Что изменилось в жизни Физматшколы в новосибирском Академгородке после переезда в новые корпуса и как лучше сохранять историю этого учебного заведения — в репортаже «Континента Сибирь».
Мы много рассказывали о масштабном строительстве нового кампуса Новосибирского государственного университета (НГУ). В числе объектов первой очереди, которые летом были введены в эксплуатацию, — учебный и культурно-досуговый корпуса Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) НГУ, более известного новосибирцам как Физматшкола, или ФМШ.
Осенью 2024 года начался демонтаж старого учебного корпуса школы, состояние которого давно вызывало вопросы. Но оказалось, что далеко не всех обрадовала эта реновация, нашлись (в том числе среди выпускников прошлых лет) сторонники сохранения здания, считающие, что оно обладает существенной исторической ценностью. Их оппоненты указывали на то, что для школы гораздо важнее развиваться, расширять возможности для творчества и образования воспитанников, а историю ФМШ можно сохранять и по-другому. Дискуссия по этому поводу вышла достаточно напряженная и даже вылилась в несколько пикетов протеста против сноса здания.
«Континент Сибирь» разбирался в том, как сейчас обстоят дела в, пожалуй, самой знаменитой школе Новосибирска.
Для начала мы обратились к преподавателям и ученикам школы с вопросами, как изменился сам учебный процесс после переезда и оправдались ли те щедрые прогнозы о школе нового типа, которые оглашались политиками разного уровня, посещавшими стройплощадку нового кампуса.
«Давайте сравним колесную телегу и скоростной автомобиль — и то и другое средства передвижения, но поездки на них отличаются, как небо и земля. Примерно то же самое можно сказать о разнице в организации учебного процесса в старом и новом здании. Если в старом корпусе мы исходили из принципа «неважно, где мы собрались, главное, что мы вместе и нас объединяет общая цель», то сейчас я могу использовать большое количество инструментов, возможностей и пространства для достижения максимального результата в своей работе», — уверен доцент кафедры химии СУНЦ НГУ Роман Бредихин.

По его оценке, большие пространства дают мощный толчок к творчеству учеников. Сама планировка аудиторий позволяет быстро адаптировать ее под решение разных задач, будь то лекционные занятия, экзамены или групповая работа, причем с группами разного размера.
Насыщение классов дополнительным оборудованием позволило значительно расширить тематику проектов, выполняемых учениками. «Сейчас лаборатории предполагают индивидуальное оснащение рабочих мест, вплоть до индивидуальных вытяжек и разводки газа по рабочим местам. Это позволяет, например, делать эксперименты в инертной среде с защитой от кислорода и влаги, содержащейся в воздухе, то есть проводить те синтезы, которые были немыслимы в старом здании», — рассказал Роман Бредихин.

Новые возможности оценили и сами ученики. «Конечно, старый корпус имел свою атмосферу, которая сформировалась поколениями прежних выпускников. Но новый корпус мне нравится больше — здесь много нового в планировке, оборудовании, а главное — в возможностях для воплощения наших идей, здесь достаточно места, чтобы можно было креативить от души», — поделился мнением с корреспондентом «Континента Сибирь» ученик класса 11-4 Кирилл Володин.

Схожую позицию огласили и другие ученики: старый корпус впечатлял своей историей как школы, где на протяжении шестидесяти лет собирались самые способные старшеклассники со всей страны, а новый корпус открывает новые горизонты для нынешних поколений учеников. И, как это обычно бывает, эти горизонты для молодежи оказываются привлекательнее.

Конечно, важно не только заглядывать в будущее, но и помнить свою историю. Вот только она не привязана намертво к тому, старому зданию, отмечают в руководстве СУНЦ. В новом корпусе нашлось место для музея Физматшколы, который постепенно наполняется экспонатами.

