Руководитель и режиссер Новосибирского драматического театра (НДТ) «Советский» АНАТОЛИЙ КУБАНОВ в интервью «Континенту Сибирь» рассказал о важном временном рубеже, грядущей премьере и специально приглашенном госте.
─ Анатолий Анатольевич, НДТ «Советский» в феврале 2025 года отпраздновал день рождения — четыре года. Это молодой, но уже успешный театр для Новосибирска. Что для вас в первую очередь означает эта дата?
— Да, это эпохальная, знаковая дата не только в культурной жизни нашего города, но и в целом в истории русского театрального искусства. Я не раз говорил о том, что отечественный драматический театр, несомненно, является мировым лидером. Я в этом убежден. На нас равнялись весь XX век — все театральные европейские, американские школы театра, кино, школы актерского, режиссерского мастерства учились у нас. Поэтому если в России заниматься театром, то только на мировом уровне.
─ Какие итоги вы можете подвести за четыре года работы театра?
— Главный результат — это та праздничность, та радость, которую дарит наш театр зрителям. У нас очень тесные, теплые отношения с новосибирской публикой. Мы очень ценим, что нас полюбили, и крайне бережно относимся к главному результату нашей деятельности: зритель поверил в наш театр, он тянется к нам, любит наши спектакли. Это обязывает и дальше трудиться так же красиво, так же виртуозно, как мы делаем это все четыре года.

─ Какие премьеры ждали зрителей в четвертом театральном сезоне?
— Еще в 2024 году вышла целая линейка детских спектаклей. Это «Катя и Чудеса» (6+) — незаслуженно забытая советская сказка, спектакль, который поставил большой друг нашего театра, очень тонкий, даровитый режиссер Евгений Арзамасцев. Спектакль «Василиса Микулишна» (6+), сколоченный, выстроенный нашей юной актрисой, любимицей публики Ладой Большангорской. Она и как актриса восхитительна и, как выяснилось, Лада — профессиональный и тщательный театральный режиссер.

─ Над чем сейчас работают актеры НДТ?
— Уже в середине марта 2025 года мы представим новосибирским зрителям новый спектакль — «Даю уроки танцев» (12+). Очень значимая для нас работа, мы все ею увлечены, история вышла симфонической.

─ Как появилась идея такого спектакля?
— Когда мы сами писали пьесу, я позвал в работу нашего новосибирского драматурга и актера Льва Молчанова. Это спектакль-признание Александру Андреевичу Проханову, выдающемуся деятелю русской культуры, большому писателю, философу, знаменитому общественному деятелю, истинному патриоту нашей страны, нашему старшему другу.
Александр Проханов — советский и российский писатель, политический деятель, публицист, журналист, общественный деятель.
На старте работы с Александром Андреевичем рассматривали варианты инсценировки одного из его произведений. Взять за основу либо корпус его стихов, либо взять что-то из его романов? Но мы пришли к выводу, что сам по себе автор-герой Проханов не менее интересен. А для театра более выгодно сделать красивую историю жизни, написать пьесу и сшить динамичный яркий спектакль.

─ Как отреагировал Александр Проханов на такой вызов?
— Он согласился в это поиграть. Проханов — действительно маэстро, смелый, очень остроумный. Он поддержал наше предложение сделать молодежный, во многом пикантный спектакль. Получилась остросовременная история о тех недоумениях, с которыми мы сталкиваемся в жизни, о тех радостях, которые не всегда мы замечаем, и о мастере. Мастере не только слова, а о мастере жизни, который живёт смело, открыто и очень увлекательно.
─ Были ли трудности в создании сценария, пьесы, актерской игры?
— Лев Молчанов вдохновился моим предложением, хотя вначале смущался. Ему, начинающему драматургу, который до этого написал несколько игривых пьес для антрепризы, нужно было написать о ныне живущем классике русской литературы. Он лёгкий на подъём, и Александр Андреевич ему позволил делать все. Делать красиво и уместно. Проханов — такой царь-ребенок, максимально внутренне свободный человек. «И, следовательно, ты в 22 года, — говорил я Льву, — наиболее адекватно поймаешь излучение этой юношеской силы, порывистости, поэтики вечной юности».
Пьеса давалась нелегко: было несколько редакций, уточнений, включение дополнительных персонажей. С января 2025 года мы приступили к репетициям, тщательно оттачиваем, отшлифовываем мизансцены. Надеюсь, что в итоге получится легкий, элегантный, мудрый спектакль.

