После многолетней творческой разлуки в Новосибирск вернулся Теодор Курентзис — музыкальный руководитель и главный дирижёр Новосибирского театра оперы и балета с 2004 по 2011 годы. Вместе с созданным им в Новосибирске коллективом musicAeterna дирижер впервые за 8 лет выступил на сцене Государственного концертного зала имени А.М. Каца 10 марта.
«Где вы были 8 лет?» С таким вопросом новосибирцы могли бы обратиться к Теодору Курентзису и созданному им коллективу musicAeterna (да, собственно, и обращались). Впервые за долгое время музыканты вышли 10 марта на главную сцену Новосибирской филармонии, чтобы исполнить Вторую симфонию Густава Малера, озаглавленную как «Воскресение». В масштабном выступлении были задействованы 220 музыкантов: солисты, хор и расширенный состав симфонического оркестра.
Концерт всемирно известного музыкального коллектива в Новосибирске был задуман как одно из ярких событий большого гастрольного тура, посвященного 20-летию musicAeterna (и организованного при поддержке банка ВТБ). Но стал, пожалуй, триумфальным возвращением именитого дирижера в крупнейший город Сибири после перерыва длиной в 8 лет. «Континент Сибирь» поинтересовался у новосибирцев, известных своими культурными интересами, какие впечатления остались у них после концерта.
Ирина Травина,
президент ассоциации «СибАкадемСофт»:
— Являясь давней поклонницей Теодора Курентзиса, ещё со времен его работы в Новосибирске, ждала с нетерпением этот концерт. Особенно из-за того, что он очень редко бывает теперь в Новосибирске. Предыдущий его концерт был в декабре 2016 года.
И мне показалось, что мы увидели намного более взрослого дирижера, еще более профессионального, и еще более проникновенного. Его прочтения классической музыки мне очень нравятся, это именно то, что я жду от исполнения классики. Не застывшие формы, а современное прочтение, которое сейчас откликается на наше современное мироощущение и нашу жизнь.
Поразила слаженность огромного коллектива. Мне показалось, что я не видела такого большого состава раньше. Каждый исполнитель работал как солист, отдаваясь на все 100 процентов. Каждая партия звучала как одно целое, никто не выбивался, все давали свой максимальный вклад в это несравненное звучание.
Вообще большой исполнительский состав — и оркестра, и хора — дает возможность настолько плавного и бесшовного звучания, что хочется их слушать еще и еще. И при таком большом составе я услышала удивительные пианиссимо, тишайшие и при этом наполненные энергией, это было удивительно. И конечно, оглушающие форте, которые звучали в местах наивысшего потрясения. Вы знаете, у меня на коленях вибрировала сумка.
И конечно, хор и солисты меня также очаровали. От вокала Юлии Вакулы у меня до сих пор мурашки бегут. Это какое-то неописуемое наслаждение для ушей. Эти мягкие верха и бархатные низы, абсолютно плавное интонирование — это было что-то!
«Симфоническому оркестру и струнному квартету подвластно всё»
Хор был на высоте. Смысл слов, которые они пели, требовал особенного звучания: строгого, плавного, чувственного. Всё это мы получили. Восторг! Я надеюсь, что наши новосибирские коллективы получили новую цель, куда можно расти профессионально, чего им всем искренне желаю.
С Малером я практически не знакома. Поражена его музыкой, конечно же в прочтении Теодора. Хочу послушать Малера еще, наверное, с другими исполнителями, чтобы понять, где Малер, а где Теодор. Но честно, когда запели солисты, сидела со слезами, потекли сами собой. Это для меня необычно, но это было незабываемо.
Антон Тыртышный,
заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска:
— Впервые побывал на концерте оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. До этого с творчеством дирижера знаком не был, хотя классической музыкой интересуюсь со студенческой скамьи — времен, когда ещё учился в Новосибирском государственном университете (НГУ). Тогда у меня был абонемент в Дом ученых СО РАН, куда я часто ходил слушать классическую музыку.
Теодор Курентзис сам по себе, безусловно, интересный человек, дирижер. Ну и концерт, конечно, оставил очень сильное впечатление. Прежде всего, я никогда не видел такого большого оркестра. На сцене я насчитал 120 музыкантов, не считая хора. При этом складывалось впечатление, что не все музыканты смогли поместиться на сцене Государственного концертного зала имени А. М. Каца. Например, случались моменты, когда оркестр вроде бы переставал играть, но музыка продолжала откуда-то звучать. Будто бы в этом был какой-то особый замысел…
Вторую симфонию Густава Малера я также слушал впервые. Произведение показалось мне очень интересным и многообразным, но при этом непростым и непохожим ни на что из того, что я слушал ранее. В нем, по моим ощущениям, воплотился весь спектр музыкальных возможностей. Помимо самих музыкантов и большого разнообразия инструментов, в концерте был задействован хор и замечательные классические певицы. Всё вместе это рождало впечатление чего-то необыкновенного.
