Заметно ли по дотационному бюджету Новосибирска, что с мэром-единороссом у города стало больше возможностей, чем в период десятилетнего правления коммуниста? «Континент Сибирь» пытается разобраться: если что-то улучшилось в управлении городским хозяйством, в какой мере это обусловлено возросшей щедростью субъекта РФ, связанной с тем, что региональным центром теперь руководит человек из команды губернатора? Или причину следует искать в нюансах менеджмента?
Много лет в информационном пространстве и массовом сознании взращивалась мысль, что к территориям с «оппозиционными» главами вышестоящие бюджеты более скупы, чем к городам, во главе которых стоят представители партии власти. Восемь месяцев назад на смену мэру-коммунисту Анатолию Локтю в Новосибирске пришел Максим Кудрявцев. Это человек из команды лидера региональной «Единой России», члена Высшего совета ЕР — губернатора Андрея Травникова. В 2017 году тот сам прибыл в область как «человек президента», а в 2024-м завершил операцию согласования (это был непростой процесс) и полноценного встраивания в вертикаль своего бывшего заместителя и коллеги по ЕР на посту руководителя главного города в области. «Континент Сибирь» изучил финансовые документы региона и муниципалитета, поговорил с областными и городскими депутатами, чтобы понять, как смена градоначальника сказывается на Новосибирске, его казне и трансфертах из региона.

В начале этого года в аккаунтах мэра Максима Кудрявцева в соцсетях сообщалось о том, что областной бюджет дал Новосибирску 6,6 млрд рублей на дороги, облагораживание города, детские и спортивные площадки, капремонт школ, строительство образовательных учреждений, организацию питания в начальных классах и создание модельных библиотек. Градоначальник акцентировал внимание публики на этой же сумме и в конце прошлого года, отмечая, что дополнительные трансферты городу придут благодаря сотрудничеству с правительством Новосибирской области. Комментируя принятие бюджета на 2025 год, Кудрявцев так описал, чем муниципалитет обязан региону: «…мы плотно работаем с областным правительством, входим в региональные и федеральные программы, и, конечно, доходная составляющая будет увеличена. Это позволит нам решать насущные проблемы. Будем наращивать собственные доходы, чтобы иметь возможности для решения актуальных для города проблем и задач». В сентябре прошлого года городская администрация подчеркивала, что четыре пятивагонных состава для метро Новосибирск покупает, используя субсидии от правительства области, одобренные Законодательным собранием. Именно региональный парламент принимает главный финансовый документ, который распределяет деньги на нужды разных территорий субъекта. Еще до официального вступления Кудрявцева в должность инфопространство подпитывалось тезисами, наводящими на мысль, что губернатор не оставит Новосибирск без мощной поддержки. Так, за три дня до инаугурации нового мэра появились новости со ссылкой на слова Травникова о выделении городу 1,3 млрд рублей в качестве «усиления помощи» на дороги.
Один из собеседников «Континента Сибирь» из депутатского корпуса напоминает, что по инициативе Андрея Травникова областной бюджет заложил на 2025 год 30 млн рублей для нужд Новосибирского зоопарка. Для муниципального учреждения это внушительная сумма. Но все же речь идет о знаковом, инвестиционно привлекательном объекте, которому власти традиционно уделяют повышенное внимание. Не факт, что стоит увязывать объемы этой целевой помощи с политическими взглядами главы того города, который является учредителем зоопарка. В конце прошлого года региональная казна учла 350 млн рублей на проектирование Дзержинской линии метро, при этом субсидии на развитие подземки область закладывала и когда Локоть еще не успел сдать свой пост.
