы. В глубине ложи нервически отодвигается бордовая бархатная шторка. Входит стройный, сухощавый мужчина с небольшой бородой. Остановившись на мгновение, обводит пристальным взглядом зал. Решительно садится в мягкое кресло. Царственным жестом приветствует музыкантов.

Самые яркие и интересные культурные впечатления новосибирцев за последний год

Владимир Кехман. Что привело его в этот вечер из дождливого Петербурга в заснеженный  Новосибирск? Что сподвигло его вновь обозначить собственное присутствие в театре, где влияние этой фигуры всё так же сильно, как и прежде? Кажется, впервые за долгие десятилетия своего существования Новосибирская филармония столь решительно заявила о готовности определять актуальную повестку в развитии большого оперного искусства в городе N. Поддержка регионального правительства во главе с губернатором, лично курирующим фестиваль, стала здесь определяющей. Чем же обернется продолжение и развитие Международного сибирского оперного фестиваля Василисы Бержанской в последующие годы: сотрудничеством или здоровой конкуренцией филармонии и НОВАТа, а может быть, принципиальным переделом сфер влияния в тесном пространстве оперного искусства Сибири? Покажет время.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Писчасова,
инженер, координатор «Новосибирского клуба зрителей»,
автор «Континента Сибирь»:

— Появление Сибирского оперного фестиваля в Новосибирске необходимо, ведь в нашем городе опера развивается скорее в коммерческую сторону, чем в сторону задач, которые ставит искусство. Изменить ситуацию мог приезд больших звезд и педагогов. Я посетила некоторые мастер-классы образовательной программы фестиваля и увидела, что ставка была сделана на мировые стандарты исполнения. А их породила необходимость творить высокое искусство. Результат, которого добились педагоги и студенты за короткий срок, сразил наповал. Из высокохудожественной повестки выбился концерт «Барокко 2.0». Барочные программы в Сибири — большая редкость. Оркестр «Pratum Integrum» с Василисой Бержанской ждали с нетерпением. Мы надеялись на хороший вкус музыкантов и барочные обработки сочинений советских композиторов-интеллектуалов, но нам сыграли Шаинского и Гладкова. Было обещано барочное звучание, но и его не было. Характерная для музыки барокко интимность, красота и богатство обертонов звука жильных струн были похоронены подзвучкой и пением в микрофон. Для меня этот концерт стал ударом в самое сердце. Я в негодовании ушла.

Ольга Чеснова,
программист-консультант 1С:

— Мне посчастливилось посетить концерты открытия и закрытия фестиваля. Однако растянутость мероприятия на три месяца, мне кажется, стала неудобством для зрителей. Впрочем, организаторам удалось собрать звёздный состав исполнителей, чей мировой уровень не вызывает сомнений. Программа концертов напоминала антологию оперного искусства. Благодаря этому можно было сравнить интерпретации арии Каварадосси из «Тоски» Пуччини в исполнении Юсифа Эйвазова и Витторио Григоло, оценить безупречную вокальную технику самой Василисы Бержанской, затаить дыхание от мощного баса Ильдара Абдразакова, открыть для себя молодые оперные таланты. Надеюсь, этот фестиваль станет традицией и вернётся в Новосибирск с новыми проектами и открытиями.

Максим Лукин,
инженер, кандидат наук, 45 лет:

— Для Новосибирска, где опера стараниями отдельных «деятелей», фактически, умерла, международный фестиваль Василисы Бержанской, как глоток свежего воздуха. Я побывал на двух фестивальных событиях — январском открытии и концертной программе «Барокко 2.0». Первый концерт был очень достойным. Правда, немного смутило звучание тенора Юсифа Эйвазова, но это уже детали. Концерт «Барокко 2.0» удивил, даже слишком. Соединение советской песни и барочных гармоний трудно поддавалось пониманию и объяснению. Главный вопрос, который пульсировал в сознании, а зачем это всё? Честно говоря, я так и не смог на него ответить.

Любовь Ряшенцева,
преподаватель иностранных языков:

— Для меня главное открытие фестиваля — Витторио Григоло. О нем многие сейчас говорят, спорят, кому-то не нравится его эмоциональность. Я не согласна с этим мнением. Из всех певцов, вышедших на сцену в гала-концерте, именно он представлял настоящее бельканто. С Василисой Бержанской у них получились прекрасные дуэты. Все остальные певцы, в том числе Ильдар Абдразаков, померкли на фоне блестящего итальянского тенора. А в советско-барочном концерте, конечно, было много сомнительного (стилистика звучания певицы, странные аранжировки), при этом отдельные произведения выглядели вполне прилично, оркестр старинной музыки мне понравился. Но в целом всё же концерт не соответствовал оперному статусу фестиваля.