─ Александр Андреевич продолжает вносить какие-то правки?
— Он — остро-ироничный человек высокой культуры, отнесся к идее с большим юмором. Мы сразу сумели друг друга понять. Определились, что наше суверенное право — показать так, как нам видится Александр Проханов. Он сказал, что сам измучен этой лакировкой, что зачастую себя ощущает мумифицированным фараоном — «большой писатель», «могучий старик, который осмысливает русскую историю». Александр Андреевич разрешил сделать его прототип куртуазным, веселым, игривым и обозначил, что это его никак не огорчит.
─ Каков сюжет спектакля «Даю уроки танцев», что будет происходить на сцене?
— Это надо видеть! Александр Андреевич знакомится с молодыми московскими журналистами. Выясняется, что одна из героинь — это восходящая звезда русского нового медиа, несмотря на свой юный возраст. Она уже блогер, в нее влюблен оператор. Недосказанность в отношениях, накопившиеся недоумения острым хирургическим скальпелем вскрывает Проханов. Будучи куртуазной и остроумной фигурой, он провоцирует героев на откровения. Как со вкусом подобранные камни в ожерелье, мы подобрали актерский ансамбль — в спектакле сверкают Игорь Мастраков, Галина Мыжевских, Юрий Митякин, Ирина Трифонова, Ирина Лудищева.

─ Почему «уроки танцев»?
— Это комедия воспитания. Название «Даю уроки танцев» выбрано не случайно. Танец здесь — большая метафора жизни, потому что танцует все: звезды, люди, моря, океаны… Таких, как Проханов, к сожалению, единицы — они движутся в ритме небесного танца. Они понимают при всей трагичности жизни всю красоту увлекательной музыки жизни.
Наши современники в этом удручающе скучном мире цифровых галлюцинаций, вечной лихорадочной спешке мира победившего пластика, встречаются с настоящим живым поэтом. Он вдруг неожиданно срывает эту синтетику, целлофанность жизни, наши серые будничные оковы повседневности и из суеты прорывается в суть.
Каждый будет узнавать себя. Мы в массе своей полуживые, не можем жить отчаянно красиво. Мы редко рискуем в любви, в профессии, в дружбе. Люди, которые могут так жить, под лозунгом «Выбери жизнь, чтобы жить», — вдохновляют, открывают нам сокровищницу мира.

─ Кто сыграет главную роль в спектакле?
— Один из самых блистательных современных русских актеров — Игорь Владимирович Мастраков. Новосибирску повезло, что актер такого калибра выступает на сцене Новосибирского драматического театра «Советский». Только умный человек становится умным актером. Только сердечный чуткий человек становится сердечным чутким актером. В нем этих качеств — нежности, суровости — с избытком. Мы провели нехитрый, очень короткий кастинг и поняли: зачем кого-то выбирать, если у нас в труппе есть актер такого масштаба?
Игорь понимает всю ответственность, он понимает всю противоречивость, всю композиционную сложность своего персонажа. Уже месяца три аккуратно, на мягких кошачьих лапках подбирается к образу, наполняет его подробностями и делает это очень скрупулезно.

─ На сцене противоречивые декорации: африканские мотивы и Шуховская башня (вид снизу, как будто зритель внутри самой башни). Почему такое сочетание?
— Только тот спектакль хорош, когда в едином ключе решается режиссерская постановочная задача и художественно-декоративная, чтобы это было созвучно. История Проханова — это история большого художника: 17 войн, десятки романов, активная политическая жизнь, активные путешествия. Обозначить вот эту витальность, конечно, возможно через точное художественное решение. Проматерик человечества — это Африка. Где действительно множество радостного, ликующего, живого? В Африке. Поэтому мы берем одну из главных линий — Африку. Советскую Африку! Потому что наш герой побывал на войнах и в Мозамбике, и в Анголе, но элемент большого советского стиля тоже необходим. Здесь должна быть соответствующая Проханову парадоксальность. Поэтому в декорациях присутствует и русский авангард, этот прорыв, космичность. Взяли как элемент Шуховскую башню, поскольку это один из несомненных шедевров инженерно-архитектурной мысли в истории человечества. Это сочетание элементов, на мой взгляд, очень характеризует главного героя.

─ Сам Проханов приглашен на премьеру?
— Да, несомненно. Он обещал быть. У него практически детское любопытство — увидеть, как один большой художник видит другого художника. Цитирую Проханова: «Конечно, в почтенном возрасте хотелось бы видеть себя в камергерском парадном мундире, усыпанном алмазными звездами, и в золотом багете. Но не удивлюсь, если Кубанов наденет на меня шутовской колпак и будет весь спектакль смеяться, и, как из чучела фазана, будет выдергивать эти перья, бросать в меня дротики!» Я надеюсь, что до такой резкости не дойдет, но, вне всякого сомнения, пикантность будет, в которой безжалостная красота его отношений с близкими, с историей, с женщинами, с мечтой. Это будет не карамельная история.

Новосибирский драматический театр «Советский»
Новосибирск, ул. Серебренниковская, 35
Тел. +7 (383) 222-44-85
https://novdt.ru/
https://vk.com/dramteatr_nsk
https://t.me/dramteatr_nskГАУК НСО «НДТ», 630007, г. Новосибирск,
ул. Коммунистическая, 3Реклама 6+