«Это будет не карамельная история»: новосибирский драмтеатр «Советский» готовится снова удивить аудиторию

Руководитель и режиссер Новосибирского драматического театра (НДТ) «Советский» АНАТОЛИЙ КУБАНОВ в интервью «Континенту Сибирь» рассказал о важном временном рубеже, грядущей премьере и специально приглашенном госте.

─ Анатолий Анатольевич, НДТ «Советский» в феврале 2025 года отпраздновал день рождения — четыре года. Это молодой, но уже успешный театр для Новосибирска. Что для вас в первую очередь означает эта дата?

— Да, это эпохальная, знаковая дата не только в культурной жизни нашего города, но и в целом в истории русского театрального искусства. Я не раз говорил о том, что отечественный драматический театр, несомненно, является мировым лидером. Я в этом убежден. На нас равнялись весь XX век — все театральные европейские, американские школы театра, кино, школы актерского, режиссерского мастерства учились у нас. Поэтому если в России заниматься театром, то только на мировом уровне.

─ Какие итоги вы можете подвести за четыре года работы театра?

— Главный результат — это та праздничность, та радость, которую дарит наш театр зрителям. У нас очень тесные, теплые отношения с новосибирской публикой. Мы очень ценим, что нас полюбили, и крайне бережно относимся к главному результату нашей деятельности: зритель поверил в наш театр, он тянется к нам, любит наши спектакли. Это обязывает и дальше трудиться так же красиво, так же виртуозно, как мы делаем это все четыре года.

Элина Тягнирядно, Галина Мыжевских, Захар Дворжецкий, Тимофей Ленских, Ольга Павлова, Юрий Митякин, Ирина Трифонова, Лада Большангорская в спектакле для детей «Василиса Микулишна» (6+).  Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром «Советский»

─ Какие премьеры ждали зрителей в четвертом театральном сезоне?

— Еще в 2024 году вышла целая линейка детских спектаклей. Это «Катя и Чудеса» (6+) — незаслуженно забытая советская сказка, спектакль, который поставил большой друг нашего театра, очень тонкий, даровитый режиссер Евгений Арзамасцев. Спектакль «Василиса Микулишна» (6+), сколоченный, выстроенный нашей юной актрисой, любимицей публики Ладой Большангорской. Она и как актриса восхитительна и, как выяснилось, Лада — профессиональный и тщательный театральный режиссер.

Лада Большангорская, Галина Мыжевских, Элина Тягнирядно в спектакле для детей «Катя и чудеса» (6+).  Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром «Советский»

 ─ Над чем сейчас работают актеры НДТ?

— Уже в середине марта 2025 года мы представим новосибирским зрителям новый спектакль — «Даю уроки танцев» (12+). Очень значимая для нас работа, мы все ею увлечены, история вышла симфонической.

Галина Мыжевских, Анатолий Кубанов, Юрий Митякин (репетиция премьеры) «Даю уроки танцев» (12+) . Фото: Михаил Периков

─ Как появилась идея такого спектакля?

— Когда мы сами писали пьесу, я позвал в работу нашего новосибирского драматурга и актера Льва Молчанова. Это спектакль-признание Александру Андреевичу Проханову, выдающемуся деятелю русской культуры, большому писателю, философу, знаменитому общественному деятелю, истинному патриоту нашей страны, нашему старшему другу.

Александр Проханов — советский и российский писатель, политический деятель, публицист, журналист, общественный деятель.

На старте работы с Александром Андреевичем рассматривали варианты инсценировки одного из его произведений. Взять за основу либо корпус его стихов, либо взять что-то из его романов? Но мы пришли к выводу, что сам по себе автор-герой Проханов не менее интересен. А для театра более выгодно сделать красивую историю жизни, написать пьесу и сшить динамичный яркий спектакль.

Игорь Мастраков и Галина Мыжевских (репетиция премьеры) «Даю уроки танцев» (12+). Фото: Михаил Периков

─ Как отреагировал Александр Проханов на такой вызов?

— Он согласился в это поиграть. Проханов — действительно маэстро, смелый, очень остроумный. Он поддержал наше предложение сделать молодежный, во многом пикантный спектакль. Получилась остросовременная история о тех недоумениях, с которыми мы сталкиваемся в жизни, о тех радостях, которые не всегда мы замечаем, и о мастере. Мастере не только слова, а о мастере жизни, который живёт смело, открыто и очень увлекательно.

─ Были ли трудности в создании сценария, пьесы, актерской игры?

— Лев Молчанов вдохновился моим предложением, хотя вначале смущался. Ему, начинающему драматургу, который до этого написал несколько игривых пьес для антрепризы, нужно было написать о ныне живущем классике русской литературы. Он лёгкий на подъём, и Александр Андреевич ему позволил делать все. Делать красиво и уместно. Проханов — такой царь-ребенок, максимально внутренне свободный человек. «И, следовательно, ты в 22 года, — говорил я Льву, — наиболее адекватно поймаешь излучение этой юношеской силы, порывистости, поэтики вечной юности».

Пьеса давалась нелегко: было несколько редакций, уточнений, включение дополнительных персонажей. С января 2025 года мы приступили к репетициям, тщательно оттачиваем, отшлифовываем мизансцены. Надеюсь, что в итоге получится легкий, элегантный, мудрый спектакль.

Анатолий Кубанов (репетиция премьеры)  «Даю уроки танцев» (12+).  Фото: Михаил Периков

─ Александр Андреевич продолжает вносить какие-то правки?