Григорий Милогулов,
проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Новосибирского государственного театрального института:

— Честно сказать, я остался в восторге от обоих фестивальных событий, которые мне довелось посетить. С удовольствием побывал на январском открытии в зале имени Арнольда Каца и на завершающем гала-концерте в НОВАТе. Финальный концерт оставил интересные впечатления. Прежде всего, я рад за самых молодых певцов, которым выпало такое счастье — выйти на большую сцену с мэтрами. Что касается звезд, которые блистали на сцене в тот вечер, тут я хочу сказать об особенном культурологическом удовольствии, полученном от сравнения даже не разных оперных школ, а противоположных эстетически-эмоциональных вселенных, оказавшихся на одной сцене. Я, конечно, имею в виду настоящий фейерверк контрастов между нашим прославленным басом Ильдаром Абдразаковым, излучавшим царственное спокойствие, и невероятно темпераментным итальянским тенором Витторио Григоло.

Несмотря на то, что другие события Сибирского оперного фестиваля мне посетить не удалось, я внимательно прислушивался к мнению своих коллег, которые нашли время и возможность там побывать. Особенно меня интересовали мастер-классы в рамках учебной программы. Могу сказать, что отзывы о концертах и образовательной программе большей частью были положительными. Интересно, что несколько лет назад мне довелось принимать участие в экспертном обсуждении, тема которого звучала примерно так: каких проектов не хватает Новосибирску, чтобы укрепить свое звание «культурной столицы»? Если бы такая дискуссия состоялась сегодня, в качестве примера «столичных» культурных проектов я бы, конечно, привел Международный сибирский оперный фестиваль Василисы Бержанской.

Светлана Орлова,
заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России:

— У каждого из нас есть места, где мы заряжаемся энергией. В моей жизни бывают моменты, когда сердце бьется в такт с искусством. В Новосибирске моими островами вдохновения уже много лет остаются НОВАТ и наша филармония, особенно концертный зал имени А. Каца. Там время для меня замедляется, а реальность отступает перед магией голосов и представлений.

Дон Джованни

Наш гид во время. Где был Моцарт, когда убивали Командора, и что делал Вивальди 24 февраля? Часть пятая

С оперой меня связала случайность: в 90-х попала на «Кармен», где главную партию исполняла Елена Образцова. Ее голос – густой, словно бархат, и в то же время пронзительный – не отпускал меня даже после финального занавеса. Такое впечатление на меня произвело её выступление. Именно тогда я поняла: опера – это не просто жанр, это другая вселенная. Образцова навсегда осталась для меня эталоном, царицей, чье мастерство не подвластно времени.

Когда появился анонс Сибирского оперного фестиваля Василисы Бержанской, обрадовалась не только за город, но и за тех, кто впервые откроет для себя этот мир, как я когда-то. На открытии фестиваля Василиса трогательно поделилась воспоминаниями об Образцовой, и в зале прозвучала архивная запись – тот самый голос, который когда-то изменил меня. Такой мостик между эпохами напомнил мне о том, как искусство связывает людей и даже поколения.

Василиса приятно удивила не только данью уважения к легенде, но и собственным талантом. Ее выступления – будь то арии из русской классики или европейских опер – были наполнены такой глубиной и страстью, что зал замирал, боясь пропустить даже ноту. Её голос, то нежный, то мощный, словно рисовал жизнь героев. Это неповторимые эмоции, когда концерт заканчивается, а ты еще пребываешь в фантастическом мире оперы. После таких моментов возвращаться в реальность сложно.

Мне очень жаль, что не удалось попасть на закрытие фестиваля: пришлось отдать билеты друзьям, которые сомневались, «понравятся ли им эти высокие ноты». Каково же было мое удивление, когда они после концерта сокрушались и рассказывали о том, что они потеряли столько времени, не слушая оперу! Когда я привела слова Марка Твена: «Опера – это абсолют, великая красота, которая нам досталась и прикосновение к которой может сделать человека только лучше», то друзья подтвердили, что опера открыла им новый мир и раскрыла красоту и мощь голоса оперных исполнителей.

Теодор Курентзис в Новосибирске

#musicAeterna2.0: что значит закрыть дверь в прошлое и переродиться?

Фестиваль Бержанской стал не просто событием, а возможностью для тех, кто раньше боялся подойти к этому искусству. Видеть, как новые зрители открывают для себя мощь оперного голоса, как они учатся слышать в музыке целые истории, — это и есть главное чудо. И я уверена: те, кто однажды поддался этой магии, уже не смогут остаться в стороне.