Я не знаю, вернулся ли дирижер Теодор Курентзис к нам насовсем. Может быть, мы его теперь не увидим 10 лет, а может никогда не увидим, или увидим через несколько лет? Наверное, это зависит от того, как с ним выстроит отношения Новосибирская филармония. А мы будем надеяться, что это не последний концерт Теодора Курентзиса, который организован в нашем городе.
Екатерина Майдибор,
психотерапевт, искусствовед:
— Я познакомилась с творчеством Теодора Курентзиса, когда он ещё был худруком и главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета (2004-2011 гг.). Он всегда выделялся инаковостью. И внешностью, и манерой дирижирования, и отношением к музыкальной партитуре.
Вторую симфонию Малера «Воскресение» в исполнении musicAeterna я слышала четыре раза. Дважды — в этом году, в Новосибирске и Красноярске. И дважды в год открытия Дягилевского фестиваля в 2012 году (на протяжении нескольких лет фестиваль завершался исполнением очередной симфонии Малера). Отметила для себя поразительную эволюцию мастерства оркестра и дирижера за прошедшие 13 лет. Качество звучания, отточенность, немыслимая виртуозность исполнения и глубина интерпретации Курентзисом этого произведения похожи на космический прорыв в другую исполнительскую Галактику.
Меня спрашивают: «Зачем ты едешь в другой город? Там же то же самое будут исполнять». Просто я не могу отказать себе в счастливой возможности дважды оказаться в поле музыки, в котором возможна эмоциональная и интеллектуальная трансформация слушателя. Именно так musicAeterna и Теодор Курентзис исполняют любое произведение — от «Подмосковных вечеров» до Реквиема Верди. Я ни разу не почувствовала разницу в качестве музыки, играли ли они её в Сибири ли, в Мадриде или Берлине.
Ещё мне интересно было сравнить, чем будут отличаться исполнения в двух соседних городах. Исполнения в Красноярске и Новосибирске были абсолютно разными. В Красноярске зал филармонии меньше, звук там отражается от деревянных панелей, которыми зашита сцена, как-то особенно интимно и тепло. Он казался густым, осязаемым, его хотелось потрогать и оказаться внутри этой звуковой субстанции. А в Новосибирске был настоящий музыкальный «люкс»: дорого, богато, пышно, великолепно, выверено и отрепетировано до синхронности взмахов смычками. Музыканты выглядели очень торжественно, а звук был идеально чистый, как у студийной записи… Концерт превратился в полуторачасовой блокбастер о мятущемся романтическом герое, где акустика зала ревела, а зрители замирали, затаив дыхание.
На двух концертах в Красноярске и Новосибирске я ещё раз восхитилась и прониклась уважением к тончайшей системной работе дирижера с партитурой произведения. Обращаясь историческому контексту музыки, он связывает её с современностью, находит в ней универсальные и актуальные смыслы. Результаты своих изысканий Курентзис доносит до музыкантов оркестра, а зрителям предлагается сопровождающая тур просветительская программа, которую составляет её куратор, музыковед Анна Фефелова.
Мне показался особенно важным акцент в нынешнем исполнении на психологической работе горя. Густав Малер, создавая Вторую симфонию, пережил череду личных потерь. Его личная трагедия и процесс проживания множественных утрат стали тем гумусом, из которого он создал свое великое произведение искусства. Он наполнил музыку «Воскресения» надеждой на возвращение к жизни и обретение утраченных со смертью близких смыслов этой жизни, возможных для каждого человека.
В пандан лекции перед концертом для красноярцев, например, в программу просветительской лаборатории включили кинопоказ спектакля итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи, поставленного им на музыку симфонии Малера «Воскресение». Этот спектакль визуализирует малеровскую тему неизбежности смерти, тяжести столкновения с этим фактом, и при этом возможности оставаться уязвимым для жизни, любви, человечности.
После такой большой подготовительной интеллектуальной работы полтора часа музыки для слушателя становятся захватывающим, катарсическим действом, а не нудным ожиданием громких и динамичных кульминационных моментов в скучном и невнятном оркестровом повествовании.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: авторская колонка Татьяны Писчасовой #musicAeterna2.0: что значит закрыть дверь в прошлое и переродиться?