В 2025 году наибольший объем субсидий из областного бюджета запланирован на:— приобретение (обновление) автомобильного и наземного электрического общественного пассажирского транспорта государственной программы Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области» (2 605 339,2 тыс. рублей — приобретение троллейбусов, автобусов, модернизация трамваев, в том числе с использованием лизинга);
— реализацию мероприятий по строительству и реконструкции спортивных объектов муниципальной собственности государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области» (633 650,0 тыс. рублей — ст. «Спортивная» Ленинская линия метрополитена);
— обновление подвижного состава Новосибирского метрополитена с применением механизма финансовой аренды (лизинга) государственной программы Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области» (605 000,0 тыс. рублей);
— реализацию мероприятий по устойчивому функционированию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» (583 570,0 тыс. рублей);
— реализацию мероприятий по организации благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (426 639,5 тыс. рублей);
— строительство и реконструкцию образовательных организаций муниципальной собственности, реализующих программы общего образования, государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» (384 776,3 тыс. рублей);
— укрепление материально-технической базы учреждений в сфере дорожного хозяйства (375 400,0 тыс. рублей);
— осуществление полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам государственной программы Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области» (375 017,1 тыс. рублей);
— реализацию мероприятий по развитию Новосибирского метрополитена государственной программы Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области» (350 000,0 тыс. рублей — проектно-сметная документация);
— организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» (299 053,4 тыс. рублей);
— реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» (289 694,1 тыс. рублей);
— реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в образовательных организациях государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» (253 900,0 тыс. рублей);
— реализацию мероприятий по государственной поддержке муниципальных образований Новосибирской области на укрепление, приведение в нормативное состояние и развитие спортивной инфраструктуры муниципальных образований государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области» (204 100,0 тыс. рублей — футбольное поле на ул. Часовой, лыжная база в Первомайском районе);
— на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции муниципальных учреждений сферы культуры государственной программы Новосибирской области «Культура Новосибирской области» (120 000,0 тыс. рублей — музыкальная школа по ул. Терешковой).
Представители партии КПРФ, региональный лидер которой с 2014 по 2024 год возглавлял Новосибирск, в разговоре с «Континентом Сибирь» уверяют, что не заметили, как на муниципалитет полился денежный дождь, когда сменился мэр. Член бюджетного комитета Заксобрания Новосибирской области Николай Машкарин говорит, что не видит кардинального роста дотаций и субвенций от региона в его административный центр после отставки Анатолия Локтя. С ним солидарен представитель фракции КПРФ в горсовете, член комиссии по наказам Александр Бурмистров, который придерживается мнения, что область и в прежние годы не экономила на Новосибирске.
Новосибирск — административный центр региона, обеспечивающий около 80% доходов консолидированного бюджета региона. При этом вице-спикер Совета депутатов Новосибирска, коммунист Антон Тыртышный напоминает, что дефицитная и дотационная казна Новосибирска на 43–45% зависит от вышестоящих бюджетов. «Такая зависимость осложняет самостоятельное планирование городом капитального строительства, поскольку нужно идти в соответствии с планами областного правительства. И в итоге неожиданные поступления в бюджет могут сопровождаться неготовностью проектно-сметных документаций на объекты и другими проблемами», — комментировал Антон Тыртышный принятие бюджета на 2025 год.
Финансовые планы субъекта РФ всегда учитывают определенные суммы для муниципалитетов, но команде единоросса Максима Кудрявцева грех не воспользоваться поводом и не указать на щедрость «своего» губернатора.
Заместитель председателя Законодательного собрания, руководитель фракции «Справедливая Россия» Анатолий Кубанов также не видит прямой корреляции между сменой мэра и объемами трансфертов от области в город. В разговоре с «Континентом Сибирь» парламентарий призывает не доверять мифу, что власти стремились наказывать деньгами региональный центр за то, что его возглавлял «оппозиционный» градоначальник. «Не стоит искать интриги. При любых режимах областному центру власти уделяют особое внимание. Надо быть веселым политическим суицидником, чтобы, будучи губернатором, позволить «завалить» столицу своего региона. Кто бы ни был мэром, коллапс в городе — это удар по престижу области, по его высшему должностному лицу», — Анатолий Кубанов убежден, что губернаторы не могут «перекрыть» бюджет муниципалитетам, с мэрами которых они в конфликте.
Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев: «Процесс формирования команды продолжается»
«Если глава области будет давить на эту педаль бюджетных отношений, он первым и разобьется, — считает Анатолий Кубанов. — Такой инструмент может быть задействован как форма психологического давления, но на практике губернатор понимает: эффективность его деятельности проявляется в том числе в обеспеченности муниципалитетов. Любые социально-экономические передряги в городе — это головная боль губернатора. Вертикаль власти так устроена: отвечать за происходящее в Новосибирске должен не руководитель муниципалитета, а глава области. И плевать, какой политической окраски мэр, губернатор всегда будет отслеживать финансирование городских нужд», — констатирует депутат.
