Новосибирский «Горводоканал» в третье воскресенье марта отмечает профессиональный праздник — День работника жилищно-коммунального хозяйства. В честь него предприятие решило отметить тех людей, которые ежедневно трудятся для обеспечения жизнедеятельности горожан, занимаясь порой не слишком заметной, но очень важной работой. Обладатель звания «Лучший экскаваторщик» АНДРЕЙ ГОРОШИНСКИЙ в интервью рассказал о своих ежедневных рабочих ритуалах, о самых необычных находках и о заветной мечте, вдохновляющей его на новые профессиональные рекорды.
— Андрей, расскажите о начале вашей трудовой деятельности в водоканале.
— Я пришел в октябре 2010 года, тогда мне было 22. Навыков работы на экскаваторе я не имел, но был опыт управления трактором, поэтому первое время я работал на «Беларусе» — ездил по насосно-фильтровальным станциям, подметал территорию. Спустя два года я получил допуск к работе на экскаваторе, и меня пересадили на одноковшовый ЭО-3323. С тех пор я поменял несколько машин, но эту буду помнить всегда, на ней я прошел и огонь, и воду, и медные трубы — после этого мне уже ничего не страшно.

— Вспомните самые экстремальные рабочие ситуации.
— Работа экскаваторщика — это сплошной экстрим, но этим она и интересна. Труднее всего в межсезонье. Когда на дорогах грязь и слякоть, сцепления с дорогой практически нет, машину постоянно «тащит» в стороны. Особенно сложно в частном секторе, где узкие улицы, заборы, линии электропередачи… Чтобы удержать 18-тонную махину, нужно включать смекалку. Однажды, помню, я чуть легковушку не зацепил. Дело было в Ленинском районе. Мне нужно было проехать по узкому проулку, а экскаватор на снегу повело в сторону — прямо на припаркованную у обочины машину. Ты давишь на тормоз, а экскаватор продолжает катиться, и ты ничего сделать не можешь. Думаешь: господи, помоги. Увидел большой сугроб, воткнул в него гидромолот и потихоньку-помаленьку сам себя вытянул. Стресс, конечно, испытал огромный, но, к счастью, все обошлось.
— Известно немало историй, когда во время земляных работ строители обнаруживали в почве древние артефакты. Было ли что-то подобное в вашей практике?
— Моей самой необычной находкой был пистолет. Это было в районе улицы Кавалерийской. Я копал приямок под мойку. Почувствовал, что ковш уперся во что-то, вышел посмотреть и увидел пистолет. Ржавый такой, старинный. Наверное, еще со времен Колчака там лежал. Еще случай был: мы копали на берегу Каменки и наткнулись на «совдеповские» электродвигатели — штук семь нашли. На всех поделили и сдали в пункт приема металлолома.
— А что бы вам хотелось найти в недрах сибирской земли?
— Всегда мечтаешь какой-нибудь сундучок с драгоценностями выкопать. Здравый смысл подсказывает, что если бы где-то что-то и было, то это наверняка бы уже кто-то нашел. Но надежда не умирает. Когда на новое место приезжаешь, где еще не копано, каждый раз думаешь: возможно, именно здесь мой клад лежит.

— На что бы вы потратили найденные средства?
— Частный дом построил бы. Я родился и вырос в Усть-Таркском районе, землю всегда любил. Профессию тоже неспроста такую выбрал — хотел, как мой отец, с землей работать. Он у меня всю жизнь механизатором был в колхозе, часто меня с собой на работу брал, катал на больших тракторах, поэтому я с детства знал, чем хочу заниматься.
— Вы работаете в водоканале 14 лет. У вас когда-нибудь возникали мысли сменить место работы?
— Изначально у меня был выбор: пойти в частную контору или в водоканал. Для меня всегда была важна стабильность, ее я и выбрал. Здесь меня все устраивает: и график, и условия работы. У частников техника, как правило, стоит на улице, нужно приходить задолго до начала рабочего дня, чтобы отогреть машину, подготовить ее к работе. А здесь техника стоит в тепле, если ты где-то сломался, всегда приедут, заберут тебя. Отношение начальства хорошее. У частников ты, грубо говоря, никто.
— Многие водители спецтехники относятся к своим машинам с особой теплотой и даже придумывают им имена. А как вы называете своего «железного помощника»?
— Свой «ЕлАЗ» я называю «кормильцем». У меня даже есть свой утренний ритуал. Когда я прихожу в гараж, похлопываю его по крылу и говорю: поработаем сегодня, а потом я тебя помою. Если по какой-то причине обещание не выполняю, он берет и ломается, поэтому я стараюсь относиться к технике бережно.

— В конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» вы участвовали десять раз, но долгожданную победу удалось одержать лишь в этом году. Что мешало вам достичь поставленной цели раньше?
— Всегда подводило волнение. Вот копаешь ты аварию, хоть тысяча человек будут на тебя смотреть — ты не обратишь на них внимания, а на конкурсе испытываешь такой мандраж, который очень сложно побороть. В этом году я смог настроиться и взять себя в руки. Еще один момент: моя жена, которая каждый год приезжала меня поддержать, в этом году решила остаться дома. Говорит: «Зачем ехать? Ты все равно не выиграешь». А я взял и выиграл — доказал ей и самому себе, что могу это сделать.
— Хотели бы вы вновь принять участие в конкурсе и повторить свой успех?
— Конечно! Я бы каждый год участвовал. Хоть это и волнительно, но таких эмоций больше не испытаешь, пожалуй, нигде.
— Чего бы вы пожелали самому себе в текущем году?
— Новых побед, новых достижений в работе, ну и исполнить свою мечту — откопать заветный сундучок.