Владимир Алексеев,
заслуженный работник культуры России, главный библиотекарь Новосибирской государственной областной научной библиотеки:

— Старался посетить как можно больше концертов Сибирского оперного фестиваля. В итоге попал на три из пяти. О каждом по порядку. 11 января был первый концерт, он же — открытие фестиваля. Василиса Бержанская пела с Юсифом Эйвазовым, дирижировал Жюльен Салемкур. В программе была прекрасно исполненная оперная классика — русская, итальянская, французская. Настоящие профессионалы, сильные певцы, прекрасный дирижер. Все блестяще справились со своими задачами. Что тут скажешь, получилось поистине достойное открытие оперного фестиваля.

А вот концерт 26 февраля, наполненный, мягко говоря, странными советско-барочными смыслами, вышел не очень удачным. Публика аплодировала, конечно, даже овации были. Но тех, кто мало-мальски знаком с эпохой музыкального барокко, такой концерт удовлетворить не мог. Считаю, что основная проблема заключалась в «шедевральных» аранжировках песен советских и российских композиторов. Выполнила эти обработки пианистка Светлана Ефимова. Обработки получились откровенно неудачными и совершенно не позволили продемонстрировать свои профессиональные возможности Василисе Бержанской, голос и темперамент которой покорили слушателей еще в рамках телевизионного проекта «Большая опера». Подумать только, изувечить «пионерские» песни якобы барочными гармониями и пытаться красиво это спеть? Знаете, не выходит из головы навязчивая параллель между этой странной программой и прекрасным концертом Чечилии Бартоли в Версальском театре Вивальди, где все барочные хитрости были ею блестяще решены и явлены изумленным и восхищенным слушателям. А ведь Василиса, на мой субъективный взгляд, достойна быть в одном ряду с Чечилией. В общем, считаю этот фестивальный концерт ошибкой.

«Жизнь за други своя»: премьера драматического спектакля о бойцах СВО готовится в Новосибирске

«Жизнь за други своя»: премьера драматического спектакля о бойцах СВО готовится в Новосибирске

Наконец, 18 марта, гала-концерт. Заполненный до отказа Большой зал оперного театра внимает певцам, не часто появляющимся в Сибири. Кроме инициатора фестиваля, блистательной Василисы Бержанской, очаровал публику итальянский тенор Витторио Григоло. Певец потряс зрителей не только великолепным бельканто (этого у него не отнять), но и воистину цирковой эксцентрикой. Огромное, глубокое впечатление произвел Женисбек Пиязов из Узбекистана. Огорчительными для меня были выступления Ильдара Абдразакова и Салтанат Ахметовой. Даже не знаю, с чем это связано. Быть может, ожидания были завышенными? А вот Пьетро Маццетти совершенно блистательно руководил оркестром нашего оперного.

Замечательно, что фестиваль был посвящен Елене Образцовой. Новосибирск стал причастен не только расцветающему таланту Василисы Бержанской, начинавшей свой творческий путь здесь, но и славе великой русской певицы. Мне кажется, что значение нового фестиваля очень велико. Это не просто очередная яркая страница в музыкальной жизни города. Благодаря консерватории, музыкальным театрам, творческому коллективу филармонии, уже реализован целый цикл фестивалей, а наш город всё увереннее занимает позицию крупного центра музыкальной культуры, перед которым открыты новые горизонты развития.

Руслан Махов,
теле- и радиоведущий, 49 канал, радиостанция «Серебряный дождь»:

— Мне довелось побывать только на итоговом гала-концерте фестиваля. На другие события, к большому сожалению, просто не успел в силу занятости. В заключительном гала на сцене НОВАТа пели признанные звезды мировой оперы, но для меня настоящим открытием этого вечера стали молодые певцы — победители образовательной программы фестиваля Василисы Бержанской: Екатерина Бегунович и Элман Ханмурадов. Скажу честно, после концерта я пригласил Элмана в свою программу на радио. Кажется, разговор может получиться нетривиальным. Ведь это просто невероятно, когда девятнадцатилетний парень, только начинающий свой путь в певческом искусстве, держится на сцене «Большого театра Сибири» не менее уверенно, чем Ильдар Абдразаков. Судя по аплодисментам, зал прекрасно принял молодого певца.

Удивили еще два участника гала-концерта. Оба итальянцы. Тенор Витторио Григоло и дирижер Пьетро Маццетти. Даже привычные оперные хиты в их исполнении звучали как-то иначе — непривычно и по-своему ярко. Одним словом, я давно не видел и не слышал такой легкости и свободы на сцене, как у них.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