Громкая история, касающаяся финансового состояния Новосибирска, произошла в 2014 году, когда мэром стал коммунист Локоть, а губернатором — единоросс Владимир Городецкий. Через месяц после того, как он официально возглавил область, депутаты Заксобрания приняли закон об урезании доходов от налога на доходы физических лиц в муниципальных бюджетах — Новосибирск лишился 10% от НДФЛ в пользу региональной казны. Позже городской Совет выступал за пересмотр того решения и просил часть НДФЛ вернуть. Но региональные власти дали понять: об этом не может быть и речи, и заявили, что тема впредь не должна использоваться в «популистских» заявлениях. Год от года властная вертикаль только укрепляется, и публично говорить о возврате НДФЛ считается политическим моветоном не только в стане партии власти. Анатолий Локоть на втором сроке дистанцировался от дискуссий не то что по НДФЛ — даже по вопросу отмены выборов мэра.
Полгода под руководством нового мэра: как меняется состояние улично-дорожной сети Новосибирска?
Анатолий Кубанов в разговоре с «Континентом Сибирь» настаивает, что сопоставимые суммы, которые были перераспределены по НДФЛ, в город возвращаются разными программами. Хотя представители горсовета прежде уверяли, что этих перечислений недостаточно.
Член бюджетного комитета Заксобрания Александр Кулинич («Единая Россия») в беседе с «Континентом Сибирь» подчеркивает, что как житель Новосибирска он заметил перемены при новом мэре. Депутат говорит, что в городе стало чище, но считает — дело не в деньгах, которые область дает, а в смене подходов. «Бюджет области большой, но он все-таки не резиновый, помимо Новосибирска, в области еще три десятка районов. Что касается денег, их городу выделяли и при предыдущей команде мэрии. Но люди замечают, что при новом главе на улицах стало чище. Я тоже это вижу», — говорит Александр Кулинич.
В бюджетных дискуссиях между городом и областью традиционно возникает вопрос: правильно ли просить дополнительное финансирование? Прежде всего, муниципалитет должен стремиться к наращиванию собственных доходов. После перераспределения НДФЛ в пользу региона участники этих споров советовали городским властям тщательнее искать «внутренние резервы» — разбираться с должниками за аренду муниципальной земли, повышать собираемость налогов, заниматься административной реформой и так далее. Стоит заметить, что за это в городской администрации отвечает первый вице-мэр Борис Буреев. Он занял эту должность в 2015-м, то есть через год после избрания коммуниста Анатолия Локтя на первый срок. Но с теми же задачами сталкивался и при предыдущем градоначальнике Владимире Городецком. Буреев пришел в мэрию в 2006 году: до 2011-го был начальником управления финансов и налоговой политики города, затем он возглавил финансовый департамент, а с 2012 года работал в статусе заместителя мэра.
То есть резкое наращивание ассигнований со стороны области в некотором смысле означало бы, что городская команда слабо справляется с задачами по поиску финансовых резервов. Однако учитывая, что губернатор выступал за назначение мэром Максима Кудрявцева, логично все же рассчитывать на реакцию и помощь со стороны области в острых и кризисных моментах.
Реальное развитие экономики видно по финансам, которые город привлекает сам, без помощи вышестоящих бюджетов. Это отражается в строчке «собственные доходы». По итогам 2024-го — то есть спустя год после отставки Анатолия Локтя — она выглядит чуть динамичнее, чем это было при команде мэра-коммуниста. В 2023 году собственные доходы Новосибирска составили 35,6 млрд рублей, по итогам 2024-го — 49,9 млрд рублей. То есть если раньше по сравнению с предыдущим периодом денег приходило примерно на 3 млрд рублей больше, то в 2024-м — на 14 млрд рублей. Но более наглядно ситуацию отражает годовая смета: через одиннадцать месяцев проверим, не переоценивает ли представительная и исполнительная власть города финансовые возможности муниципалитета при единороссе-Кудрявцеве.