Недавно к ним добавился бюст основателя Академгородка — академика Михаила Лаврентьева, переданный выпускниками школы 1973 года. У истоков ФМШ стояло много крупных ученых, но Михаил Лаврентьев занимал особое место, сами школьники считали его отцом-основателем своей альма матер.
Первая очередь нового кампуса НГУ получила разрешение на ввод в эксплуатацию
«Наш выпуск был уникальным. Нам посчастливилось быть в ФМШ в ее самые счастливые, пожалуй, годы. В августе 1971 года Лаврентьев выступал перед свежим набором учеников, пуская дымовые кольца в зал Дома ученых. Это было очень интересное физическое явление, вихри, которые летят, не испытывая сопротивления воздуха. Публика в зале с восторгом пыталась их поймать — не получалось, они как-то обтекали руку и продолжали лететь», ─ поделился своими воспоминаниями с корреспондентом «Континента Сибирь» один из выпускников ФМШ 1973 года Александр Боровик. Ему более всего запомнились заветы Лаврентьева из этой лекции.
─ Пока вы молоды — пробуйте все, не торопитесь закрывать двери, которые для вас еще открыты.
─ Но будьте готовы к глубокой, систематической, узко направленной учёбе и исследовательской работе.
─ И помните: главное в нашей профессии — вовремя смыться (да, так и сказал!). Вы должны научиться вовремя бросать направление исследований, которое стало неперспективным, и бросать без жалости и промедления.
«Как видите, он говорил с нами — мальчишками и девчонками 15 лет — как с будущими исследователями», ─ констатировал Александр Боровик.

Схожее отношение к академику было и у большинства его однокашников, тем более что выпуск этого года стал фактически последним, в чьем обучении председатель Сибирского отделения АН СССР принимал активное участие, обсуждал с учениками их идеи, оценивал их потенциал и мотивировал двигаться дальше, становясь полноценными учеными-исследователями. И когда прозвучало предложение подарить бюст Лаврентьева музею школы, эту идею поддержали многие.
Директор СУНЦ НГУ получила орден за вклад в строительство первой очереди кампуса вуза
Как рассказала «Континенту Сибирь» еще одна выпускница того года, Людмила Брагинская, у этого бюста тоже довольно интересная история. Его изготовил известный скульптор-монументалист Владимир Грачев (автор скульптуры Глинки у консерватории и ряда других работ). В свое время он участвовал в конкурсе на создание большого памятника Лаврентьеву, на который представил в качестве наброска будущей работы бюст академика. Тогда на конкурсе победил его коллега Геннадий Парамонов (его работа сейчас установлена возле здания президиума СО РАН). А бюст долгое время хранился в мастерской Грачева, пока тот не принял решение отойти от дел.
Вот тогда-то Людмила Брагинская и предложила идею выпускникам собрать средства и передать бюст Лаврентьева в дар своей любимой школе. «У нас есть свой чат, там больше семидесяти выпускников. Мы разместили там фотографию памятника, он всем понравился, довольно быстро соорганизовались. Координацию нашего проекта взял на себя Сергей Крыцын. Была еще одна непростая задача, поскольку это был даже не бюст, а только голова, нужно было сделать для нее достойный постамент. В итоге мы нашли художника по металлу, который взялся за эту работу и, считаю, успешно с ней справился», ─ вспомнила она.

Она также отметила, что история со сносом старого здания тоже живо обсуждалась, и мнения разделились. Были те, кому очень хотелось, чтобы здание школы, где они учились, стояло на прежнем месте. Но сама Людмила Брагинская, как и многие ее одноклассники, считает, что вряд ли Лаврентьев обрадовался бы тому, что его детище застыло бы в прошлом. Он создавал Академгородок, используя самые передовые идеи и технологии того времени. И новая школа вполне соответствует его идеологии — быть первыми.
Историю ФМШ, конечно же, тоже надо сохранять, и это находит свое воплощение как в музее, так и в разных панно, украшающих стены новых зданий школы. А еще в ближайшее время, по информации «Континента Сибирь», должны быть запущены виртуальные экскурсии по школе, участники которых тоже смогут увидеть, как выглядела школа до своего новоселья.