Что можно узнать о повседневной жизни Новосибирска в 1920-е годы из газетной рекламы того времени? Оказывается, не так уж и мало. Подробности — в материале «Континента Сибирь».
Для историка любой текст ушедшей эпохи может стать источником ценной информации о ней. Даже обычная газетная реклама. Младший научный сотрудник сектора истории социально-экономического развития Института истории СО РАН Ольга Ильиных провела ряд исследований, основанных как раз на изучении газетной рекламы в Новосибирске в 1920-х годах. Некоторыми результатами своей работы она поделилась с читателями «Континента Сибирь».
«Реклама на самом деле довольно богатый источник информации. По моим подсчетам, даже само количество газетных объявлений четко коррелирует с экономическими процессами, которые происходили тогда в стране: в кризисы ее было меньше, в годы подъема — больше. Ну и, естественно, содержание объявлений может многое рассказать о повседневной жизни горожан — что их интересовало в плане потребления, какая была мода, что представлял собой сектор услуг, какова ситуация на рынке труда и многое другое», — рассказала она.
Выставка произведений самого древнего вида искусства открылась в новосибирском Академгородке
Сто лет назад в Новосибирске издавалась одна городская газета — «Советская Сибирь», и вместе с началом Новой экономической политики советской власти (тот самый НЭП) в ней стала публиковаться масса различных по объему и содержанию рекламных объявлений, которые сегодня изучают историки.
«С началом НЭПа городская экономика очень оживилась, помимо представительств и магазинов от организаций и трестов общероссийского масштаба, заработало много местных предприятий, в том числе частных. Это были различные мастерские по пошиву одежды и обуви, ремонту мебели, фотоателье, аптеки. Хватало и индивидуальных предпринимателей, в частности, была распространена частная врачебная практика — в одном выпуске газеты могло быть 10–15 таких объявлений», — констатировала Ольга Ильиных.
Бурное оживление экономики нашло отражение не только в газетных объявлениях. Когда в середине 1920-х годов встал вопрос о переименовании Ново-Николаевска, среди населения большой популярностью пользовалась идея назвать город СибЧикаго — ее сторонники считали, что такое имя передает и быстрые темпы роста города, и его активную хозяйственную жизнь. Но власти пошли по более идеологически выдержанному пути, выбирая между Краснообском и Новосибирском. Победил, как известно, второй вариант, но и Краснообск спустя некоторое время на картах появился.

Рекламодателей того времени можно разделить на несколько больших групп, и у каждой будут свои интересные черты.
Самые большие средства в рекламу вкладывали крупные организации — различные государственные предприятия и тресты, многие из которых вообще располагались в других городах, а здесь открывали свои представительства. Они публиковали большие плакаты (порой на целый газетный разворот) с фотографиями, виньетками и необычными шрифтами.
Для продвижения своей продукции использовались и другие приемы, доступные в то время. Один из них — ассоциация с импортом: тягу к заграничным маркам, включая контрабанду, высмеивали авторы «Двенадцати стульев», а продавцы использовали в своих интересах. Так, одним из производителей парфюмерии в стране в то время выступал государственный Трест «ЖирКость». Очевидно, что такое название в качестве бренда для духов, пудры и туалетного мыла годилось не очень. И его превратили в аббревиатуру «ТЭЖЭ», которая ассоциировалась уже не с жиром, а с чем-то французским. Для усиления эффекта в рекламу добавили утверждение, что речь идет о «единственном в Европе производстве парфюмерии по размерам и качеству».
Много в газетах тех лет было рекламы различных магазинов. «Магазины эпохи НЭПа, судя по текстам их рекламных объявлений, отличались крайне разнообразным ассортиментом, напоминая современные супермаркеты. Их владельцы выставляли на продажу любые товары, которые могли добыть, купить или выменять. На соседних прилавках лежали продукты, одежда, какой-то инвентарь. А еще они учитывали настроения своих покупателей, которые на тот момент еще сохраняли многие дореволюционные традиции. В результате в одной и той же газете могли быть опубликованы передовица антирелигиозного содержания и реклама кооператива, приглашавшего всех за рождественскими игрушками», ─ пояснила «Континенту Сибирь» Ольга Ильиных.
Еще одной интересной особенностью НЭПа стало возрождение разных заведений, мастерских и других организаций, которые существовали в Ново-Николаевске до революции. Особенно это было заметно в сфере досуга — у многих горожан снова появились деньги, и они готовы были их тратить на разного рода развлечения.

Так, в 1922 году вновь заработал летний сад-театр «Альгамбра», впервые открывшийся еще до Первой мировой войны. Как гласила реклама, его посетителей ждали ежедневные киносеансы, выступления духового оркестра, танцы, буфет с горячими закусками, изготовленными под наблюдением опытных кулинаров, вина и другие напитки.
Цены на билеты туда были высокие, «Альгамбру» посещали преимущественно нэпманы и чиновники. Но и для горожан рангом попроще были свои заведения — столовые и другие точки общественного питания, где были как порционные обеды, так и деликатесы, например, в одной из них предлагался «артистический шашлык от известного дяди Гиви».
Большую группу составляли объявления частных лиц. Содержание их было самым разным: одни предлагали свои услуги, другие продавали имущество, третьи искали работу. Такие объявления тоже могут немало рассказать о жизни горожан. Вот уволившийся из рядов рабоче-крестьянской Красной армии мужчина с дореволюционным опытом работы администратором ищет работу заведующего складом или магазином. Причем готов рассматривать только солидные предложения. Очевидно, что хозяйственный бум породил спрос на опытных менеджеров, а вот кадров такого профиля после нескольких лет гражданской войны и «военного коммунизма» не хватало. Поэтому подобный специалист и мог позволить себе выбирать.
Но были и другие объявления — интеллигентная и образованная женщина готова была вести домашнее хозяйство за жилье и питание, другие предлагали услуги репетиторов сразу по многим предметам за скромную плату. В реалии НЭПа, как и в «рыночную экономику» десятилетия спустя, вписаться удалось далеко не всем.
«В последние годы исследования именно повседневной жизни тех или иных групп людей стали весьма популярны. С этой точки зрения, газетные подшивки просто кладезь информации. Реклама и вообще местная пресса тех лет интересны еще и потому, что тогда цензура на этом уровне была не такой строгой, как в центральных изданиях. И в результате можно лучше представить, какой была повседневная жизнь сибирской провинции в первые годы после победы новой власти. Эти объявления буквально передают атмосферу той эпохи», — подытожила Ольга Ильиных.