Председатель комиссии Совета депутатов Новосибирска по бюджету Кирилл Покровский в беседе с «Континентом Сибирь» напоминает, что город и в прежние годы мог рассчитывать на помощь региона: областные деньги помогали приводить город в порядок перед Днем Победы, регион дотировал приобретение снегоуборочной техники и так далее… «Муниципальный бюджет является дотационным, область всегда выделяла средства. Это постоянный процесс, он не зависит от того, кто возглавляет город. Но, разумеется, есть ситуации, когда финансы нужны срочно. Речь о единовременных трансфертах на острые нужды или, например, на проектирование метро, развитие которого очень нужно городу. Не секрет, на первом этапе деятельности нового мэра город получил конкретные целевые суммы: 1,5 млрд рублей на оперативный ремонт дорог. Даже с политической точки зрения было бы крайне странно, если бы губернатор, который поддерживал Максима Кудрявцева на посту мэра, выступал против помощи муниципалитету. Но слишком просто интерпретировать происходящее в духе: пришел хороший правильный мэр, и ему сразу дают деньги», — рассуждает Кирилл Покровский.
Что касается трансфертов из области в город, на графиках видно, что в последние три года на начальном этапе формирования бюджета закладываются примерно одинаковые объемы. По результатам 2024-го (спустя год после отставки мэра-коммуниста) из региональной казны пришло 52,4 млрд рублей, а по итогам предыдущих 12 месяцев, когда у власти был Локоть, — 50,3 млрд рублей. Резкий скачок произошел в 2022-м — именно при предшественнике градоначальника-единоросса. И этот всплеск был заложен на начальном этапе планирования бюджета, в документах на 2025 год такой тенденции (по крайней мере пока) нет.
Факт, что графы финансовых вливаний из региона в муниципалитет на данный момент не сильно отличаются от тех, что были при Локте, открывает пространство для размышлений и вызывает массу вопросов. Может быть, открытые данные не отражают реальную картину или мы ее увидим позже, после корректировок в течение этого года? У города после смены мэра подросли собственные доходы (уже по итогам 2024 года). Этот рост — заслуга новой команды городской администрации или инерция от деятельности старой? Если второе, то насколько серьезными были барьеры, сдерживающие эту динамику прежде? При Максиме Кудрявцеве стали лучше чиститься дороги благодаря тому, что область, ставя своего мэра, подумала о деньгах на «усиление помощи» муниципалитету? Или просто новому мэру повезло с погодой, и Новосибирск так не заваливало снегопадами, как было при Локте?
Еще в 2021 году предприниматель Дмитрий Терешков начинал рассуждения о причинах, по которым город грязный, дороги плохие, тротуары разбитые, с утверждения: «Сколько денег — столько песен». Когда процесс отмены выборов мэра Новосибирска вышел на финишную прямую, председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Салов ставил вопрос: сделают ли эти метаморфозы Новосибирск чище и лучше? Слова о необходимости повышать эффективность управления муниципалитета вовсе не исключали тезиса «Дайте городу деньги на комфорт жителей!».
«Новосибирский квартал»: строить сегодня — думать о завтрашнем дне
Некоторые собеседники «Континента Сибирь» выше уверяют, что улучшения в городе не нужно связывать с деньгами. И все же почему? Дело в специалистах, которые перешли на работу в городскую администрацию? В координации со стороны области? Или исключительно в организационных и управленческих решениях градоначальника, в тщательном контроле за их исполнением?
И еще один немаловажный нюанс: а если сделать чистоту улиц более заметной, то у жителей города реально не останется скепсиса насчет перемен к лучшему? Сомнительно, если, например, не учитывать их пожелания при проектировании общественных пространств.
На поиск ответов на эти вопросы нужны годы. А пока «Континент Сибирь» приглашает новосибирцев присоединиться к обсуждению и поделиться впечатлениями о том, насколько ощутимы перемены в городе при новой команде. Каковы, с вашей точки зрения, их причины и в чем они выражаются? Присылайте ваше мнение на news@ksonline.ru.