— Он — остро-ироничный человек высокой культуры, отнесся к идее с большим юмором. Мы сразу сумели друг друга понять. Определились, что наше суверенное право — показать так, как нам видится Александр Проханов. Он сказал, что сам измучен этой лакировкой, что зачастую себя ощущает мумифицированным фараоном — «большой писатель», «могучий старик, который осмысливает русскую историю». Александр Андреевич разрешил сделать его прототип куртуазным, веселым, игривым и обозначил, что это его никак не огорчит.

─ Каков сюжет спектакля «Даю уроки танцев», что будет происходить на сцене?

— Это надо видеть! Александр Андреевич знакомится с молодыми московскими журналистами. Выясняется, что одна из героинь — это восходящая звезда русского нового медиа, несмотря на свой юный возраст. Она уже блогер, в нее влюблен оператор. Недосказанность в отношениях, накопившиеся недоумения острым хирургическим скальпелем вскрывает Проханов. Будучи куртуазной и остроумной фигурой, он провоцирует героев на откровения. Как со вкусом подобранные камни в ожерелье, мы подобрали актерский ансамбль — в спектакле сверкают Игорь Мастраков, Галина Мыжевских, Юрий Митякин, Ирина Трифонова, Ирина Лудищева.

Юрий Митякин, Галина Мыжевских (репетиция премьеры) «Даю уроки танцев» (12+).  Фото: Михаил Периков

─ Почему «уроки танцев»?

— Это комедия воспитания. Название «Даю уроки танцев» выбрано не случайно. Танец здесь — большая метафора жизни, потому что танцует все: звезды, люди, моря, океаны… Таких, как Проханов, к сожалению, единицы — они движутся в ритме небесного танца. Они понимают при всей трагичности жизни всю красоту увлекательной музыки жизни.

Наши современники в этом удручающе скучном мире цифровых галлюцинаций, вечной лихорадочной спешке мира победившего пластика, встречаются с настоящим живым поэтом. Он вдруг неожиданно срывает эту синтетику, целлофанность жизни, наши серые будничные оковы повседневности и из суеты прорывается в суть.

Каждый будет узнавать себя. Мы в массе своей полуживые, не можем жить отчаянно красиво. Мы редко рискуем в любви, в профессии, в дружбе. Люди, которые могут так жить, под лозунгом «Выбери жизнь, чтобы жить», — вдохновляют, открывают нам сокровищницу мира.

Галина Мыжевских (репетиция премьеры) «Даю уроки танцев» (12+). Фото: Михаил Периков

─ Кто сыграет главную роль в спектакле?

— Один из самых блистательных современных русских актеров — Игорь Владимирович Мастраков. Новосибирску повезло, что актер такого калибра выступает на сцене Новосибирского драматического театра «Советский». Только умный человек становится умным актером. Только сердечный чуткий человек становится сердечным чутким актером. В нем этих качеств — нежности, суровости — с избытком. Мы провели нехитрый, очень короткий кастинг и поняли: зачем кого-то выбирать, если у нас в труппе есть актер такого масштаба?

Игорь понимает всю ответственность, он понимает всю противоречивость, всю композиционную сложность своего персонажа. Уже месяца три аккуратно, на мягких кошачьих лапках подбирается к образу, наполняет его подробностями и делает это очень скрупулезно.

Игорь Мастраков, Галина Мыжевских (репетиция премьеры) «Даю уроки танцев» (12+).  Фото: Михаил Периков

─ На сцене противоречивые декорации: африканские мотивы и Шуховская башня (вид снизу, как будто зритель внутри самой башни). Почему такое сочетание?

— Только тот спектакль хорош, когда в едином ключе решается режиссерская постановочная задача и художественно-декоративная, чтобы это было созвучно. История Проханова — это история большого художника: 17 войн, десятки романов, активная политическая жизнь, активные путешествия. Обозначить вот эту витальность, конечно, возможно через точное художественное решение. Проматерик человечества — это Африка. Где действительно множество радостного, ликующего, живого? В Африке. Поэтому мы берем одну из главных линий — Африку. Советскую Африку! Потому что наш герой побывал на войнах и в Мозамбике, и в Анголе, но элемент большого советского стиля тоже необходим. Здесь должна быть соответствующая Проханову парадоксальность. Поэтому в декорациях присутствует и русский авангард, этот прорыв, космичность. Взяли как элемент Шуховскую башню, поскольку это один из несомненных шедевров инженерно-архитектурной мысли в истории человечества. Это сочетание элементов, на мой взгляд, очень характеризует главного героя.

Юрия Митякин  (репетиция премьеры) «Даю уроки танцев» (12+).  Фото: Михаил Периков

─ Сам Проханов приглашен на премьеру?

— Да, несомненно. Он обещал быть. У него практически детское любопытство — увидеть, как один большой художник видит другого художника. Цитирую Проханова: «Конечно, в почтенном возрасте хотелось бы видеть себя в камергерском парадном мундире, усыпанном алмазными звездами, и в золотом багете. Но не удивлюсь, если Кубанов наденет на меня шутовской колпак и будет весь спектакль смеяться, и, как из чучела фазана, будет выдергивать эти перья, бросать в меня дротики!» Я надеюсь, что до такой резкости не дойдет, но, вне всякого сомнения, пикантность будет, в которой безжалостная красота его отношений с близкими, с историей, с женщинами, с мечтой. Это будет не карамельная история.

Анатолий Кубанов, художественный руководитель и режиссёр Новосибирского драматического театра «Советский». Фото: Михаил Периков

Новосибирский драматический театр «Советский»
Новосибирск, ул. Серебренниковская, 35
Тел. +7 (383) 222-44-85
https://novdt.ru/
https://vk.com/dramteatr_nsk
https://t.me/dramteatr_nsk

ГАУК НСО «НДТ»,  630007, г. Новосибирск,
ул. Коммунистическая, 3

Реклама 6+

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter